Шаман в кресле директора школы

Позвольте начать с одной публикации «Комсомольской правды» почти 15-летней давности. 15 сентября 1989 г. в этой газете (где, видать, работают на редкость высокообразованные, культурные журналисты) была напечатана статья Е. Головиной «Звездная магия» — интервью с Тамарой и Павлом Глоба. Тогда еще «звездный» брак этой супружеской пары не был расторгнут планетами, кометами, астероидами и знаками зодиака — этот «космический развод» еще только предстоял в недалеком будущем. Наряду с обычным шарлатанским словоблудием («О, это довольно древняя наука, в понятие астрологии входила сумма взаимодействий космоса, природы и человека, по сути, это суммарная система знаний древних», «Это наука о гармонии человека и космоса и восстановлении утраченной гармонии..» и т.д. в том же духе), с которым в то время широкая публика еще только начинала знакомиться, было там и такое откровение (которое Е. Головина, разумеется, слушала развесив уши):

«Знаете, мы уверены, что наука наша будет государственной, общедоступной, астрологию будут преподавать в школах. Мы ведь знаем будущее. <...> Наука, как это ни парадоксально, стала тормозом на пути к развитию человечества».

Шабаш первобытно-дикарских суеверий в нашей стране только-только начинался, и вся эта чушь воспринималась широкой публикой (а главное — журналистской братией) как новая яркая погремушка. А потому моя попытка откликнуться на статью из «КП» не сразу встретила понимание. Напечатала меня «Ленинградская правда» (31.07.1990, статья «Астрология — миф и ничего более»). На приведенную выше цитату я ответил:

«Что ж, давно пора пересмотреть программу средней школы. Давайте немного помечтаем.

Вместо “официальной” математики — нумерология, числовая мистика, учение о счастливых и приносящих несчастья числах.

Вместо “официальной” химии — алхимия и учение Аристотеля о четырех элементах. Представляете, как обрадуются школьники, когда вместо сотни с лишним элементов “официальной” таблицы Менделеева им придется учить всего четыре: огонь, воду, землю и воздух!

Вместо “официальной” астрономии — астрология и геоцентрическая система мира Птолемея с его сферами и эпициклами.

Вместо “официальных” биологии и анатомии — хиромантия, заговоры, заклинания, чудодейственные талисманы.

Вместо дисплейных классов — спиритические кабинеты, оборудованные вертящимися столиками и блюдечками.

Веселенькая картинка, а?»

К сожалению, иронизировал и ерничал я напрасно, невольно оказавшись в роли Кассандры. Примерно к этой самой “веселенькой картинке” мы и пришли через 15 лет. Откроем статью Натальи Михеевой «Сегодня полнолуние? Отменить все контрольные!» в той же самой неподражаемой «Комсомольской правде» (05 апреля 2004 г.). Оттуда мы с изумлением узнаем, что:

«Строить планы на будущее, проводить педсоветы и контрольные с оглядкой на поведение Луны, Марса и Венеры в волгоградской школе № 7 стали примерно семь лет назад. А началось все с того, что директор Сергей Цыганков, по образованию — преподаватель химии и биологии, по мировоззрению — материалист, стал задумываться над тем, что человек живет не только по тем законам, которые предписаны ему Конституцией».

Интересно, понимает ли наш “материалист по мировоззрению” разницу между, скажем, законом Архимеда и любым юридическим законом? Отдает ли он себе отчет в том, что законы природы открывают, а юридические законы придумывают? И что не очень хороший человек юридический закон может нарушить, а закон Архимеда (или Ома, или всемирного тяготения) — даже при всем желании — никогда?

Сергей Николаевич «заочно поступил в Московскую астрологическую академию». В какую — хотелось бы спросить? Этих потешных “академий” у нас сейчас едва ли меньше, чем торговых ларьков. «Через три года к педагогическому диплому Цыганкова прибавился диплом астролога-консультанта, а школа стала жить по-новому, подчиняясь транзитам Луны». И вот какую мудрость господин Цыганков вынес из этой самой “академии”:

«...мне иногда задают вопрос: вы что, действительно верите в астрологию? Отвечаю: верить в астрологию — это то же самое, что верить в математику. Это науки, их надо изучать».

М-да, хорош “материалист по мировоззрению”... Для него, очевидно, не существует разницы между математикой, химией, биологией, астрономией — с одной стороны — и гаданием по звездам, по ромашке, на кофейной гуще, по овечьим кишкам и куриному дерьму — с другой. Вряд ли он когда-либо слыхал (хотя бы от умных знакомых) о том, какими трудами добываются научные знания, как выдвигаются, проверяются и отбрасываются научные гипотезы, как планируются эксперименты, как в них стараются исключить посторонние (“наведенные”) факторы, как из одних твердо установленных законов природы математически и логически выводятся новые... Нет, куда там... Астрология — это “наука”, и ее надо “изучать”. Вот только где и у кого? Астрологических “школ” на порядок-другой больше, чем “детей” лейтенанта Шмидта, и все они между собой так же не ладят, как Балаганов, Паниковский и Бендер.

Читаем дальше этот поразительный репортаж:

«На столе директора школы под стеклом — таблица фаз Луны на весь год. Своеобразный закон, по которому здесь все живут. В полнолуние и новолуние, а также за два дня до и после этого в школе не проводят никаких ответственных мероприятий — ни совещаний, ни семинаров, ни педсоветов, ни даже контрольных работ. Зато дежурство усиливают. И это не блажь какая-нибудь. Выводы о влиянии на людей лунных фаз сделали, обобщив данные всех школ Центрального района Волгограда за четыре года. Рассматривали два критерия — поступление жалоб и детский травматизм. Затем разложили документы по динамикам Луны и получили очень интересную диаграмму: подавляющее большинство жалоб было написано в двух фазах Луны — либо в полнолуние, либо в новолуние, та же картина с травмами — школьники набивали себе синяки и шишки исключительно в те же дни, когда педагоги строчили докладные. В полнолуние и новолуние мы становимся легко возбудимыми, испытываем психологический дискомфорт. Взрослые, как правило, находят, как выплеснуть эмоции, дети начинают больше баловаться, становятся агрессивными. <...> На стене директорского кабинета есть еще один график — планетарный, с небесными телами, у которых период обращения составляет двести и больше лет».

Оставим на совести “экспериментаторов” чистоту “статистики” травм и жалоб в зависимости от фаз Луны. Порадуемся лучше за лодырей и двоечников — вот райская жизнь-то для них настала! Ведь теперь любой невыученный урок, любую двойку, даже любой прогул можно будет списывать на неблагоприятное сочетание планет! Что-о-о?!!! Вы говорите, будто расписание лунных фаз и положений планет Солнечной системы в вашем директорском кабинете сулят редкостное прилежание и отличную успеваемость? А вот этого не надо, Сергей Николаевич! Ваше директорское расписание учитывает суммарное влияние планет — так сказать, среднюю температуру по госпиталю. А вам известен мой индивидуальный гороскоп, уважаемый Сергей Николаевич? Нет? Вот то-то и оно-то! Тогда осмелюсь довести до вашего сведения, что я, Ваня Пупкин, ваш ученик, родился, когда Дульцинея (астероид № 571) пребывала в тригоне с Юпитером! А сейчас Дульцинея аккурат находится в оппозиции с Меркурием и в квадратуре с Владвысоцким! Это означает, что учить географию в это время мне абсолютно противопоказано! Но этого мало! В момент моего рождения Шехерезада (астероид № 643) только что вступила в секстиль с Ураном, а Дездемона (астероид № 666) находилась в знаке Водолея! Это значит, что как раз сегодня, когда Комсомолия вошла в соединение с Церерой, к алгебре и химии мне нельзя приближаться и на пушечный выстрел! А если мы примем во внимание также аспекты некоторых других астероидов, как то: Мордюкова, Юнона, Петрополитана, Икар, Гидальго, да вдобавок вспомним, что в момент моего рождения в Венесуэле наблюдалось полное солнечное затмение, то станет ясно как день, что в моих двойках и хулиганских выходках виноват не я, а законы Космоса!

Еще цитата:

«Сергей Цыганков благодаря этому графику знает, что будет в России с 2008 по 2023 год. В политике сложится благоприятная ситуация для принятия важных решений, связанных с иерархией властных структур. В этот же период будут востребованы специальности, связанные с архитектурно-строительным комплексом».

В общем, классический набор “бубновых хлопот, дальней дороги и казенного дома”. “Благоприятная ситуация для принятия важных решений” — абсолютно беспроигрышная комбинация. Вы приняли важные решения? Молодцы! Ну вот видите, а что я говорил! Ах, не приняли важные решения? Или приняли решения, но они оказались неважными? Сами виноваты! Я ведь вас предупреждал, так что же вы ворон-то считали?

Предвижу, что меня могут упрекнуть: мол, не знаешь, а облыжно охаиваешь, бездоказательно поливаешь жидкой органикой. Вот уж насчет бездоказательности — не надо. Об астрологии я уже не раз говорил и писал практически всё, чего она заслуживает. Подробнее всего — в недавно вышедшей книге «Академические мантии и шутовские колпаки: заметки об астрологии и астрологах» (изд-во СО РАН, Новосибирск, 2003). Почитайте, если жаждете аргументации.

Меня нисколько не удивляет, что журналисты (журналистки) «Комсомольской правды» ничуть не поумнели за 15 лет. Не удивляет и то, что находятся педагоги и даже директора школ, готовые оснастить школьные кабинеты вместо микроскопов, глобусов и электротехнических приборов шаманскими бубнами и ожерельями из птичьих черепов и акульих зубов. Удивляет меня другое: неужели в волгоградских хозяйственных магазинах не найти ни одной поганой метлы, чтобы гнать такого “педагога” из школы к чертовой бабушке?!

Петр Тревогин

наверх