Письмо Министру образования и науки А.А. Фурсенко

Из книги Э.П. Круглякова «Ученые» с большой дороги – 2».

Уважаемый Андрей Александрович!
Хотел бы высказать несколько соображений по поводу проблем, которые находятся в Вашем ведении. Прежде всего, о бывшем агентстве «Роспатент». Конечно, и в советские времена случались недоразумения с ошибочной выдачей авторских свидетельств. Но все же в большинстве случаев авторские свидетельства того времени, как правило, демонстрировали добротность изобретений. С тех пор ситуация резко изменилась. Теперь патент можно получить на что угодно. Уже существует множество патентов невежественного средневекового содержания.

Чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера № 2157091 «Установление факта смерти пропавшего без вести человека по ранее принадлежавшей ему вещи». Этот патент, по-видимому, должен резко упростить проблемы МВД и МЧС. Столь же дремучие патенты выдаются в области медицины. Вот несколько примеров.

Патент № 2983239 «Симптоматическое лечение заболеваний с помощью осиновой палочки в момент новолуния для восстановления целостности энергетической оболочки организма человека». Патент № 2139107 «Преобразование геопатогенных зон в благоприятные на огромных территориях путем использования минералов положительного поля». Патент № 2140796 «Устройство для энергетических воздействий с помощью фигур на плоскости, генерирующих торсионные поля».

Последний патент, пожалуй, следует относить к мошенничеству. В постсоветской России появилось немало «приборов» для быстрого лечения наших доверчивых сограждан от множества болезней даже без использования каких бы то ни было источников питания. Заодно эти «приборы» спасают своих обладателей от ужасного «патогенного» воздействия окружающей среды. Как физик, Вы, конечно, оцените небольшой «прибор», который с целью излечения страждущих генерирует гравитационное поле… Я привел всего несколько примеров. Но таких примеров сотни. Бездействие может просто похоронить нашу медицину. Нечистые на руку бизнесмены, промышляющие на ниве бессмысленных и бесполезных медицинских приборов, умело извлекают деньги из доверчивых людей, оболванивая их массированной рекламой и справками о наличии патентов.

Сегодня у нас выданы патенты даже на вечные двигатели. И в этом случае патенты помогают ловким дельцам получать дивиденды… Конечно, проблема, которую я затронул, выходит за пределы Вашего ведомства. Но поставить заслон абсурдным патентам – в Ваших силах. И тогда шулеры и недобросовестные бизнесмены не смогут больше козырять патентами, которые, к сожалению, до сих пор для многих людей служат знаком качества. Кстати, возникает сильное подозрение, что все эти патенты со средневековым душком выдавались отнюдь не бескорыстно.

А теперь немного о проблемах образования. К данному письму приложен текст моего выступления на общем собрании Сибирского отделения РАН, на котором обсуждались проблемы образования. В этом выступлении упомянуто несколько случаев, когда в государственных университетах страны читаются совершенно нелепые курсы антинаучного содержания. Одновременно издаются и соответствующие учебные пособия. Я понимаю, что запретить коммерческое издание подобных опусов невозможно. В то же время, если эти «учебники» издаются от имени университета на бюджетные средства, Министерство вправе власть употребить. Тем более, что нередко данная литература издается и под грифом Министерства.

Благодарю за внимание.
Академик Э.П. Кругляков.
Март 2005 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент выступления академика Э.П. Круглякова на Общем собрании Сибирского отделения РАН 23.11.2004

Я собираюсь говорить не о сибирских проблемах образования и науки, а об общероссийских. Я не сторонник тех реформаторов, которые ратуют за передачу науки в вузы, как это принято, по их словам, во все мире. Во-первых, это просто не соответствует действительности. Наиболее мощные научные центры находятся за пределами университетов. А во-вторых, если мы все же на такое решимся, то в наших условиях это кончится просто уничтожением академической науки. В то же время, мне кажется, что науку необходимо повернуть в сторону образования. Сегодня наука и образование, как правило, существуют сами по себе, сильно разрознены. В результате во многих вузах страны наметились симптомы, я бы сказал, одичания. Приведу конкретные примеры.

Магнитогорская горная академия. Там читается курс лекций, из которого вытекает, что под воздействием мощных электромагнитных импульсов в промышленных стоках можно осуществлять превращения элементов периодической таблицы, выделять ценные элементы и получать дополнительную энергию, превосходящую затраченную!

Наши соседи а Алтайском государственном техническом университете имеют кафедру информационных технологий, которой руководит профессор П. Госьков. В соавторстве с печально известными «учеными» А. Акимовым и Г. Шиповым он издал в Барнауле учебное пособие «Торсионные технологии». Вот так. Наука не знает ни одного эксперимента, подтверждающего существование торсионных полей, а у г-на Госькова уже технологии на их основе есть! Недавно кафедра во главе с Госьковым «открыла» биоэнергию и теперь обещает несметные урожаи. Для этого нужно лишь «зарядить» воду с помощью ультразвука, электромагнитных волн или с помощью пассов руками. В последнем случае успех будет обеспечен, если изгнать черные мысли и думать о чем-то большом и светлом. Я здесь ничего не утрирую. Суть «метода» передана правильно.

В Волгоградском государственном университете читается курс по уфологии. Сама по себе уфология как предмет, описывающий НЛО, ничего особенного собой не представляет. Возникает, правда, вопрос, а стоит ли такой курс читать? Однако речь здесь вовсе не об НЛО. Речь идет о встречах с инопланетянами, о том, что существуют контактеры, с помощью которых и осуществляются контакты с пришельцами. Полусумасшедший профессор читает подобного рода лекции при попустительстве Министерства образования и науки и его предшественников.

При Воронежском государственном университете создан Центр интроскопии. Вы, конечно, помните шумиху, поднятую в СМИ по поводу девочки-рентгена, которая у любого человека видела все внутренности. Чуть позднее появилась большая группа подобного рода девиц и мужиков. Прошедшим летом в Москве даже конкурс проводили внутривидящих. Центр интроскопии и был создан, чтобы изучать этот феномен. Увы, изучать тут нечего. Известный мастер психологических опытов Юрий Горный несколько раньше собрал в Москве 400 (!) экстрасенсов с целью демонстрации жульничества на простом опыте. За ширмой размещали пациента, и экстрасенс должен был поставить диагноз. Ни один из экстрасенсов не поставил правильного диагноза. А вот казусы случались: манекену в генеральской форме были приписаны женские болезни.

В Воронежской государственной медицинской академии недавно проведены совершенно бредовые исследования «биорезонансных информационных модуляторов», позволяющих привести в порядок «биополе» человека.

В филиале Московского государственного индустриального университета (г. Кинешма) доцент В. Балыбердин написал книжку совершенно абсурдного содержания, которую используют в качестве учебного пособия. Там, в частности, описано, как с помощью телепортации женщина перелетает из одного помещения в другое сквозь бетонную стену. Подобных примеров в книжке много. Черпает их автор из безумного четырехтомника В.Ю. и Т.С. Тихоплав, первый том которого называется «Физика веры». Произведение совершенно абсурдное. Впрочем, судите сами. «Когда над свечой читают молитвы, звуковые вибрации вызывают колебания плазмы, и она переводит их в торсионные волны, которые восходят к Богу». И подобный бред можно встретить едва ли не на каждой странице. Г-н Тихоплав – доктор технических наук, работает в уважаемом Государственном техническом университете Санкт-Петербурга. Трудно представить, как можно сочетать преподавание технических дисциплин с тем научным багажом, который он вместе с Т.С. Тихоплав демонстрирует в упомянутом четырехтомнике. В другом известном университете этого города (университет точной механики и оптики) работает еще один «светоч науки» - К. Коротков, создавший прибор, способный анализировать ауру человека (а может быть, и душу).

Можно ли с этим что-то сделать? Ведь это вовсе не отдельные случаи. Я привел несколько примеров, но университеты, где подобная дикость существует, можно продолжать перечислять. Такое можно обнаружить в Туле, Петрозаводске, Владивостоке, Ростове-на-Дону и т.д. Даже в некоторые университеты Москвы эта зараза проникла. Чтобы остановить процесс скатывания к невежеству, нужны системные меры. Прежде всего, государство не должно оставаться в стороне. Министерство образования и науки РФ должно отслеживать учебные программы вузов, причем не формально, а по существу.

Крайне необходима научно-популярная литература для юношества, которая полностью исчезла после развала Советского Союза. Сибирское отделение РАН первым проявило инициативу. На ноябрь 2004 г. в Новосибирске вышли первые семь книжек. Это дело будет продолжено. Инициативу подхватили в Москве. Главная задача – сделать так, чтобы книги оказались доступны каждому школьнику, каждому учителю.

Здесь только что упоминалось о трудностях с созданием учебников. Мне кажется, что Академия наук должна взять на себя труд по созданию качественных учебников для вузов.

Наконец, хотел бы отметить, что дело с подготовкой квалифицированных преподавателей поставлено из рук вон плохо. Лично мне известно немало случаев, когда ВАК заворачивал докторские диссертации из вузов Барнаула, Томска и других городов. По-видимому, Российской академии наук следовало бы взять шефство над университетами страны с тем, чтобы можно было готовить университетских соискателей непосредственно в научных лабораториях РАН и чтобы ученые академии читали курсы по наиболее фундаментальным дисциплинам. Если мы сумеем все это поднять, одичание пойдет на убыль.

наверх