Чему учить в школе: богословию или история религии?

Материал подготовлен на основе текста, взятого с сайта Радио «Свобода»

Ведущий Александр Костинский. Сегодня мы будем говорить о проблеме преподавания в школе дисциплин, связанных с религией. Недавно новый министр науки и образования Андрей Фурсенко назвал историю религии составной частью истории человечества и отметил, что этот предмет должен обязательно быть представлен в преподавании гуманитарных наук. Сегодня о преподавании религии в школе говорят: Михаил Мень, заместитель мэра Москвы, Яков Кротов, ведущий программы "С христианской точки зрения", и Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии.
Мой первый вопрос: не противоречит ли введение такой дисциплины Конституции РФ, в частности, ее 14 статье?

Михаил Мень. На сегодня предварительное решение, поддержанное мэром Москвы, - это введение изучения истории религий, притом всех традиционных конфессий, которые существуют на территории России. Я думаю, что такая постановка вопроса не противоречит 14 статье Конституции.

А.К. Разумно ли ограничиваться только теми конфессиями, которые представлены в России?

М.М. Если молодой человек действительно хочет стать образованным человеком, то он должен знать в целом историю религии. Начав с факультативного образования, мы должны со временем перейти к постоянному преподаванию. Что касается традиционных и нетрадиционных конфессий, то таких юридических понятий на сегодняшний день не существует. Просто необходимо, чтобы в учебном пособии информированность о тех конфессиях, которые представлены в нашем государстве, была больше. Большой объем должен быть отдан истории православия, но и истории других конфессий и деноминаций должны быть представлены.

Яков Кротов. Известно, что во время осады Москвы или Киева татары гнали впереди себя женщин и детей, чтобы защищающиеся в них не стреляли. Вот так же и сегодня в первых рядах идут люди, которые говорят, что у нас не будет «Основ православной культуры», а будет «История религии» вообще, которую будут преподавать и мусульманам, и гуманистам… Как говорят стоматологи: «Не бойтесь, будет не больно, что вы дергаетесь, мы же не будем рвать зуб, мы только полечим дырочку». Но затем пойдет второй эшелон людей, которые будут «рвать зубы»: заставлять неверующих детей из неверующих семей ходить на занятия религией. А родители боятся конфликтовать с руководством школ, потому что на практике попытка вступить в конфликт означает одно - из школы придется уходить и искать другую. Попробуйте-ка найти скандалисту-родителю приличную школу. И в результате люди предпочтут опустить руки. Вот почему в Ногинске все вдруг согласились на "Основы православной культуры". А потому, что куда вы денетесь, если начальство приперло: «Будут "Основы", и точка, без обсуждений!» Крохотный городок с одним градообразующим производством, твой начальник - он начальник во всех сферах жизни. Это надо учитывать, и не стоит ссылаться на мировой опыт. В США категорически запрещено преподавание любой религии в государственных школах, и там этого нет. Хотите преподавать религию, организуйте католическую, православную школу за свой счет, пожалуйста. Так это там и делается. А во Франции категорически запрещено. Сейчас даже запретили ученикам ходить в школы в хеджабах. В Америке и во Франции запретили школьникам носить христианские кресты поверх одежды (там появилась такая мода). У нас ориентируются на опыт Германии и некоторых скандинавских стран, где лютеранская церковь до сих пор остается государственной. Но в Германии от этого уже отказываются, и в ближайшие годы преподавание религии в государственных школах будет упразднено, а у нас, наоборот, их опыт перехватывают, словно эстафетную палочку.

А.К. А почему бы не ввести воскресные религиозные школы? Ведь болезненно воспринимается не то, что дети вообще будут изучать в школе религию, а то, что в общей школе, где учатся дети из разных конфессий, будут преподавать преимущественно православную религию.

М.М. Такие факультативные школы существуют и должны финансироваться из альтернативных источников. Но надо очень внимательно смотреть, кто там преподает. Ведь мы на сегодняшний день имеем страну, полностью необразованную в вопросах религии. Религиозное образование должно быть, но носить познавательный характер, характер изучения истории религии. Потому что в нашей стране люди девственно чисты в этом вопросе, а информацию об этом необходимо иметь.

Всеволод Чаплин. То, что говорил господин Кротов, очень далеко от реальности. На самом деле в Европе религиозное образование в школах за государственный счет - это норма. И не только в Германии, но в подавляющем большинстве стран, кроме одной-единственной Франции, но и там в школах есть религиозные капелланы, которые оплачиваются государством. И в целом ряде стран Восточной Европы сейчас появляется система, когда религиозное образование в школах обеспечивается государством. В Финляндии и странах Северной Европы правом преподавания религии в школе обладает не только лютеранская церковь, а целый ряд конфессий. Там, где есть государственная церковь, преподавание религии в школах более серьезно, но в большинстве стран Европы, где нет государственной церкви, тоже есть преподавание религии в школе.

Я.К. У меня есть опыт преподавания в воскресных школах. Утверждаю, что в общей школе преподавание ни истории религии, ни основ православия не будет эффективным. Передо мной рассказ нашего современника, москвича, из приложения "Родительское собрание" к газете "Московские новости". Вот что он говорит отцу под влиянием школьных занятий: "Бог такой странный: сидит на небе как птичка, а наблюдает за нами, как милиционер". Таковы плоды православного воспитания вне рамок церковной общины, там, где живая общинная церковная жизнь подменяется иерархией власти учителя над учеником. И до революции было не лучше. У Ленина по "Закону Божьему" была «пятерка». Многого ли стоит такая оценка, если Бог представляется как еще один огромный учитель или даже милиционер? Что до западного опыта, то надо помнить, что в той же Германии ребенок, если не хочет ходить на занятия по истории католичества, лютеранства или другой конфессии, то у него есть отдельный учитель, который ведет с ним уроки гуманизма, и никакой истории религии ему никто не навязывает.

В.Ч. То же предлагается и в России. Мы никогда не настаивали на обязательном преподавании этих предметов. Опыт, к которому мы призываем, это опыт, когда люди имеют право выбирать. Это не факультатив, а так называемый "предмет по выбору", который может стоять в сетке часов, но там несколько вариантов: ислам, православие, светская этика, гуманизм. Пожалуйста, что угодно. Ведь мировоззрения у людей разные, и то, что приемлемо для одних, мало приемлемо для других. Если человек считает себя неверующим, конечно, лучше, чтобы ему преподавался гуманизм или светская этика или что-нибудь в этом роде.

М.М. Мне кажется, преподавать убеждения вообще очень сложно и, наверное, даже невозможно. Здесь должен быть научный подход. Этот учебный предмет должен вмещать в себя историю человечества и историю тех религиозных моментов, которые были в ней. И педагоги ни в коем случае не должны пытаться навязать какую-то свою точку зрения. Вера должна воспитываться дома и духовными наставниками в церкви. Школа должна образовывать человека, а не учить его каким-то убеждениям.

А.К. Вы хотите ввести в Москве курс, чем-то сходный с курсом атеизма?

М.М. Курса атеизма в школах никогда не было, он частично прослеживался во всех предметах.

А.К. По опросам, основные нарекания вызывает то, что православию как религии большинства граждан нашей страны придается преимущественное значение. Считается, что это может привести к тому, что другие конфессии будут ущемлены.

В.Ч. У нас ведь в школах история России изучается более подробно, чем история Шри-Ланки, и русская литература - подробнее, чем японская. Есть реальная роль и традиции православия в жизни России. Известна также роль ислама и еврейского присутствия в России. А вот говорить слишком подробно о тех течениях, последователи которых находятся в рамках статистической погрешности, вряд ли стоит.

А.К. Что же, с точки зрения патриархии, должно преподаваться в школе? История религии в рамках истории культуры или все-таки нечто, более близкое к богословскому курсу?

В.Ч. Для тех, кто этого желает, конечно, не для всех, должен преподаваться курс только православной культуры, и точно так же тем, кто пожелает, должен преподаваться курс истории разных религий. Ни первого, ни второго не нужно навязывать. Когда нам говорят, что более глубокое изучение одной религии нужно вытеснить в факультатив, это уже идеологический подход. Господин Мень сказал о том, что в школе не должны преподаваться убеждения, но они там уже преподаются. Дарвинизм, так называемое научное мировоззрение, идеи о том, что все религии равны, - это, естественно, ложь. Это уже идеология, и у нее в школе должна быть альтернатива.

Радиослушательница. Мой сосед учится в пятом классе, он армянин. У них в классе три русских девочки, пять узбеков, остальные азербайджанцы. Что будет преподавать отец Чаплин в таком классе? Нужен универсальный исторический курс, который должны составить ученые, историки, который будет уделять одинаковое место информации обо всех религиях. Этот краткий курс должен быть прочитан в школе, а остальное религиозное образование, если человек хочет его получить, пусть получает вне школы.

В.Ч. Было бы нормально и естественно, если бы в школе была дана возможность на выбор изучать ислам или православие или, если есть неверующие люди, то - их убеждения. А если будет общий курс, составленный учеными-религиоведами, и он будет обязательным, и в нем будет говориться, что все религии равно обладают истиной или что ни одна из них не обладает истиной, то православному ребенку нельзя будет ходить в такую школу, присутствие в ней будет оскорблением и кощунством. Вот в чем главная проблема. Школа должна уважать мировоззренческий выбор человека. Если человек, даже маленький, или его родители считают, что учение об относительности истины в религии противоречит их убеждениям, то они должны иметь право на то, чтобы государство за свой счет, т.е. за счет налогоплательщиков дало им возможность получать образование в духе тех убеждений, которые они разделяют.

Я.К. Максимум, на что я мог бы согласиться, - это давать историю религии в рамках курса истории России и мировой истории. Изучаем историю средневековья, пожалуйста, один час на историю католичества. Изучаем новое время - один час на историю реформации и протестантизма. Подробнее изучаем российскую историю - несколько часов, условно скажем, десять из ста, на рассказ о Русской православной церкви.
Но меня больше волнует, когда дарвинизм вдруг объявляется "якобы научным мировоззрением". Может быть, именно потому книги покойного отца Александра Меня не продают почти ни в одном храме Московской патриархии, что он был последовательным дарвинистом и сторонником эволюционной теории. А у Московской патриархии концепция такая, что кит Иону проглотил, динозавров не было, а если кто-то скажет, что была эволюция, то надо бежать от него, ибо это богохульство и кощунство. Научное мировоззрение совместимо с христианским - вот чему надо учить в школах в рамках биологии, физики, химии.
А позиция, что человеку грех ходить в школу, где учат толерантности, мне кажется свидетельством какого-то эмоционального нарушения. Кого смущает, что у нас в Конституции записано насчет светского государства? Меня не смущает. Кого в 70-е годы смущало, что в Большом театре шел балет "О попе и его работнике Балде"? Меня не смущало. Если я включаю телевизор и там каждые пять минут оскорбляют мои чувства как христианина, то я просто перестаю его включать. Надо привыкнуть к тому, что вера - это мое, личное, ее ничто не может оскорбить, кроме моего личного греха.

В.Ч. Между школой и телевизором есть разница. Телеканалов сейчас становится все больше и больше, по кабельному смотрите хоть 50, а вот школа около дома обычно одна. Мы можем расходиться с вами во взглядах на дарвинизм, но есть совершенно четкий принцип международного права: семья имеет право на то, чтобы образование в школе соответствовало убеждениям, принятым в этой семье. Эти убеждения можно считать научными или антинаучными, но если они есть, доступное школьное образование не должно им противоречить. И поэтому, если тот или иной человек верит, что мир был создан за 6 астрономических суток, его дети не должны в школе слышать ничего такого, что противоречило бы этим убеждениям. И так реально происходит во всем мире: люди, которые не исповедуют эволюционной теории, посылают детей в школы, где эту теорию не преподают. Школа, в которой преподается дарвинизм, не нейтрально мировоззренческая. Она заняла свою позицию в мировоззренческом споре. Значит, должна быть представлена и другая позиция, и должно быть образование на основе этой другой позиции.

А.К. Но такое образование возможно только в рамках религиозной школы. Потому что дарвинизм - это только одна из теорий. Есть много других теорий, например, космология, теория Большого взрыва, теории образования Вселенной. Если говорить об ортодоксальной точке зрения, что Вселенная создана за 6 дней приблизительно 7 тысяч лет назад, то противоречие этой точке зрения есть в каждом естественнонаучном предмете. Получается, что детям религиозных родителей можно учиться только в религиозных школах. А как в этом случае получить стандартное общее образование? Если, несмотря на религиозные убеждения, ребенок захочет потом учиться, например, на химика, ему будет очень трудно. Если станет верующим инженером, ему все равно надо знать законы Ньютона.

Я.К. Я, видимо, человек невежественный в правовых вопросах, но в первый раз слышу, что на международном уровне гарантировано право семьи на государственное школьное образование, соответствующее религиозным и мифологическим взглядам родителей, что должны быть обеспечены отдельные школы для дарвинистов и антидарвинистов. По-моему, в международном праве гарантирована свобода совести, а она абсолютно несовместима с таким странным правом семьи. Я был бы очень рад, если бы отец Всеволод сослался точно на документ, по возможности даже на пункт. По-моему в данном случае какое-то недоразумение.

В.Ч. Нет, это совершенно точно. Я пришлю Вам документы.

------------------------------------------------------

Выдержки из документов, которые прислал В. Чаплин

Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г.). Ст. 26, п.3: «Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».
Прим. проф. В.А. Кувакина. Но в п. 2 этой же статьи сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…»

***

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу для СССР 3 января 1976 г.). Ст. 13, п.3: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими убеждениями».
Прим. В.А. Кувакина. Но в п. 1 этой статьи сказано: «…Образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами…»
Поскольку в п.3 есть оборот «не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы», то, скорее всего, обязательство уважать свободу родителей «обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей» относится не к государственным школам, где дается единое научное образование, а к «другим».

***

Протокол №1 К конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.). Ст. 2. Право на образование: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям».
Прим. В.А. Кувакина. Здесь очевидно, что государство уважает право родителей обеспечивать образование своих детей в соответствии с их (родителей) собственными религиозными и философскими убеждениями вне или помимо государственных школ. Что же касается обязательств государства в отношении обучения детей, то они примерно одинаковы во всех международных документах и цитировались выше. Речь идет о долге способствовать взаимопониманию, толерантности, дружбе между всеми религиозными группами. Ясно, что в государственной, в принципе, трансконфессиональной или просто светской школе нельзя учесть право каждого родителя на образование и обучение его ребенка в соответствии с его (родителя) собственными религиозными убеждениями.

***

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (25 ноября 1981 г.). Ст. 5, п.2: «Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желанию его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка».
Прим. В.А. Кувакина. Здесь опять же идет речь не о государственной школе, а о семье или частной школе. Об этом фактически говориться в п.1 этой же статьи «Родители… ребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьи в соответствии со своей религией…»
А в п.3 этой же статьи снова подчеркивается, что образование должно быть «в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждения других людей…»
Так что господин Чаплин слегка «не договаривает», чем искажает суть дела. Если же посмотреть Конституцию РФ и Закон об образовании, то там можно найти прямые указания на то, что общей мировоззренческой основой образования должен быть гуманизм как учение, обязывающее соблюдать принципы свободы совести, толерантности, уважения чувств верующих и т.п.

наверх