Генерализационная абракадабра (Из будущей книги, пока без названия)

Занимаясь по долгу службы в научной лаборатории проблемой идентификации спектральных и дифракционных характеристик химических элементов и их соединений, я неплохо познакомился с информатикой. И хотя я всего лишь физик-"твердотельщик", могу сказать с полным на то основанием: в информатике я разбираюсь.

Природа информации, как и природа сознания, загадочна. Не будем совершать типичную ошибку и путать информацию с ее носителями - бумагой, магнитной лентой (диском), компьютерным чипом или мозгом живого существа. Но если информация отлична от этих конкретных предметов и субстанций, то что же она такое? Материальна ли информация? Существует ли она объективно или порождается человеком? Может быть, не только человеком, а природой и всем Мирозданием? Разумеется, я не могу ответить на эти вопросы, ставившие в тупик персон и умнее меня. Отмечу лишь, что существует множество определений информации и еще больше спекуляций на данную тему, принадлежащих всяким личностям, не понимающим смысла этого термина и объявляющим информацию Богом, Божественным Словом, основой Вселенной и иными туманными категориями.

Недавно я с удивлением прочел труд И.И. Юзвишина "Информациология" (М., "Международное издательство "Информациология", 1996), в котором автор сделал попытку заложить основы новой, им лично придуманной и так названной "науки". Не только "величие" идей г-на Юзвишина ошеломило меня - я узнал, что положительную оценку его труду дали аж шесть докторов наук. Вот их имена:

  • А.П. Жилинский , зав. кафедрой физики МТУСИ, доктор физ.-мат. наук, профессор;
  • М.А. Красненков, зав. кафедрой физики МИРЭА, доктор технических наук, профессор;
  • В.А. Горбатов, зав. кафедрой вычислительных машин МГГУ, доктор технических наук, профессор, лауреат премии фон Неймана;
  • В.Б. Поручиков, доктор физ.-мат. наук, профессор МГУ им. Ломоносова;
  • Г.Г. Демирчоглян, доктор биологических наук, профессор;
  • Е.А. Коваленко, доктор медицинских наук, профессор.

Кроме того, из предисловия к книге я узнал, что и сам Юзвишин тоже является профессором, учит студентов. Этим бедолагам я не позавидовал.

Познакомимся с автором книги. Юзвишин Иван Иосифович (1936 г. р.) специальность инженера-электромеханика получил в Криворожском горно-металлургическом институте, работал в Донбассе, на Урале и в Казахстане, разрабатывая и внедряя информационно-вычислительные системы и сети в различных отраслях промышленности. В 60-х годах предложил "теорию локальных систем", которая, как утверждают шесть рецензентов его книги, стала общепризнанной во всем мире. Это сомнительно, так как в 1967 г. Юзвишин всего лишь закончил аспирантуру Московского института радиотехники и горной автоматики, и с 1968 г. начал трудиться в скромной должности младшего научного сотрудника. Затем он прошел целый ряд научных и административных ступеней: старший преподаватель, доцент, проректор в учебном институте, заведующий отделом в проектном институте, начальник вычислительного центра и, наконец, генеральный директор Мосгорсправки. О пребывании на последнем посту свидетельствует ряд его капитальных трудов в области информатики:

  • "Кооперативы Москвы", справочник, М., 1988;
  • "Спутник москвича", справочник, М., 1989;
  • "Столичные кооперативы", справочник, 1989;
  • "Улицы Москвы", справочник, 1989;
  • "Совместные предприятия СССР", справочник, М., 1990;
  • "Торговые представительства иностранных фирм в СССР", справочник, М., 1991;
  • "Советы домашнего доктора по изменению образа жизни и обеспечению долголетия человека", справочник, М., 1991.

Эти труды не остались незамеченными, и г-н Юзвишин был назначен заместителем председателя научного Совета по проблеме внедрения вычислительной техники в отрасли бытового обслуживания населения СССР, а с 1993 г. стал профессором и зав. кафедрой информациологии Московского института радиотехники, электроники и автоматики. Он доктор технических наук, а кроме того, академик и президент Международной академии информатизации (МАИ), ее представитель в ООН. Кроме того, обладатель степеней доктора ф.-м. наук и доктора информационных наук, присужденных ему, видимо, в руководимой им же общественной (т.е. самозванной) академии. И наконец, он член Общественной палаты при Президенте РФ и председатель Общественно-научной палаты по информационной политике и технологии при Правительстве Москвы.

Обратимся же к столь поразившей меня книге. Должен заметить, что метод логического и психологического анализа текста здесь неприменим, так как логика в книге большей частью отсутствует, да и с психологией тоже не все в порядке. Но это отнюдь не намек на несостоятельность автора в научном или психическом плане, а, скорее, комплимент ему. Ведь проблемы Гигантского Вселенского Масштаба, поднимаемые в юзвишинской монографии, требуют адекватного полета мысли и остраненности от привычных реалий - иными словами, автор, желающий понять и успешно объяснить нам Все Сущее, с неизбежностью должен быть несколько "не в себе". Это и понятно: великие идеи способны рождать только великие люди, чья неординарность оправдывает даже провалы в логике; это всего лишь тот случай, когда перо не поспевает за бурлящей мыслью.

Юзвишин определяет информацию как первооснову Вселенной: она есть "фундаментальный генерализационно-единый безначально-бесконечный законопроцесс автоосцилляционного, резонансно-сотового, частотно-квантового и волнового отношения, взаимодействия, взаимопревращения и взаимосохранения (в пространстве и времени) энергии, движения, массы и антимассы на основе материализации и дематериализации в микро- и макроструктуррах Вселенной". Отсюда сразу вытекает, что, в отличие от информатики, решающей прикладные задачи, информациология является генерализационной наукой наук о всех процессах Мироздания, и все остальные области знаний, культуры и искусства - ее частные случаи*). Собственно, это и утверждает автор: "Несравненная универсальность, всеобщность и фундаментальность - генерализационная сущность инфомациологии, частным случаем которой следует считать теорию относительности, квантовую и классическую механику". Это дает Юзвишину бесспорное право похлопать по плечу Галилея, Ньютона, Эйнштейна, Дарвина и прочих покойных того же калибра, а также указать на их ошибки и непоследовательность.

Как известно, единицей информации является бит, но Юзвишин вводит новую универсальную единицу - "информациор". Это "спинорно-сферическое поликорреляционное отображение глубиннотончайших информационных процессов вакуумных, материальнополевых и любых других возможных пространств Вселенной". Параллельно с этим формулируются законы инфомациологии: сохранения информации, информационного равновесия, постоянного изменения информации, информационного единства и другие. На базе этих законов объясняется Все Сущее, от зарождения Метагалактики до появления жизни на Земле, телепатии и клиринговой формы безналичных денежных расчетов.

Выдающийся труд! Выдающийся, однако не эпохальный - по той причине, что теория, претендующая на абсолютную полноту, должна, как минимум, трактовать все современные физические, биологические, исторические и другие теории. Увы, в этой части Юзвишин допускает непростительные пробелы.

Он формулирует закон постоянного изменения информации: "Все тела, молекулы, атомы, информациоры полей и пространства находятся в постоянном взаимоотношении, взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии и взаимопревращении, обеспечивая тем самым постоянное движение и изменение Вселенной". Сообщается также важное следствие из другого закона - закона информационного равновесия: "Общая информация тела, системы, поля, пространства и Вселенной в целом при любых процессах, уменьшаясь и увеличиваясь, переходит из одной формы в другую или из одного состояния в другое; обеспечивается прием-передача ее от одной системы к другой; при этом вся (общая) информация остается постоянной. Для объяснения этого используем такой тривиальный пример. Имеется десять яблок, что соответствует информации I. Яблоки раздали десяти особам, что в отдельности соответствует информации II, но в общем яблок осталось то же количество, т.е. информация сохранилась".

Это утверждение абсолютно неверно. Было десять яблок, взаимосвязанных с корзиной, в которой они лежали - это первая система и информация I. Яблоки раздали десяти особам, и это вторая система, информация которой, согласно юзвишинскому закону изменения, гораздо больше - ведь теперь яблоки взаимосвязаны с особами! Кому-то из особ досталось два или три плода, кому-то ничего, и кто-то безответственно реализовал взаимосвязь, съев яблоко. Совершенно ясно, что во второй системе к информации о яблоках добавляется огромный массив информации об особах, определяющих "судьбу" плодов - будут ли они выброшены, проданы, съедены или, предположим, пойдут на компот. Этот факт очевиден даже домохозяйке, и критический анализ данного примера внушает сомнения в том, что автором правильно понимается суть информации.

В ряде мест книги анализируются и дополняются закон тяготения Ньютона, электродинамические уравнения Максвелла и теория относительности Эйнштейна, но практически ничего не сказано про базовое уравнение квантовой механики - уравнение Шредингера, хотя автор признает, что квантовая физика является фундаментальной основой его информациологии. А ведь уравнение Шредингера - основа квантовой физики!

Касаясь далее эволюционной биологии и происхождения жизни, Юзвишин определяет жизнь как "информационную силу, источником которой является безначально-бесконечный автокорреляционный автоинформгенезис". Это очень расплывчато, непонятна онтологическая позиция: признает автор Бога как творящую сущность или нет? Если он - верующий, то с точки зрения церкви назвать Создателя "автоинформгенезисом" - безусловное святотатство, если же атеист или, положим, агностик, то здесь к месту было бы вспомнить теорию смены земных рас приснопамятной г-жи Блаватской и те "факты", которые недавно обнародовал офтальмолог Э.Р. Мулдашев ("От кого мы произошли", М., "АиФ-Принт", "ОЛМА-ПРЕСС", 2002; "В поисках города богов. Том 1. Трагическое послание древних", М., "АиФ-Принт", "ОЛМА-ПРЕСС", 2002). Спрашиваю конкретно: не автокорреляционный ли автоинформгенезис породил тех самых мулдашевских трехглазых лемуров и пятиметроворостых атлантов?

Поражает глубиной мысли замечание автора: "Женщины и мужчины устроены примерно одинаково, однако организм мужчины не может производить молоко тогда, когда женский это делает". Мысль изложена слишком кратко и может явиться поводом для самых разнообразных домыслов, поэтому ее спедовало бы расширить, углубить и детализировать. Как минимум, нужно указать, что мужчины, при всем их сходстве с женщинами, не способны к деторождению и у них бывает аденома простаты.

Рассуждая об экологии, автор утверждает, что "первобытный человек жил всего лишь 15-20 лет из-за того, что употреблял пищу, приготовленную на дыму костра, дышал этим дымом ... [который - М.А.] вызывает заболевание раком". Так вот, оказывается, в чем причина. А мы-то, несмышленые, без объяснений Юзвишина думали, что первобытные люди погибали большей частью от холода и голода или пожирались хищниками, а также собратьями по разуму. И как это они, очень долго не знавшие огня и потому не дышавшие вредным дымом, ухитрялись подхватить рак легких? Не то что мы, современные курильщики - курим всякую гадость, и хоть бы хны.

Далее, анализируя возможность межзвездных путешествий, автор предполагает, что они осуществятся с помощью информолетов, чьи антиматериальные двигатели питаются энергией информационного поля. Астронавты также будут "информационными людьми", способными "производить регенерацию любого органа" и обеспечивать в целом "процесс материализации и дематериализации организма человека". Здесь автор не учел возможность существования, кроме двух указанных процессов, еще и перематериализации или сознательного биологического метаморфизма - то есть превращения человека в высшее существо волновой природы, свободно странствующее по Галактике и не нуждающееся в информолетах. (Этот случай подробно рассмотрен в моем фантастическом романе "Я, инопланетянин").

Большие нарекания вызывает глава, посвященная информациологии человека. Раздел об информациологии здоровья написан очень кратко (всего одна страница), и проблема лечения словом и заговорами изложена поверхностно, даже без упоминаний методики Сытина (Г.Н.Сытин "Животворящая сила: Помоги себе сам", М., "Энергоатомиздат", 1991). Этот важнейший раздел информациологии необходимо существенно расширить, дать конкретные формулы словесных заклятий и рассчитать их информационную мощность, что было бы прекрасной демонстрацией генерализационных возможностей новой "науки". В разделе, посвященном информационно-генной симметризации, следовало бы рассмотреть рефрейминг, эффект Кирлиан и самые животрепещущие вопросы клонирования, трансвестизма и однополой любви. Наконец, в разделе об информациологии психомысленной телепатии непременно нужно обсудить в подробностях эффект информационной перегрузки телепата**).

Однако все сделанные выше замечания, независимо от их серьезности и важности, меркнут в свете главного и весьма загадочного недостатка книги Юзвишина. Он неоднократно упоминает о торсионных полях, считая их "формой проявления единого информационно-сотового поля Вселенной", указывает, что "экспериментально установлено, что торсионные поля Вселенной производят излучение, обладающее небывалыми высокими интенсивностями, проникающей способностью и скоростью, превышающей скорость света", использует термин "физический вакуум". То есть он - в курсе торсионной проблемы и безусловно знает ее не понаслышке, однако ни разу не сослался на публикации г.г. Акимова и Шипова (например, на книгу Г.И. Шипова "Теория физического вакуума", М., "Наука", 1997). Список ссылок вообще чрезвычайно краткий - их всего тридцать девять, причем девять из них - на собственные статьи автора и еще десяток - на труды Ньютона, Эйнштейна, Дарвина и др. Я понимаю, что среди имен таких гениев Акимову, возможно, не место, что в этом случае Юзвишин действует по индейской пословице: глаз орла не видит корма собаки. Но как обойти Шипова? Мы познакомились с ним в главе 3, и читатель уже представляет, насколько масштабной фигурой является этот академик РАЕН, творец теории физического вакуума, автор уравнения Шипова-Эйнштейна и ряда других достижений. Его монография "Теория физического вакуума" (М., "Наука", 1997) производит гораздо большее впечатление, нежели книга Юзвишина, так как в ней целых 450 страниц (у Юзвишина их только чуть больше двухсот), масса недоступной смертным математики, а кроме того - солидный твердый переплет (у Юзвишина мягкий). Словом, я не понимаю, как можно проигнорировать Шипова, и усматриваю в этом ненаучные мотивы - соперничество между двумя академиями, МАИ и РАЕН.

Если так, то это крайне прискорбное обстоятельство, мешающее г.г. Юзвишину, Акимову и Шипову двинуться дружной командой на штурм высот Непознанного. Противоречие, существующее между ними, понятно: я думаю, они никак не могут разобраться, что первичнее (а значит, главнее): физический вакуум или единое информационно-сотовое поле Вселенной. Но без справедливого и беспристрастного ответа на данный вопрос их картины Всего Сущего не стыкуются, что не может не вызывать у читателя законное недоумение. Надо бы договориться - ведь даже у тупых мафиози хватает ума, чтобы мирно разделить сферы влияния.

Юзвишин приводит список будущих информтехнологий, характеризуя каждую из них определенной энергией, частотой, массой, длиной и временем. Этих технологий более сорока, и автор вынужден изобретать для них названия, а также единицы измерения физических величин. Так появились на свет "горбаватт", "горбаграмм" (в честь М.С. Горбачева), "юзвиватт", "юзвиграмм" (в честь себя, любимого), "евреватт", "еврегерц", "евреграмм", "евреметр" и "евресекунда" (в честь академика Э.В. Евреинова, коллеги и соавтора Юзвишина). Но тут есть опасность, ибо, кроме приведенных единиц, существует множество других, и, например, название единицы тепловой энергии "еврекал" будет выглядеть весьма пикантно. Равным образом, как "юзвикал" и "горбакал".

Предупреждая г-на Юзвишина о возможности такой неприятной ситуации, я обретаю тем самым неоспоримую заслугу перед руководимой им МАИ и в соотвествии с ее статусом и сделанным ею объявлением могу претендовать на международную премию имени академика Э.В. Евреинова и соответствующую медаль. За вышеизложенные рекомендации по существенному улучшению теории г-на Юзвишина я хотел бы получить звание гранд-доктора наук по специальности "методология информационной безопасности". Я также не буду возражать, если меня наградят и настольной медалью МАИ, если она не слишком громоздкая и поместится на моем столе между компьютером и пепельницей.


*) Для особо непонятливых объясняю смысл термина "генерализационный": он происходит от слов "генерал" и "генеральный директор", то есть "самый главный". Или, если угодно, самый крутой. **) Этот эффект открыт мною и объясняет причины, по которым у телепата неизбежно "едет крыша" (см. М. Ахманов "Эти странные, странные, странные люди" в книге "Солдат удачи", М., "ЭКСМО", 2001).

наверх