Автокомментарии к статье «Авторитарный аспект христианства»

Приглашаю посетителей сайта «Светский гуманист» познакомиться с моей статьей «Авторитарный аспект христианства»*. Ввиду нарастания авторитарных, антидемократических тенденций в России считаю ее весьма актуальной: авторитарному государству очень удобна авторитарная религия.

В этой статье я пытаюсь анализировать, как изменяется человеческая личность под влиянием определенных религиозных догматов. В частности, показываю психологический механизм, приводящий к искажению восприятия верующего, в результате которого христианская религия парализует волю людей к восстановлению справедливости, делает их социально-пассивными, не способными к активной гражданской и демократической позиции, не способными к критике власти и борьбе за свои права и права других людей, равнодушными к социальному прогрессу.

С точки зрения психолога Эриха Фромма, авторитарные и гуманистические элементы можно найти и внутри одной и той же религии. Традиционную христианскую религию он резко критикует за идолопоклонство, за авторитаризм, за то, что она в идеологической форме отражает ценности собственников и власть имущих и используется для поддержания и сохранения существующих социальных порядков.

В Новом Завете, безусловно, можно найти много нравственных ценностей, представляющих гуманистический аспект христианства. Но нельзя закрывать глаза и на его авторитарный аспект, направленный на поддержание устоев общества, в котором господствует угнетение и тирания, препятствующий осознанию людьми своего несправедливого положения, препятствующий как развитию отдельного человека, так и социальной структуры общества в целом.

Под влиянием определенных религиозных догматов происходит следующее.
Во-первых, с истинных виновников несправедливости снимается вся ответственность за их несправедливые деяния, ибо они, якобы, «угодны Богу».
Во-вторых, человеку внушается заведомо ложная мысль, что рабовладельческие, феодальные или какие-либо иные несправедливые законы – священны, ибо они от Бога.
В-третьих, ему внушаются заведомо ложные представления, что «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Посл. к Римлянам).
В-четвертых, человеку вообще запрещается думать на эти темы и на любые темы, связанные с устройством мира.

Эти догматы действуют так, что ум и энергия человека вместо того, чтобы искать способы избавления от истинных причин его страданий, направляются в другое русло – безопасное для власть имущих и устоев созданного ими социального порядка. В итоге вся энергия пострадавшего направляется внутрь его и против него самого: на самоедство, мазохистское удовлетворение унижениями, борьбу с самим собой и мистическими псевдопричинами его несчастий, гасится страхом потери спасения души и, в конце концов, рассеивается в этом лабиринте. У человека отнимаются все средства для того, чтобы найти выход из этой западни.

В результате извращения многих понятий, внушения заведомо ложных сведений о мире человек оказывается абсолютно дезориентирован. И из-за ложных интерпретаций происходящего он не в состоянии понять пружины общества и поэтому лишен возможности найти реальный способ решения существующих проблем. Феномены дезориентации, мазохизма и хронического чувства вины, возникающие в христианском сознании, делают человека совершенно неспособным на борьбу с несправедливостью и, тем более, на мысли о каких-либо социальных преобразованиях. Люди становятся неспособными на осознание своих прав и защиту своих интересов. Для власть имущих этот аспект христианства всегда был необычайно ценным. Таким образом, христианская вера наряду с прививаемыми ею, безусловно, благородными качествами личности - милосердием, состраданием, честностью, коллективизмом и скромностью – делает человека совершенно беспомощным и беззащитным перед лицом тиранов и угнетателей. К сожалению, в истории цивилизации описанный психологический механизм сделал рабство - физическое и духовное – незыблемым на многие века.

Многочисленные цитаты из Нового завета и ссылки на текст Библии, имеющиеся в статье, позволяют читателям убедиться в правильности мыслей и выводов автора. Без них мои утверждения были бы голословными, тем более, для верующего человека. А я думаю, что на атеистические сайты заходят и верующие. Моя статья предназначена главным образом для атеистической пропаганды, для переубеждения верующего человека. Она опробована мной на практике.

Кроме того, «Авторитарный аспект христианства» – это полемическая статья, в которой я берусь оспаривать «нравственность», то есть доказывать безнравственность определенных религиозных догматов, приведенных в цитатах.

Александр Ярославцев

* Авторитарный аспект христианства. Часть 1:
http://alex-yarosl.livejournal.com/8014.html#cutid1
http://community.livejournal.com/carians/97007.html#cutid1
Авторитарный аспект христианства. Часть 2:
http://alex-yarosl.livejournal.com/8296.html#cutid1
http://community.livejournal.com/carians/97201.html#cutid1
Авторитарный аспект христианства. Часть 3:
http://alex-yarosl.livejournal.com/8564.html#cutid1
http://community.livejournal.com/carians/97419.html#cutid1

наверх