Политическое пространство

Сегодня, когда страсти по выборам в Государственную думу уже улеглись, а до следующих выборов еще довольно далеко, уместно в спокойной обстановке разглядеть наши "грабли". Попробовать разобраться в том, как же нам различать тех, кто стремится в политику или уже оказался там. Сразу же оговоримся, в этой работе не ставится задача дать оценку тому, кто (или какие) "политики" лучше или хуже. Мы не знаем и не собираемся разбираться в том, кто лучше - мартышка или сорока, лев или кит. Наша задача заключается в том, чтобы помочь людям утвердиться в своем праве не верить глазам своим, когда на клетке с ослом они увидят надпись "лев". Эта задача исключительно классификационная - мы постараемся структурировать политическое пространство и выделить те существенные признаки, которые позволили бы нам с некоторой степенью определенности относить "политиков" к тому или иному классу, роду, виду. При этом мы не имеем в виду первоначальный смысл слова "политика" - искусство управления государством, как не имеющий отношения к нашему обществу.

На первый взгляд может показаться, что такой задачи не существует. Достаточно спросить "политика" (далее по тексту - без кавычек) и он с готовностью самоидентифицируется: консерватор, либеральный демократ, национал-социалист и т.д. и т.п. Но такой ответ малоинформативен. Во-первых, такая самоидентификация редко соответствует действительности. Прежде всего потому, что политики "хотят казаться". Вспомните, сколько в нашей стране двадцать лет назад было коммунистов, десять лет назад - демократов. Кроме того, политики очень по-разному понимают значение этих слов- идентификаторов. И поэтому объективно разные политики могут назвать себя одинаковым словом, а объективно одинаковые - разными словами. Во-вторых, даже, те, кого интересует идентификация политика, вряд ли могут с уверенностью утверждать, что понимают эти политические термины достаточно одинаково. В-третьих, такая самоидентификация значительно затрудняет группирование политиков, определение того, какие политики объективно являются соратниками, какие - союзниками, а какие - политическими противниками. Ведь для того, чтобы проделать такую работу, необходимо сравнивать их характеристики. И тут мы встаем перед непреодолимой проблемой - как сравнивать круглое и красное? Существующие политические идентификаторы не могут быть развернуты в линию с закономерным положением каждого идентификатора по отношению к соседним. Этот основополагающий тезис косвенно подтверждается наличием большого количества партий, имеющих в своем названии более одного идентификатора: социал-демократическая рабочая, национал-социалистическая, христианско-демократическая и т.п. Таким образом, политическое пространство является как минимум трехмерным, т. е. имеющим не менее трех самостоятельных осей расположения идентификаторов. Наиболее распространенная сегодня, линейная модель левые - правые, при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики.

Первой и наиболее важной осью политического пространства является ось человек - общество - государство.

На одном конце этой оси расположена политическая идея, согласно которой каждый человек является центром вселенной, наивысшей ценностью, ради которой все существует и функционирует. Общество - это совокупность отдельных личностей, не должная иметь на эту личность никаких прав, не должная иметь никаких интересов, противоречащих интересам отдельной личности. Государство - некий инструмент, предназначенный для удовлетворения потребностей человека и, так же как общество, не имеющий никаких прав на отдельную личность и никаких интересов, этой личности противоречащих. У человека есть только два рода обязанностей - не нарушать таких же как у него прав других людей и обязательств, которые человек добровольно на себя принял. Государство обеспечивает выполнение этих обязанностей каждым человеком. Эти политические идеи предполагают наличие у каждого человека максимально возможного объема свободы, поэтому наиболее подходящее название этой политической идеи - Либерализм (liberalis - свободный).

На другом конце этой оси расположена политическая идея, согласно которой государство - это все. Человек - это винтик, роль и функция которого определена государством. Любое предписание государства законно и подлежит неукоснительному исполнению. У человека нет никаких самостоятельных целей. Общество - инструмент государства, помогающий методами солидарной ответственности (один за всех и все за одного) принудить отдельного человека исполнять любые предписания государства. Название этой политической идее - Коммунизм - более двух тысяч лет назад дал ее апологет Платон.

Примерно в центре рассматриваемой оси расположена политическая идея, согласно которой наивысшей ценностью является общество. Общество ставит цели жизни и развития своим отдельным членам. Общество дает оценку действиям человека с точки зрения их полезности для достижения целей общества - его сохранения и развития. Человек вправе преследовать любые цели, не противоречащие интересам общества как целого, обязан соблюдать права других людей, исполнять свои добровольные обязательства и все предписания общества, направленные на достижения его, общества, целей. Государство обеспечивает выполнение этих обязанностей каждого человека. Наиболее подходящее название этой политической идеи - Социализм (socialis - общественный).

Эту ось в целом можно было бы назвать осью правовых ценностей.

На протяжении всей первой оси присутствует элемент - государство, объем и характер функций которого вдоль оси изменяются. Но как государство образуется, что является источником его власти (права)? На эти вопросы отвечает рассмотрение второй оси нашего политического пространства.

На одном конце второй оси расположена политическая идея, согласно которой все граждане данной страны являются источником государственной власти и, следовательно, все они обладают равными правами на управление делами в государстве. Это управление может осуществляться гражданами непосредственно или через своих представителей. Наиболее подходящее название этой политической идеи - Демократия.

На другом конце этой оси расположена политическая идея, согласно которой государственная власть под тем или иным (благовидным) предлогом может осуществляться единолично. В зависимости от предлога или способа достижения власти она может называться монархия, диктатура, тирания и т.п. Наиболее подходящее название для этой политической идеи - Деспотия. История демонстрирует нам большое число разнообразных промежуточных вариантов триумвиратов, директорий, семибоярщин и других узурпаций.

Эту ось в целом можно было бы назвать осью источников права.

Когда мы говорим о демократии как о равенстве прав на управление делами государства, мы говорим, что это равенство прав касается только граждан. Вместе с тем, существуют политические идеи, которые говорят о том, что отнюдь не все люди достойны называться высоким словом - граждане. Кроме того, наряду с правом государственного управления каждый человек теоретически может обладать (или не обладать) и иными разнообразными правами. Следовательно, появляется необходимость в введении третьей оси нашего политического пространства.

На одном конце третьей оси расположена политическая идея, согласно которой есть люди (человек) первого и других сортов. Людям первого сорта принадлежат все права, обусловленные положением на первой и второй оси, а людям других сортов не принадлежит никаких прав. Причем принадлежность к первому сорту может определяться разными обстоятельствами (национальность, религия, происхождение и т.п.). Наиболее подходящее название этой идеи - Исключительность.

На другом конце этой оси расположена прямо противоположная политическая идея, согласно которой все люди политически одного сорта и никакая исключительность не допускается. Каждый человек обладает точно таким же объемом прав, как и любой другой. Наиболее подходящее название этой политической идеи - Равноправие.

Эту ось в целом можно было бы назвать осью использования права.

Теперь, когда мы описали трехмерное политическое пространство, становится очевидным, что для описания политического лица конкретного политика (и конкретного политического режима) необходимо определить его положение на осях Либерализм - Коммунизм, Демократия - Деспотия, Равноправие - Исключительность. Расположив политиков в пространстве, можно с очевидностью определить, кто из них соратники, кто союзники и кто политические противники. Определив в политическом пространстве современное положение нашего политического режима, можно определить, куда предлагают нам двигаться те или иные политики. И, кстати, только в этом случае станет понятным, кто же из политиков в действительности консерватор - тот, чье положение в политическом пространстве сегодня совпадает с положением политического режима и, следовательно, он объективно не будет стараться его изменить. Для сравнения союзников, т. е. таких политиков, положение которых в политическом пространстве очень близко, можно ввести еще одну характеристику - степень радикализма, т.е. скорость, с которой данный политик предлагает перевести существующий политический режим в новое, лучшее, по его мнению, состояние.

Но все это предмет последующих исследований. В этой работе предлагается новый инструмент исследования, своего рода "микроскоп Левенгука". "Инфузории" у нас всегда под рукой. Давайте же вместе постараемся освоить новый инструмент, возможно со временем это позволит нам эффективно бороться с "чумой" и "холерой", всегда подстерегающими любое общество.

Сергей Егоров

наверх