Из выступлений перед педагогами Петербурга

От редактора сайта. В начале октября 2004 г. в школе № 38 Приморского района Санкт-Петербурга гостил известный еще с советских времен школьный педагог, пропагандист так называемой гуманной педагогики, ныне почетный академик Российской академии образования Шалва Амонашвили. Нам удалось записать два его выступления перед педагогами школы и района. Ниже приводятся их фрагменты. Не будучи согласны со многими идеями и воззрениями автора, мы сочли, тем не менее, важным познакомить с ними посетителей сайта, ибо содействие развитию гуманизма в России, которым занято РГО, неразрывно связано со знанием того, что происходит ныне в системе школьного образования, чему учат российских учителей, а они - детей. Предлагаем обсудить этот материал.

С 38-й школой меня связывает многолетняя дружба. Десять лет назад мы проводили здесь первый семинар по гуманной педагогике, и тогда школа объявила о своем желании стать экспериментальной площадкой для проверки идей этой педагогики.

Что такое учитель
Почему я называюсь учителем? Потому, что имею диплом? Но Христос не имел диплома, а тоже назывался учителем. Понятие «учитель» открылось для меня через санскрит. Я не знаю этого языка, но он мощно представлен в русской речи. В слове «учитель» первый звук «у» соответствует санскритскому «ура» или «аура», что в переводе означает «огонь», «высшая мудрость», «логос», «жизнь», «Бог», «Абсолют». А второй звук «ч» - от слова «чело». Скажем, «человек». На санскрите это еще и «душа». Т.е. получается, что учитель – это душеноситель света, божественного слова, высшей мудрости и ценности. И современный учитель должен понять это свое положение носителя света, а не учебного предмета. Предмет не есть свет, это просто провод, по которому свет должен прийти к ученику, к душе, ищущей свет. Поэтому я могу сказать, что совершаю дело Иисуса Христа, а может быть, Конфуция, Будды или Моисея, всех высших представителей нашего разума, которых мы зовем Учителями.

Дети «индиго»
Сейчас рождаются дети нового качества, которых на Западе окрестили «индиго», со специальным предназначением: возвысить уровень мышления человечества, его потенциальный дух, дать ему иной путь. Иначе человечество, как говорят, стоит на пути самоуничтожения. Идет новое поколение, которое будет иначе мыслить, строить и верить, и ему в конце XXI столетия предписано что-то важное.

О цели школы
При советской власти целью образования было воспитание нового человека, но что это такое, было не очень ясно и конкретно. Нам говорили о 10 нравственных законах строителя коммунизма, представлявших собой переформулированные духовные постулаты Ветхого и Нового заветов. Но вот уже нет СССР, и КПСС не навязывает больше нам свои идеалы. И мы в школе оказались без цели. Остался только формально организованный образовательный процесс. Но нельзя вести образование, не зная, что образовывается и ради чего образовывается, к чему надо стремиться. Мы не можем теперь воспитывать верных жириновцев или привязать уроки к целям какой-то другой партии. Что же остается? Только вооружать детей прочными знаниями, умениями и навыками? И общество больше ничего от нас не требует? Но мы, учителя – носители света, не имеем права жить без высокой цели, мы сами должны взять на себя высшую задачу.

О тайном правительстве
Существуют силы, которые строят нашу жизнь, не спрашивая у нас, готовят нам то, что будет удобнее им. Например, с помощью телевизора, который извращает нашу жизнь, разрушает духовность и нравственные ценности, культуру, религию. Об этих силах много говорят и пишут книги, найдите и прочтите их. Там говорится о Комитете-300, теневом мировом правительстве, которое даже назначает президентов. Вот сейчас в Америке предстоят выборы. Кто победит, все равно, ибо победитель будет делать то, что ему будет приказывать Комитет. Кроме того, существует мощнейшая наркомафия. У нее тайная долгосрочная программа, запланированные действия, чтобы разрушить духовность, нравственность и здоровье человека, уменьшить численность населения планеты до «золотого миллиарда» (прочие мыслятся как обслуживающий персонал). И эти кланы не шуточные, даже ученые, озабоченные этим, не могут найти выход. Их не видно. Есть, например, Международный валютный фонд, который финансирует государства якобы с добрыми намерениями. А потом завладевает ими. Ясно, что это орган Комитета-300, многие государства уже порабощены им.
Создана мощная индустрия, нацеленная на развращение детей. Там замешана и наука, специально разрабатывающая средства, чтобы отвлечь детей от правильного пути. Включишь телевизор, радио, пойдешь в кино, театр – везде одно и то же. Возьмешь книги – и там про это. И в душе ребенка складываются темные образы. Надо его от всего этого защитить. Не тем, что закрыть ему глаза и заткнуть уши. Нет, надо создать некий духовно-нравственный щит, чтобы ему самому не захотелось смотреть и читать это. Или чтобы он имел свои правильные оценки и, видя вокруг себя пакостные явления, извлекал не то, что угодно производителям этих пакостей, а совершенно другое, что возвысит его духовно.

О группе Биттлз
Это была специально созданная группа якобы культурологического характера. Мощное объединение магнатов подготовило, обучило этих исполнителей. Написанные для них песни и музыка с ударными инструментами – все возникло преднамеренно. Раньше этого не знали, а сейчас становится ясно: с помощью Биттлз была организована бомбардировка духовности молодых людей путем мощнейшей пропаганды наркотиков. В их песнях было заложено что-то, что обосновывается научно, чтобы молодежь с легкостью принимала наркотики. В результате после них наркомания расширилась до огромных масштабов.

Знания или духовность?
Маленькая девочка, с которой я сегодня общался, сказала: «Сердце – в этом слове все остальное!» Это же чистая мудрость. И она будет кем-то замутнена, если мы не создадим крепкую основу духовности и нравственности, а просто дадим детям математику, физику, химию и т.п. Да, эти знания будут в них, но их нравственность окажется разрушенной. И кто-то этим воспользуется: люди вырастут не самобытными личностями, а только хорошими специалистами, т.е. подсобными работниками на чью-то потребу.

О смысле жизни
Каждый учитель должен говорить с детьми о смысле жизни. Не существует только один учитель, который имеет право говорить об этом в силу того предмета, который он ведет. Надо объяснять детям, что каждый из них – не случайный в этом мире, а носитель своей неповторимой миссии. Он один единственный такой и потому нужен всему миру. А раз так, то на него возложена единственная и неповторимая задача, миссия, которую он должен выполнить. Зачем он здесь вообще? Неужели, чтобы химию изучить? Ну изучит, а дальше что? Чего ждут от него? Чтобы поступил в вуз, и больше ничего? Или чтобы вел возвышенную, праведную жизнь? Конечно, последнее.
Мы знаем свои даты рождения, но кто знает, когда закончится наше присутствие на Земле? Хотя эта точка тоже стоит Там, и не бойся ее. Бойся, если жизнь будет прожита зря, поэтому набирай сейчас дар и дух для Бога. Я не знаю, есть Бог или нет, но если возьму себе эту веру и буду по ней жить, то моя жизнь будет гораздо интересней и богаче и для меня, и для всех.
Но проведите опросы среди детей, и вы увидите, что для них, особенно в старших классах, смысл жизни в том, чтобы иметь хороший дом, дачу, деньги… Эти понятия отравляют в наше время сознание людей. Мы ищем и мыслим свою свободу только через доллар: если ты богат, значит, свободен, а если еще нет, пеняй на себя. Будут деньги – станешь свободным. Свобода измеряется количеством нашего материального достатка, а не качеством нашего духа и сердца.

Необходимость веры
Сейчас одной лишь нравственности для становления личности уже мало. Опорой должны стать Духовность и Дух. И Вера, искренняя вера. В Бога, в человечность, во что-то святое, чего нельзя трогать. Верю в это, и все! И моя жизнь пройдет так, что эта вера никогда не будет вымещена из моих ценностей.

Учить детей думать
Не надо ставить перед детьми легкие вопросы и задачи, на которые они сразу находят ответы. Они не заставляют думать, не закаляют мысль, не воспитывают личность. Надо заранее продумать, что спросить, и предупредить, что вопрос сложный. В старшем классе я даже сказал бы ученикам, что сам не нахожу ответа, давайте искать вместе. Дети размышляют, думают, ищут, находят, радуются. Не нашли? А куда денутся уроки завтра, послезавтра? По логике гуманной педагогики урок не имеет строгого начала и конца. Не стремитесь успеть на данном уроке пройти все, что запланировали. Это можно отложить, лишь бы углубиться еще больше. Не за программой надо успевать. Ну успели в освоении программы, а разве успели в развитии ребенка? Он духовно не возвышается, нравственно не совершенствуется. Программа пройдена, а мысль осталась на том же уровне.

Школьная программа – не главное
Не надо стараться успеть пройти школьную программу. Нас должно заботить другое. В натуре ребенка постоянно зреют, находятся в стадии становления некие возможные функции. Вот в чем мы должны успеть участвовать. Если мы не будем сейчас развивать мышление, то завтра может быть поздно. Можно будет лишь перестроить его, но не развить. Если мы не смогли сейчас заложить в ребенка некие ценности для зарождения в нем мировоззрения, то завтра они будут приниматься на иной основе и утратят личностную направленность. Вот где надо действительно успеть, ибо благоприятное время для этого может уйти. Конечно, выполнять программы тоже надо, но ошибочно строить на этом упор. Главное - не тема урока, а то, что должно зародиться после него в душе ребенка.

О детях-аутистах
Одна женщина в Австралии работала с детьми-аутистами, т.е. имеющими нарушения мозговых функций, и заметила, что один из них, сидя перед пишущей машинкой, тычет пальцем в клавиатуру, конечно, с трудом двигая рукой. Она переписала эти буквы, и получилось очень глубокое по смыслу предложение. Потом задала ребенку вопрос и помогла передвигать пальцы. И опять получилась очень глубокая мысль. Ребенок просто не мог знать этого. Я видел таких детей в Резекне, в Латвии, на них нельзя спокойно смотреть, хочется плакать. Но от них веет величайшей добротой. Этому нет объяснения. Но вот что открывается. Оказывается, такие дети уже от рождения несут в себе глубочайшие знания. Они уже знают мировые религии, могут их цитировать и толковать лучше, чем, скажем, раввины в Израиле. Им от 3 до 8 лет, но знания у них одинаковые, не зависят от возраста. На вопрос, откуда у них эти знания, они независимо друг от друга отвечают: «Этому меня научил ангел». Как они отвечают? А вот этим тыканьем в клавиши. Надо только помогать им переносить руку. И они схватывают вопрос, когда он еще только мысленно возник в голове вопрошающего. Откуда все это? Мы с нашим трехмерным сознанием можем только сказать, что этого не может быть, потому что никогда не было. Но можем и задуматься: а вдруг оно так и есть? Какой же из этого вывод? Следует ли нам поверить в то, что наряду с реальной жизнью человека существует еще и духовная? Или будем продолжать держаться за атеизм, говоря: «Есть только то, что вижу, что материально, а иного не было и не будет никогда». Это ведь тоже своего рода вера, потому что так же недоказуемо, как и то, что нет Бога. Поэтому надо отойти от трехмерного сознания и восприятия мира. Есть и четвертое измерение, которое рождает таких, как Каменский, Ушинский, Шацкий, Выгодский, высших мыслителей-классиков. А мы пока в силу того, что нас так воспитали, по инерции сохраняем материалистический образ мышления в педагогике. Дети для нас либо хорошие, либо плохие. Если быстро поднимает руку, значит, развитый, плохо поднимает – неразвитый. Это диктует нам наше трехмерное сознание. Но если в нас возникло еще и 4-е измерение, говорящее, что есть еще и духовность, обнаруженная в детях-аутистах, то тот ребенок, который не спешит поднимать руку, «тугодум», станет для меня неисчерпаемым по глубине своих знаний и возможностей. Он же просто физиологически такой: не хочет тянуть руку, выпендриваться. Характер такой.

Вера в Бога и детей
Есть ли среди вас верующие люди? Есть? Тогда я вместе с вами скажу: «Да, и я верующий». Был им и раньше, да боялся говорить вслух и в церковь ходить. Ведь у меня в кармане был партбилет, поэтому ходить в церковь было опасно.
Так вот, если мы верим в Бога, то должны так же верить в детей в классе, мысленно представлять, что перед нами сидят сплошь Иисусы Христосы и Девы Марии. Вот как надо к ним относиться. Неужели будешь иначе себя вести перед будущими христианами? Нет, я должен гордиться, что я – учитель таких необыкновенных детей.
Раньше духовность тоже не отбрасывали, но мыслили ее как нравственность, доброту. Теперь же под ней понимается, в первую очередь, то, что мой дух – это реально существующая действительность. И если я учитель, то должен в общении с детьми совершенствовать свой дух. Думать, каким я стану после урока, как я возвысился. Без этого человек раздваивается. Вот что называется духовностью в педагогике.

Образованность
Образованность не зависит от объема знаний. Есть люди, которые не читали книг, не учились в вузах, но являются весьма образованными. Ибо сказано: «Бог вкладывает в нас свой образ». В ком он раскрывается, о том мы и можем сказать: «Он – образованный человек». Но если не раскрывается, то человек тут же заселяется внутри другими образами, которые мы назовем сатанинскими. Есть Бог, и есть Сатана. Надо раскрывать эти образы в ребенке. И в себе тоже. Христос сказал: «Будьте совершенны, как Отец наш небесный». Конечно, раскрыть свой образ до такой степени я не в состоянии, жизнь не позволяет. Но не думать о своем образе – большой грех. Я раскрываю этот образ, т.е. ищу свои силы, возможности, хочу превзойти самого себя. И то же хочу подарить ребенку, чтобы и в нем открылся образ. Чтобы это произошло, ребенок ждет от меня светлых образов: любви, уважения, страдания и сострадания, доброречия, высших ценностей. И образов науки. Ведь истинная наука – прекрасная вещь. Законы природы, социальной жизни – это высшие, чистейшие, красивые картины, высшие образы. Но если я буду эти картины, эти законы, скажем, физики или математики делить по отдельным малюсеньким параграфам и задачкам, то ребенок никакого образа красоты в них не увидит и не полюбит эти образовательные предметы.

О лженауке
Необходимо вести детей к горизонту знания, науки. Надо говорить им о тех вещах, над которыми сейчас наука мучается, которые существуют пока как фантастика. Некие ученые и раньше, и сейчас многое называют лженаукой, но со временем это становится истинной наукой. Так поступала и церковь, когда сжигала Джордано Бруно. Так же поступают и некоторые нынешние академики, «сжигая», объявляя лженаукой некоторые идеи. Кто здесь судья, где правда, а где ложь? Есть духовный аспект. Проходят тысячелетия, а он не уходит из нашей жизни. Науки приходят и уходят, а религии остаются. Как это получается? Сделайте приложение к программе своего предмета, чтобы этот духовный аспект высвечивался. И по биологии, и по языку… Чтобы дети научились искать в словах что-то более важное, потустороннее. Например, некоторые ученые переосмысливают явления в биологии. Там происходит такое, что уму не постижимо. Ни один ученый не может объяснить, почему и как это происходит. Почему, например, при делении клетки она под микроскопом исчезает, а через доли секунды вновь появляется? Куда она исчезала? Ведь только что была, но вдруг исчезла, и возникла некая пустота. А потом появились уже две клетки. Как это объяснить? Нет объяснения. Остается только одно – допустить духовность, присутствие Бога, некой высшей силы. Может быть, когда-нибудь найдут другое объяснение, а пока его нет. И ссылка на Бога – это не неправда, не обман, а просто сегодняшний уровень нашего познания. Один наш коллега из Литвы разработал прекрасное приложение к программе по физике. В самой программе есть тема «свет», говорится о «качестве света», «скорости света». Но есть еще и духовный свет, и учитель ведет разговор и о нем тоже. Можно ли их сравнить, как сравнить, какова скорость духовного света? А она вот такая-то. Какова сила того и другого света? И физика становится для ребенка как будто живым существом, а не сводится к запрету совать палец в электророзетку. Даже камни начинают говорить с ребенком, если преподнести ему их в таком духовном аспекте.

Шалва Амонашвили

Записал на диктофон Г. Шевелев

наверх


Статья с сайта clinicaram.com