Альтернативная психотерапия

(Фрагменты одноименной статьи из книги «Психотерапевтическая энциклопедия» п/р Б.Д. Карвасарского, главного психотерапевта Минздрава РФ, Институт им. В.М. Бехтерева, изд. 2, 2002, http://www.bookap.by.ru/genpsy/psythenc/gl3.shtm)

Альтернативная психотерапия представляет собой одну из областей так называемой альтернативной медицины. Основным отличием последней является использование альтернативными целителями (далее просто целителями – Ред.) «концепций врачевания», существенно расходящихся с теми, которые приняты научной медициной.

Чаще других к альтернативной медицине относят гомеопатию, акупунктуру, хиропрактику, деятельность хилеров, экстрасенсов и др.

Взаимоотношения между врачами и целителями обычно антагонистические, деятельность вторых в ряде стран объявлена вне закона. Количество обращений к целителям различно и во многом зависит от уровня развития общества и системы здравоохранения в нем. Кризис, переживаемый нашей страной, резкое снижение качества медицинского обслуживания на фоне повышения магического настроя общества привели к взрыву целительства, достигшего невиданных ранее масштабов. Мотивы обращения к целителям различны. Чаще всего указываются два основных: отсутствие положительных результатов при лечении у врача и нескладывающиеся взаимоотношения между пациентом и врачом, неудовлетворенность этими отношениями.

Целители:
1) не склонны подвергать свои методы исследованиям в научной медицине, не участвуют в работе профессиональных научных сообществ, не публикуют свои работы в профильных журналах1;
2) в случае отрицательных результатов дают стандартные объяснения (негативное отношение к методу пациентов или других лиц, присутствующих на приеме, особенности биополя целителя или пациента и т.д.);
3) о результатах лечения судят обычно сами целители или пациенты, отсутствует принятая в современной психотерапии оценка эффективности метода независимым экспертом;
4) не ведется история болезни, обычно вообще нет записей встреч целителей со своими пациентами, где бы отмечался характер их общения, динамика болезни и т.д.
5) целитель чаще всего одиночка; как правило, у него нет учеников;
6) для деятельности целителей характерна рекламная поддержка средствами массовой информации, партийно-административной2 и творческой «элитой»;
7) целитель обычно недостаточно научно подготовлен в своей области, даже если он врач, поэтому к нему часто применяют понятие «шарлатан». На позиции целительства, за редким исключением, не переходят высококвалифицированные специалисты научной медицины.

Существуют определенные различия в деятельности врача научной медицины и целителя.
1) Целитель больше ориентирован на пациента, больше внимания уделяет его тревогам, переживаниям, потребностям;
2) он чаще дает пациенту удовлетворительные объяснения о характере его заболевания, прогнозе и лечении;
3) между ним и пациентом чаще возникает общение на равных;
4) отмечается высокая степень принятия пациента целителем, и пациент это чувствует;
5) целитель формирует у пациента сильную веру в результаты лечения;
6) он с большим энтузиазмом относится к проведению своей терапии и доказательствам ее эффективности, принимая во внимание соображения самого пациента относительно лечения;
7) для пациента именно целитель часто приближается к образу идеального врача.

Для понимания эффективности в ряде случаев целительства представляют интерес характеристики пациентов, которые обращаются за помощью к целителям:
1) пациент воспринимает целителя с энтузиазмом, верой в исполнение своих ожиданий, чему в большой степени способствует реклама;
2) он платит за лечение, поэтому относится к нему серьезнее и уделяет ему больше внимания;
3) он обращается к целителю обычно после того, как не получил положительных результатов от традиционного лечения;
4) поскольку само обращение к целителю часто интерпретируется как девиантное3 поведение, это приводит к преувеличенной вере пациента в систему альтернативного лечения и самого целителя. Это может носить достаточно выраженный агрессивный характер.

Таким образом, альтернативная медицина часто выявляет недостатки научной медицины, не в полной мере учитывающей (а нередко и просто игнорирующей) роль психосоциальных факторов в возникновении и лечении болезни. Целитель приобретает психологическую ценность для пациента, удовлетворяя его эмоциональные потребности; его воздействие в большей степени направлено на пациента.

Говоря о положительном терапевтическом эффекте, который наблюдается у части пациентов под влиянием альтернативных технологий, следует указать на роль внушения, усиливаемого взаимной индукцией4, подражанием и верой в неизвестный метод, формируемый не без участия СМИ.

При альтернативном воздействии речь идет о симптоматическом5 психотерапевтическом эффекте, обычно недолговечном и угасающем.

Широкая врачебная практика и специально проведенные исследования свидетельствуют о возможных негативных последствиях целительства. Чаще всего указывается запоздалая диагностика, связанная со временем, потерянным на лечение у целителя, что особенно пагубно для пациентов с онкологической или прогрессирующей нерво-психической и соматической6 патологией. Отсутствие своевременно начатого лечения во многих случаях определяет неблагоприятный его прогноз.

В ряде исследований сообщается о лицах, объявивших себя экстрасенсами. В.В. Иванов изучил психопатологические аспекты экстрасенсорности у 67 таких лиц. У 5 из них он установил психическую патологию, у 25 – личностную, у 37 – выраженные акцентуации7 характера Ю.Н. Гаврилюк в ходе обследования экстрасенсов (35 мужчин и 32 женщины в возрасте от 20 до 55 лет) выявил три основные закономерности в природе сверхценных идей у экстрасенсов. Т.В. Шнуренко также сообщает, что в клинико-психопатологическом аспекте экстрасенсы достаточно неоднородны. Их отношение к своим способностям неодинаково и модулируется явной психической патологией или личностными особенностями.

«Альтернативный взрыв» в России не сопровождается, как это можно ожидать, адекватными опасности мероприятиями государства, медицины и здравоохранения. Более того, значительное распространение получила точка зрения, что подобные явления наблюдались в истории разных стран в период кризисов и самопроизвольно исчезали при выходе из них. Существует и другая точка зрения. Современное западное общество смогло в основном удовлетворить некоторые важные потребности человека – в пище, одежде и др. Этого нельзя сказать об одной из самых важных человеческих потребностей – в смысле жизни. И до тех пор, пока она не будет удовлетворена, у человека сохранится потребность в иррациональном, в чуде.

Представляется также, что одной из возможных причин распространения альтернативной медицины является все более ощущаемый разрыв между достижениями в ряде научных областей и относительно более скромными успехами медицинской науки и практики. Современному человеку трудно с этим смириться и кажется, что в медицине также возможны «скачки» к новому знанию, стоит только устранить на этом пути «помехи», создаваемые ортодоксальной наукой.

Своеобразие альтернативной медицины в России заключается в том, что она все в большей мере становится частью парапсихологии, включающей передачу образного и мысленного содержания на расстояние; перемещение объектов без непосредственного к ним прикосновения; ощущение кожей световых воздействий; определение состояния внутренних органов человека при поднесении к его телу рук.

Сторонников этих направлений объединяет отказ от трудного, длительного пути познания в пользу одномоментного, мгновенного «постижения» внешнего мира с помощью озарения, откровения, прозрения и т.д. На этом пути отпадает необходимость в профессиональном обучении и поиске подлинно научных сведений с помощью все более совершенной техники, поскольку для познания разнообразных явлений природы и человеческого организма вполне достаточно установления «парапсихологического контакта».

Известная устойчивость альтернативных идей в общественном сознании объясняется также снижением интереса и уважительного отношения к науке, истинно научному знанию в нашей стране, охваченной многосторонним кризисом веры.

_____________________________________

Примечания редактора сайта:

1 Точнее сказать, профильные медицинские журналы просто не могут публиковать такие работы по причине отсутствия в них признаков научности.

2 Поддержка целителей партийно-административной элитой имела место в основном в «доперестроечный» период. Ныне симпатии этого слоя обращены в сторону церкви, а та выступает против целительства (по своекорыстным соображениям).

3 Отклоненное от обычного.

4 Возбуждением как пациента целителем, так и целителя пациентом.

5 То есть о результате воздействия не на причину, а лишь на признак болезни.

6 Телесной.

7 Особенности.

наверх