Боги и люди

Избранные фрагменты книги Михаила Богословского "Боги и люди. Люди и боги. (Мифологические и религиозные представления о богах и их взаимоотношениях с людьми)"

О чем можно узнать из книги

Кто такие боги?
Названия (имена) богов
Символы, эмблемы и эпитеты богов
Как боги возникли?
Как боги выглядят?
Как долго боги живут и вечны ли они?
Какие бывают боги и сколько на свете богов?
Где боги живут (обитают)?
Жизнь богов, их поведение и занятия
Профессии богов
Социальная организация и взаимоотношение богов
Сотворение людей
Нравственность богов. Их отношение к людям
Отношение людей к богам
Молитвы богам
Умилостивление и жертвоприношения богам
Как боги управляют миром. ”Конец Света”
Ангелы и дьявол
Божьи посланники и пророки
Церковные организации и служители Церкви
Монахи и монастыри

Церковные организации и служители Церкви

Между богом и верующими стоит посредник – церковная организация или просто Церковь, руководители которой определяют, как им нужно себя вести, как относиться к Богу. И это несмотря на то, что служители Церкви не имеют на этот счёт никаких поручений от Бога и даже никаких его указаний. Складывается впечатление, что-либо сам Бог об этом не знает, либо дела людей, верящих в его существование, обращающихся к нему с многочисленными просьбами и даже подкрепляющих эти просьбы подношениями (т.е. жертвоприношениями) его совершенно не интересуют. А раз так, получается, что, во-первых, Бог живет сам по себе, своей жизнью; во-вторых, что все отношения с Богом, особенно коллективные, нужны лишь Церкви, которой весьма выгодно быть посредником между Богом и верующими. Церкви, особенно людям, стоящим во главе ее, это приносит огромные доходы. Поэтому Церкви, особенно старые, очень богаты.

В дохристианских религиях посредником между богами и людьми были жрецы. Важность жреческого сана подтверждают почётные передние места в театре и на торжествах. Жрецы освобождались от всех военных повинностей и военной службы. В некоторых государствах даже летоисчисление велось по годам службы верховного жреца. В древние времена должность верховного жреца исполняли цари. От государства коллегиям жрецов отводились общинные владения, к ним поступали денежные штрафы, назначаемые за религиозные проступки. Кроме того, государство предоставляло и содержало для них многочисленную прислугу, состоявшую как из государственных рабов, так и из свободных людей.

Благодаря постоянному контролю над поведением своих верующих, Церковь обладает большой властью над ними и может оказывать на них влияние, заставляя действовать в своих интересах. Например, в первые послереволюционные годы РПЦ поднимала верующих против большевиков, отнявших у неё богатства, прежде всего, право на владение огромными земельными территориями.

В некоторых религиях контроль над поведением верующих расписан вплоть до мелочей. Примером здесь является иудаизм, который очень жестко регламентирует жизнь иудея от рождения до самой смерти.

Достаточно жестко контролируют жизнь верующих ислам и наиболее радикальные христианские Церкви - протестантские, особенно баптистская и Свидетели Йеговы. Менее жестко в жизнь верующих вмешиваются другие христианские Церкви - православная и католическая.

Те, кто не хочет подчиниться Церкви, подвергается преследованиям, репрессиям и гонениям. Вот лишь несколько примеров. Несогласных с руководством Церкви (их называют еретиками) судят и казнят, причём в недалёком прошлом морили голодом, четвертовали и сжигали на кострах. В католической Церкви в течение многих столетий существовал мощный аппарат подавления инакомыслия - трибунал, который назывался “святой инквизицией” (от латинского слова inquisitio - розыск). Её работу характеризовало тайное следствие, использование доносчиков и лжесвидетелей, применение пыток, конфискация имущества осужденных, распространение осуждения на родственников и потомков до третьего поколения включительно, полный произвол в отношении подследственных. Общее число жертв инквизиции составляет приблизительно 10 миллионов человек. Под названием “Конгрегации святой канцелярии” инквизиция просуществовала до 1908 г., когда она была преобразована в “Святую обязанность”, а в 1965 году получила невинное название “Конгрегация ради учения о вере”, осуществляющую ряд прежних функций инквизиции, но иными методами.

Мало кому известно, что инквизиция была не только у католической Церкви, но и в православной, в частности, у Русской православной Церкви. Свою инквизиторскую деятельность РПЦ осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и Церкви - Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др. Дела против веры и Церкви вело также организованное при Синоде в 1721 году тиунское управление. В соборном уложении 1649 года критика Церкви и её догматов рассматривалась как богохульство и каралась сожжением на костре. Врагов РПЦ сажали на кол, после смерти тело снимали с кола, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землёй. Церковных противников сжигали не только на кострах, но и раскалённых железных котлах. Так, в 1669 г. были сожжены в железном котле раскольники Петр и Евдоким.

Одни Церкви имеют своего руководителя - главу Церкви. Например, католическая Церковь имеет так называемого «папу Римского». Другие Церкви не имеют единоначалия, они представлены отдельными независимыми Церквами. Примером таких Церквей является православная Церковь. Самой крупной из всех православных Церквей является Русская православная Церковь. Не имеет единоначалия и протестантская Церковь – все Церкви в ней (баптистская, адвентистская, лютеранская, Свидетелей Йеговы и т.д.) являются самостоятельными.

Лучше всего о деятельности Церквей можно судить по делам их руководителей. Дела и поведение многих глав Церквей при ближайшем рассмотрении оказываются не только не благочестивыми, но и даже преступными. Вот только лишь несколько впечатляющих примеров. Когда в 768 г. папой Римским был избран Стефан IV, его предшественнику выкололи глаза, а его приверженцу - епископу Федору отрезали язык и уморили в тюрьме. Папу Стефана V за его преступления с позором выгнали из Рима (816 год).

Папа Сергий III (904 - 911 гг.) захватил престол, задушив своих двух предшественников. Чтобы убить папу Иоанна VIII (872 - 882 гг.) и захватить его сокровища, его родственники заставили принять его сильнодействующий яд. Но яд не подействовал, и папе пробили череп молотком. Стефан VI, став папой, приказал вырыть из могилы труп папы Формозы I (891 - 896 гг.), нарядить его в папское облачение и посадить на трон. Затем его судили как живого, после чего четвертовали и бросили в Тибр. Самого же Стефана восставшее вскоре население Рима посадило в тюрьму, где его и задушили.

В 903 году папу Льва V запер в темнице один из его подчинённых и занял папский престол под именем папы Христофора. Но через несколько месяцев его выгнал из Рима папа Сергий III, захвативший власть с оружием в руках. В 956 г. папой стал 17-летний Иоанн XII. Он открыто брал взятки за посвящение в епископы. Одному священнику собственноручно выколол глаза, собственную мать сгноил в тюрьме, постоянно пьянствовал и играл в карты. Папа Бонифаций VIII (1294 г.) запер своего предшественника Целестина V в клетку и через два года уморил голодом. И это далеко не полный перечень преступлений глав католической Церкви - наместников бога на земле!

Всякий мало-мальски уважающий себя бог имеет на земле свою Церковь - организацию своих верующих, которые делятся на две неравные части - меньшую, которая выступает от имени бога и большую, составляющую основную массу верующих. Некоторые боги имеют не одну, а несколько Церквей, каждая из которых, как правило, считает, что именно она представляет истинное учение бога. Отличается здесь Иисус Христос, который имеет целых три такие Церкви: католическую, протестантскую и православную. При этом каждая из них считает, что именно она одна - истинная, а остальные - ложные. Эти три Церкви не только не любят друг друга, но даже враждуют, воюют и даже убивают членов Церквей-сестёр. Правда, по политическим мотивам на короткое время главы этих Церквей могут заявлять о своей любви к Церквам-сёстрам. Но через короткое время они снова становятся врагами. Так, в 1971 году глава самой крупной из православных Церквей мира - Русской православной Церкви (РПЦ) патриарх Алексий I заявил, что все христианские Церкви одинаково любимы господом Богом. Но сегодня руководство РПЦ заявляет, что из всех христианских Церквей истинной является только православная.

Заключение

Жизнеописания богов, приведенные в этой книге, свидетельствуют, что богам ничто человеческое не чуждо: они такие же, как люди – могут быть добрыми и злыми, совершать хорошие и плохие поступки, быть великодушными и тщеславными, безрассудно храбрыми, трусливыми и коварными, могут защищать слабых и нападать на них. Некоторые религии, особенно религии единобожия представляют своих богов лишенными отрицательных качеств, но если внимательно почитать их священные книги, то можно легко найти в них массу примеров того, что и они иногда поступали жестоко и несправедливо по отношению к людям, в том числе и своим верующим.

История религий показывает также, что боги, даже самые могучие и всесильные проходят три стадии своего существования: рождения, роста влияния и славы и неизбежного угасания своего могущества и постепенного забвения. Так было с богами Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Южной и Центральной Америки и т.д. Раньше или позже то же произойдёт и с нынешними богами. Сегодня цивилизованный мир всё больше отходит от веры в богов. По мере роста благосостояния, образования и культуры, люди всё меньше нуждаются в их помощи. Тем более что история взаимоотношений людей с богами свидетельствует, что боги ничем не помогают людям. Это и понятно – ведь люди сами их создали, по своему образу и подобию.

В то же время история богов - это часть истории религий, истории мировой культуры и… часть истории заблуждений человеческого общества. Знать эту историю, хотя в общих чертах, необходимо всем образованным людям. Хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок прошлых поколений.

наверх