О переписке с карианами

В конце июня 2004 г. я получил следующее письмо:

«Уважаемые авторы сайта СПб отделения РГО! Я обращаюсь к вам от имени участников движения "Карианство", объединяющего атеистов и людей других мировоззрений, верящих в разум и здравый смысл и выбравших своим символом Тита Лукреция Кара. Мы обеспокоены нарастанием клерикализма в России и тем, что права атеистов и вообще всех, кто придерживается последовательных, рациональных взглядов на природу человека и вселенной, дискриминированы, причем дискриминированы системно. Одна из целей нашего движения - защита этих прав в рамках сложившейся ситуации. Мы готовы к сотрудничеству в этой деятельности и ищем всех, кто придерживается аналогичных взглядов. В. Смирнов».

Я с радостью откликнулся, возникла переписка, один из материалов кариан (http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000174) даже был скопирован на наш сайт. Правда, вызвало недоумение, что кариане, выступая как атеисты, хотят юридически зарегистрироваться как религиозное объединение. Но мне объяснили, что это всего лишь хитроумный тактический ход: атеистов в России третируют, а с карианской формально «церковью» будут вынуждены разговаривать на равных. Что ж, тактика так тактика.

Но вот после некоторой паузы в адрес президента РГО В.А. Кувакина поступило официальное послание от «Интернационального сообщества - общественного движения Карианство» под названием «Открытое письмо Российскому Гуманистическому Обществу» с подписью: «Принято на Конференции Сообщества 19 октября 2005 года». Вот его текст:

Глубокоуважаемый Валерий Александрович!
В течение полутора лет мы с живым интересом наблюдаем за деятельностью РГО и во многом разделяем его цели.
Ваша организация делает очень важную и нужную работу, противодействуя клерикализации гражданского общества, борется с проявлениями невежества и лженауки, противодействует тем тенденциям, которые приводят к разрушению научных институтов, ухудшению качества образования, росту религиозной напряженности.
В значительной степени основами как вашей, так и нашей деятельности являются идеалы человеческой свободы, мировоззренческой независимости, просвещения, прогресса, секулярного гуманизма, либеральной деидеологизации общества, борьбы против невежества, клерикализма и тоталитаризма.
Вместе с тем, мы ясно осознаем и существенные различия позиций РГО и ИС-ОД Карианство по ряду вторичных вопросов.
Так, у вас под гуманизмом понимается мировоззрение и образ жизни, основанные на уважении к человеку, на признании его права на самостоятельное развитие, его ответственности за свою судьбу и соблюдение общепризнанных моральных норм и законов. При этом делается неявное предположение, что моральные нормы и законы унифицированы, общепризнанны и априори соответствуют перечисленным правам человека, а понятие «человек» тождественно понятию «личность».
Для нас гуманизм – это манифест личности человека, как высшей ценности, безусловное признание права личности на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей (включая доступ к любым формам научно-технического прогресса), не ограниченное ничем, кроме симметричных прав других личностей. Этот манифест, на наш взгляд, должен безоговорочно определять смысл и содержания форм социального регулирования (морали, права и деятельности любых общественных и государственных институтов).
Кроме того, есть и некоторое различие социально-политических позиций:
Ваше общество, являясь официально включенным в ряд социально-политических, образовательных и научно-просветительских процессов, силой вещей вынуждено занимать компромиссную позицию в отношении некоторых явлений. Сюда относятся с одной стороны – компромиссы с официально признанными религиозными и клерикально-политическими объединениями, с другой стороны – последовательное уклонение от сотрудничества с радикально позиционирующимися группами либерального антиклерикального направления.
Естественно, такая позиция, наряду с очевидными плюсами, имеет и ряд минусов, как то:
- критика со стороны альтернативных (и свободных от условностей) просветительских, антиклерикальных и атеистических движений, воспринимающих позицию РГО, как коллаборационистскую и необъективную.
- невозможность симметрично отвечать на критику со стороны церковно-догматических и национал-клерикальных объединений (поскольку симметричный ответ разрушил бы имидж РГО, как организации, способной к общественным компромиссам).
- противоречия внутри РГО, неизбежно возникающие вокруг проблемы определения границ допустимых компромиссов и приемлемых видов сотрудничества.
ИС-ОД Карианство, являясь полностью неформальным сообществом, не идет ни на какие компромиссы, противоречащие принципам свободы и достоинства, не разговаривает ни с кем иначе, чем на равных, не отступает ни при каких условиях от позиций честного рационализма и нооцентризма.
Карианство свободно от обязательных компромиссов и от политической необходимости демонстрировать предельное миролюбие в ответ на явную враждебность со стороны ряда объединений и институтов, обладающих значительным социальным весом или доступом к административному ресурсу.
Карианство свободно от вынужденной политкорректности по отношению к очевидным противникам гуманизма, прогресса, просвещения и свободы совести, кем бы они ни были и какую бы социальную группу они не представляли.
Наконец, Карианство свободно от иррациональных ограничений на союзы с радикальными движениями прогрессивного и антиклерикального толка. Последнее немаловажно, поскольку именно эти движения в создавшейся общественно-политической ситуации, растут и развиваются интенсивнее прочих.
Наша открытость в этом отношении ограничена лишь буквальным смыслом международных правовых актов о противодействии экстремизму.
Таким образом, ИС-ОДК имеет потенциальный доступ и к более широкой аудитории, и к гораздо более обширному информационному полю в виртуальном пространстве.
В случае установления устойчивого сотрудничества между нашими движениями, РГО получает большую свободу действий и более широкий спектр сторонников, а ИС-ОДК становится непосредственно представленным на официальном общественно-политическом поле.
Одним из первых совместных мероприятий могло бы стать создание в виртуальной структуре РГО форума, связанного с деятельностью комиссии РАН по борьбе с лженаукой.
К настоящему моменту, РГО, включившись в эту деятельность без собственной ясной стратегии, не добилось существенных успехов, а в некоторых случаях потерпело досадные публичные поражения. При этом РГО оказалось связано альянсами с сомнительными союзниками (консервативной бюрократией РАН и служебными структурами МП РПЦ), что дискредитирует деятельность РГО в глазах образованной и критически мыслящей аудитории.
Предлагаемый форум, благодаря привлечению широкого круга неакадемических ученых и специалистов, мог бы показать более объективную картину в этой области, чем та, которая представлена сейчас в публичных сообщениях комиссии.
Свою задачу мы видим в наполнении этого форума по принципу соответствия спектра материалов реальному весу проблем, благодаря чему РГО сможет ссылаться на публичность представленной информации, как на обстоятельство, вынуждающее к смене некоторых стратегических векторов.
Это способствовало бы, в частности, освобождению комиссии от клерикального давления (с одной стороны) и от обвинений в соглашательстве с клерикальными кругами (с другой стороны).
Далее нам представляется возможным и общеполезным:
- свободный обмен материалами между информационными ресурсами РГО и ИС-ОДК (сетевыми и периодическими изданиями),
- организация параллельных экспертиз по вопросам науки и лже (анти) науки,
- в перспективе – формирование смешанных экспертных групп РГО и ИС-ОДК.
Таким образом, плюсы сотрудничества, на наш взгляд, очевидны, и перспективы понятны.
Разумеется, мы готовы рассмотреть также любые Ваши предложения о совместных мероприятиях РГО и ИС-ОДК.
Данное письмо является инициативным публичным предложением о сотрудничестве со стороны движения «Карианство» и карианского сообщества. Ответ на наше предложение Вы можете дать в любой удобной для Вас форме.
Мы надеемся, что пример установления сотрудничества на описанных выше принципах, позволит объединить широкий круг свободных просветительских, антиклерикальных и антитоталитарных движений и сообществ в сильную и дееспособную прогрессивную структуру, которая сможет реально влиять на положение дел в обществе.

Завязалась переписка (с ней можно познакомиться на странице http://www.livejournal.com/community/carians/36334.html), в которой со стороны РГО приняли участие В.А. Кувакин и ваш п.с.

Меня, в частности, озадачило, что в отличие от светских гуманистов, для которых важно «соблюдение общепризнанных моральных норм и законов», для кариан «гуманизм – это манифест личности..., безусловное признание ее прав…, не ограниченное ничем, кроме симметричных прав других личностей». Подумалось: «В чем же тогда отличие "личности" от бандита? Тот тоже живет не по законам, а по «понятиям» и симметрично «уважает» только себе подобных».

Вскоре оказалось, что со стороны кариан с нами беседует в основном один человек – А. Розов. Уполномочен ли он выступать от имени всех их, мы не знаем. Хотелось бы это выяснить, ибо с его стороны постоянно идут явно незаслуженные реплики-обвинения, в основном в адрес… Комиссии РАН по борьбе с лженаукой (что послужило причиной подключения к переписке одного из ее членов Е.Б. Александрова). Впрочем, уважаемый читатель имеет возможность получить об этом собственное представление.

В ходе переписки в адрес РГО поступило также нижеследующее послание.

«Уважаемые господа! Интернациональное Сообщество Карианство предлагает Российскому Гуманистическому Обществу рассмотреть прилагаемый «Меморандум о свободе совести и творчества». Мы надеемся, что согласие по 6 пунктам данного меморандума положит начало конструктивному сотрудничеству наших объединений.

Меморандум о свободе совести и творчества
1. Мы выступаем за безоговорочно свободное распространение любых религий и идеологий, не призывающих к насилию против человека и его имущества, к религиозной вражде, дискриминации, к ограничениям свободы человека в выборе религии и идеологии, в способах индивидуального или коллективного самовыражения.
2. Мы выступаем за жесточайший запрет распространения любых религий и идеологий, пропагандирующих религиозную (идеологическую) исключительность и дискриминацию, вражду к иноверцам (инакомыслящим), клерикализацию (идеологизацию) государства, или ограничение свободы людей и объединений по религиозным (идеологическим) мотивам.
3. Мы выступаем за безоговорочную свободу научных исследований в любых формах, не представляющих очевидной опасности для жизни, физического здоровья и имущества людей.
4. Мы выступаем за бескомпромиссную борьбу против любой фальсификации научных исследований и научных данных и согласны с тем, что такая борьба должна вестись с использованием всех ненасильственных средств общественного воздействия.
5. Мы выступаем за введение жесточайших санкций за любую попытку воздействовать на общество с помощью заведомо фальсифицированных данных исследований.
6. Мы выступаем за гласное, открытое обсуждение всех ситуаций, подозрительных на фальсификацию научных исследований и научных данных, а также все попытки воздействия на общества с помощью данных таких исследований и поддерживаем создание представительного сетевого форума по этим вопросам, в работе которого могли бы равноправно участвовать все заинтересованные лица и объединения».

Я послал по этому тексту свои вопросы и замечания, указав, что не уполномочен выступать от имени всего РГО. Предлагаю желающим, если такие есть, особенно из числа членов РГО, подключиться к обмену мнениями.

Геннадий Шевелев

наверх