Нужен новый журнал

Предложение нового
периодического издания

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Происхождение
Становление
Настоящее
Будущее
Цель

Настоящая публикация имеет целью ознакомить общественность с идеями автора по новому гуманистическому периодическому изданию и найти доброжелателей в России и за рубежом, готовых его спонсировать, пока издание не станет самоокупаемым.

Главные цели издания

Определить и сформулировать истинные причины катастрофического состояния человеческой цивилизации, которое проявляется в том, что тратятся колоссальные средства и ресурсы человечества на иррациональные цели при нищете и невежестве большинства людей, накапливаются и становятся все более неразрешимыми противоречия между социумами, увеличивая вероятность скатывания к неуправляемой катастрофе взаимоуничтожения.
• Разработать радикальные, практически реализуемые, бескровные и несиловые методы выхода из этого состояния.
• Стать гуманитарным барьером комплексу неадекватных фундаментальных представлений, которые продолжают определять практически все общественно значимые решения и отношение к происходящим событиям.
• Дать стратегию развития человечества, направленную на обеспечение свободы от борьбы за выживание, интеллектуальное развитие, самореализацию, стабильность, распространение альтруизма и гуманизма.
• Нарисовать как можно более реалистичную и оптимистичную картину цивилизации будущего – Интеллектуальной Цивилизации, к построению которой надо стремиться, своевременно предвидя и избегая трагичных встрясок на этом пути.

Представляется, что вклад в осуществление этих целей - единственный способ разрешения «неразрешимых» противоречий, существующих ныне между социумами, предотвращения появления новых противоречий, бескровного выхода из цивилизационного кризиса и поиска реалистичных и непротиворечивых методов построения гармоничного общества на Земле.

Пришло время, когда общим должно стать понимание, что для эффективности предпринимаемых шагов, к обществу нужно подходить, как к естественно-научному объекту, т.е. применять те же методы, критерии и оценки, которые давно стали общепризнанными в естественнонаучных исследованиях, и строить ЖЕЛАЕМУЮ систему отношений вопреки огромному количеству существующих реалий и порождаемых ими тенденций.

Гуманитарные науки сыграли свою роль в самопознании человека как природного существа, вся жизнь которого в той или иной мере была подчинена инстинкту размножения и индивидуального физического выживания, и позволили сформулировать требования к желаемому обществу. Однако продолжающееся применение гуманитарных методов и отношение к желаемым изменениям как идеалистической утопии при реализации избыточных возможностей разума ни к чему, кроме консервации архаического состояния цивилизации и дальнейшего накопления неразрешимых противоречий, не приводит и не приведет, обрекая цивилизацию на бесперспективное будущее.

Одним из примеров абсурдности складывающейся ситуации является одновременное существование разных мировоззрений, формально демонстрирующих терпимость к плюрализму мнений, а фактически приводящих только к накоплению противоречий между социумами и отдельными людьми. Т.е. нормальным считается существование нескольких разных «воззрений» на мир, представленный в единственном «экземпляре»!? Если бы в математике разные способы решения одного и того же уравнения давали разные ответы, зависящие от способа решения, то, кроме вывода, что, вероятно, все решения неверны, ничего бы не последовало. И отсутствие правильного метода решения не замещалось бы выдумками. А вот в «науках об обществе и человеке» считается правомерным одновременное и равноправное существование нескольких разных «ответов» одной задачи при очевидной неадекватности их всех. Другими словами, разные мировоззрения либо все надуманы, либо, может быть, справедливо лишь какое-то одно, и задача в том, чтобы, определив его, отбросить все остальные, добившись ясности и максимальной законченности этого единственного адекватного мировоззрения, или сформулировать и создать условия для его появления. Тогда для серьезного взаимонепонимания просто не стало бы объективной основы.

Очевидно, что «создание условий» в реальном обществе достаточно сложно с точки зрения практической реализации, но эти сложности носят скорее технический, а не принципиальный характер. И одной из целей предлагаемого издания должно быть обсуждение бескровных и наименее травмирующих путей преодоления этих технических сложностей.

Насколько известно, в мире нет издания, характеризующегося подобным подходом и ставящего такие цели. Существует ряд периодических изданий, отдельные публикации которых можно частично отнести только к «гуманитарному барьеру», но они крайне непоследовательны, неконкретны, академичны, подчас всеядны и поэтому их даже небольшие продвижения ими же и девальвируются.

Общие положения

На задней стороне обложки приводятся положения «Комплекса неадекватных фундаментальных представлений» (см. ниже) и перечислены «Универсальные особенности мыслящего мозга» (см. ниже), повторяющиеся из номера в номер. Эти положения должны постоянно напоминать читателям об основах, которым соответствуют все оценки и публикации издания.

Даже сам факт наличия такой информации на внешней стороне обложки будет привлекать и заинтриговывать потенциальных читателей, впервые взявших в руки журнал. Причем надо ожидать широчайший спектр возможных эмоций – от полной поддержки до непонимания, несогласия и возмущения. Равнодушие – наименее вероятная реакция, а это – главное условие успешности и популярности издания.

Общие требования к авторам публикаций журнала сводятся к тому, чтобы содержание материалов, как правило, не ограничивалось констатацией общественного явления или процесса – «чистой» информацией, а содержало сравнение с ЖЕЛАЕМЫМ и держало читателя в напряжении от начала и до конца.

С самого начала должна быть поставлена задача по привлечению к сотрудничеству в журнале ЛУЧШИХ УМОВ планеты. Нужно стараться заручиться участием действительно мыслителей первой величины, что само по себе усилит позицию издания и объективно ослабит лагерь мракобесов.

Журнал должен сочетать качества хорошего научно-популярного и литературно-публицистического издания с максимальной простотой и доступностью публикуемых материалов, которые будут интересны не только людям, знакомым с предысторией и проблемами обсуждаемых вопросов, но и тем читателям, которые слышат о них практически впервые.

Вместе с тем, недопустимо никакое заигрывание с читателями, потакание предрассудкам и стереотипам или игра на недостаточной образованности и неосведомленности.

Таким образом, надо достичь практически не имеющего прецедентов сочетания интеллектуальности и широчайшей доступности публикуемых материалов.

Журнал на русском языке должен распространяться как в России и странах СНГ, так и в других странах с достаточно многочисленной русскоязычной диаспорой. В перспективе - перевод на основные европейские языки, публикация материалов иностранных авторов и распространение в странах, население которых владеет одним из этих языков.

Направления издания

1. Утверждение необходимости и целесообразности формирования полноценного мышления, т.е. постепенного превращения разумного человечества в мыслящее. Это единственный способ появления массы людей, способных эффективно разрешить накапливающиеся противоречия просто потому, что в мире нет ни одной общественной проблемы, которую нельзя было бы разрешить простой договоренностью людей, обладающих полноценным мышлением.

«Полноценное мышление» можно коротко определить, как рациональное, альтруистическое и гуманистическое мышление, лишенное комплекса неадекватных фундаментальных представлений, характеризуемое связным, единым мировоззрением, непредвзятым анализом причин складывающихся ситуаций, критическим отношением к стереотипам мышления и поведения, способностью к абстрагированию и сложным ассоциативным связям.

Только внедрение и распространение полноценного мышления автоматически и эффективно решит проблему массовой нищеты, прекратит безумное разбазаривание ресурсов и средств человечества, бессмысленную гибель людей в различных столкновениях, бескровно разрешит противоречия и предотвратит все более вероятное скатывание цивилизации к катастрофе всеобщего столкновения.

2. Всемерное и детальное определение понятия «полноценное мышление» в дополнение к вышеприведенному. Перечисление требований, которым такое мышление должно удовлетворять, система формирования, этапы становления, возникающие противоречия, их разрешение и т.д.

3. Противоречия и недостаточность существующего образования, даже предполагающего окончание элитарной школы и престижного университета, потому что эти этапы образования означают лишь просвещение (как правило, мозаичное) и профессионализацию, но отнюдь не предполагают формирования полноценного мышления.

4. Публикация материалов с размышлениями об особенностях, природе и «устройстве» разумности. Имеется в виду не математическое или компьютерное моделирование проявлений разумности, а идеи и доступно изложенные экспериментальные данные об «устройстве» разумности именно человека как таковой.

5. Теоретическая разработка программ, критериев подбора и требований к учителям и воспитателям, психологической обстановке, отношениям с родителями, организации различных сторон жизни и т.д. для практического создания дошкольных интернатов и школ-интернатов нового типа (см. книгу В.С. Цаплина «Странная цивилизация», Москва, АСТ, 2006), основной целью которых будет формирование полноценного мышления.

6. Разработка механизмов отбора воспитателей и учителей для этих интернатов и критериев отбора людей для других позиций, которые будут в этих интернатах.

7. Изучение вопросов, противоречий и предвидение сложностей при адаптации первых поколений выпускников новых интернатов к реалиям жизни среди людей, чье мышление не прошло школу формирования полноценного мышления.

8. Обсуждение вопросов подготовки педагогических кадров для традиционных учебных и воспитательных учреждений всех уровней с точки зрения таких изменений в их подготовке, которые гарантировали бы максимальное исключение пропаганды неадекватных представлений.

9. Расширение числа понятий, которые входят в комплекс фундаментальных неадекватных представлений, приведенных ниже.

10. Уточнение числа качеств, определяемых как физикой и химией мозга, так и его формированием после рождения, которые можно отнести к «Универсальным особенностям мыслящего мозга».

11. Разработка мер по трансформации мозаичного школьного просвещения (традиционная роль школьного образования) в «университетское». Т.е. у студентов всех уровней должно формироваться единое мировоззрение, адекватное реальному миру.

12. Издание должно стать пробной площадкой для разработки новых универсальных учебников для школ и вузов по «Истории цивилизации» взамен существующих учебников по племенной (национальной) истории и нового школьного курса под условным названием «Искусство дискуссии».

13. Выявление и усилия по исключению из всех школьных учебников по гуманитарным предметам положений, так или иначе утверждающих неадекватные представления.

14. Постановка «гуманитарного барьера» любым проявлениям комплекса фундаментальных неадекватных представлений – при принятии решений политическими лидерами, при решении общих гуманитарных вопросов, при решении экономических проблем, вопросов развития отдельных регионов, традиционного образования, развития промышленности, вопросов экологии, глобализации и т.д. «Гуманитарный барьер» предполагает не переубеждение сформировавшихся людей (ввиду того, что это невозможно), а жесткое разоблачение неадекватных представлений, способное максимально затруднить влияние этих представлений на умы, особенно при принятии общественно-значимых решений.

15. Возможна публикация материалов (или фрагментов статей), противоречащих направлению издания или содержащих скрытые и завуалированные неадекватные представления. Их публикация должна сопровождаться жесткими и конкретными комментариями редакции, показывающими объективное провоцирование ими нелепых противоречий, некритическую стереотипичность положений и объективную несовместимость с гармоничным развитием человечества. Тем самым будет ослаблено воздействие неадекватных представлений и уменьшено количество их приверженцев.*

16. Жесткая борьба с любыми проявлениями мракобесия в образовании, науке, политике, общественной жизни, быту и т.д.

17. Разработка основ и практики применения новой социологии, которая могла бы служить прогрессу общества, вырабатывая и обосновывая рекомендации необходимых изменений путем сравнения выводов из сделанных опросов или статистического анализа с желаемыми положениями разработанной модели будущего. Новая социология принимает за аксиому, что «главные причины» развития общества и их конкретные воплощения должны служить только всеобщему благу.

18. Статьи по социальной экологии. Социальная экология – это система влияния на общественное сознание с помощью оценок событий и процессов, помогающих отделить объективно реакционные явления и процессы (какими бы они не представлялись их авторам) от прогрессивных с точки зрения гармонизации человеческих отношений.

19. Предположения о различных сторонах и чертах общества будущего (модели будущего, как это указано в п. 17) – Интеллектуальной Цивилизации – и тех отличиях в общественной системе, экономике, науке, образовании, сферах приложения сил, отношений социумов, воспитании детей, быте, отношениях полов и т.д., которые могут сложиться в будущем. Этот раздел предполагает наибольшую игру воображения, но все работы такого рода должны быть лишенными каких-либо абстрактных, фантастических или утопических положений, т.е. быть сугубо прагматическими и учитывать возможную связь с другими сторонами будущих взаимоотношений и влияние на них.

20. Критический обзор материалов, опубликованных в других респектабельных и популярных изданиях.

21. В журнале должен быть юмористический раздел и иронические и сатирические статьи, рисунки, карикатуры, анекдоты из жизни общества и человеческих взаимоотношений.

22. Раздел писем, вопросов и ответов, затрагивающих темы и публикации издания.

23. Публикация платной респектабельной рекламы, классифайда и бесплатных объявлений, имеющих отношение к тематике издания.

Комплекс фундаментальных неадекватных представлений

Представляется самоочевидным, что любой поступок, отношение к событиям или решение, принимаемое человеком, мотивировано комплексом представлений, которые человеку кажутся истинными, единственно возможными и целесообразными, т.е. соответствующими его интересам. Эти представления образуют фундамент мировоззрения человека. Однако, многие из этих представлений являются неадекватными и недальновидными, отражая стереотипы, предрассудки, невежество или однобоко и эгоистически понимаемые интересы. Это стало главной причиной (часто неосознаваемой) ложной интерпретации происходящих событий и неизбежных ошибок при решении возникающих общественных проблем, приводя к накоплению противоречий и тому угрожающему состоянию цивилизации, которое наблюдается. Поэтому девальвация таких представлений является главным условием гармонизации жизни на Земле.

К комплексу неадекватных фундаментальных представлений можно отнести:

1. Племенное мышление. Предполагает закономерность и естественность обособленности и независимости случайно сформировавшихся племен (ныне наций), а также правомерность и естественность в преследовании только личных или племенных интересов за счет соседей. Следствием племенного мышления является существование армий, международной политики, геополитики, политтехнологии, социальной психологии, соответствующих торговых и военных соглашений и т.п. С племенным мышлением связана абсолютизация и даже сакрализация хаотичности и случайности миграции предков, их происхождения, войны за участки земной поверхности, подчеркнутое внимание к случайно сложившимся различиям в традициях, быту, обычаях, пристрастное толкование как реальных событий истории, так и мифологии. К племенному мышлению относятся такие общепринятые понятия, как национальность, национальная культура, государственный суверенитет, национальная история и т.д. Племенное мышление, став неосознаваемой составляющей мышления, является причиной огромного числа все усиливающихся и неразрешимых противоречий между социумами.

2. Миф о программировании в биологических структурах и наследственном аппарате каких бы то ни было понятийных (цивилизационных) характеристик. В действительности все они становятся составляющей мышления только в результате получения информации после рождения и только на время жизни индивидуума. Но этот миф помогает как бы легитимировать неадекватные представления со всеми вытекающими последствиями.

3. Все религиозные представления, как в форме существования конфессий, так и, главное, КАК СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ, предполагающий деперсонификацию личности, требование безусловности выполнения указаний некоторого высшего авторитета, озвучиваемых якобы его служителями, и запрет на сомнение или критическое отношение к этим указаниям. Религиозный стиль мышления способствует насаждению неадекватных представлений и невежества, ощущения фатальности и собственной ничтожности.

4. Экономическая система, основанная на частной собственности на средства производства и всеобщая коммерциализация. Эта система поощряет и развивает прирожденный эгоизм, распространяя его и на внеэкономические отношения. Тем самым усиливается или порождается враждебное отношение людей друг к другу и появляется возможность получения вознаграждения, грубо непропорционального личному вкладу и труду. Все это развращает общество и конкретных людей, служа, в конечном счете, появлению и накоплению неразрешимых противоречий.

5. Подмена конечных целей промежуточными и преходящими. Например, провозглашение в качестве главной цели социального движения достижения абстрактной свободы, национального суверенитета и демократии вместо свободы от борьбы за выживание и возможности для каждого человека реализовать свои творческие возможности приводит к результатам, противоположным декларируемым целям.

6. Проявление терпимости к взглядам, процессам и явлениям, которые можно отнести к комплексу неадекватных фундаментальных представлений. Такая терпимость служит не умиротворению и не разрешению возникающих противоречий, а загоняет их вглубь и приводит к их накоплению, грозящему неуправляемым взрывом. Нетерпимость должна проявляться, разумеется, только к иррациональным взглядам, откровенным предрассудкам и заблуждениям, а не к людям, их придерживающимся.

7. Отсутствие даже попыток формирования полноценного мышления и подмена этого процесса только просвещением и профессионализацией. Просвещение и профессионализация служат лишь воспитанию простейших социальных черт, способствуют простому физическому выживанию, удовлетворению весьма примитивных представлений о комфорте и стабильности, сохраняя неизменной архаическую случайную структуру общества и не предлагая перспектив движения к гармоничному будущему. Именно это и называют «образованием», предполагая, что оно тождественно формированию адекватного единому миру мировоззрения, в котором практически все явления и процессы так или иначе взаимосвязаны. Непонимание этого также приводит к накоплению «неразрешимых» противоречий.

8. Представления о демократической системе как панацее от всех противоречий и рецепте благополучной жизни. Демократическая система лишь позволила исключить сословные предрассудки, провозгласила принцип равнопредставленности всех слоев общества во власти и сформулировала принцип примата формально принятого закона всем обычаям, житейским принципам и даже здравому смыслу, не став способом движения общества к действительно справедливому и гармоничному существованию.

9. Существующие заблуждения о представительности и компетентности власти. Реально никакой представительности не существует, да она была бы и бессмысленной в среде людей с несформированным и иррациональным мышлением. Люди, даже знакомые с культурой и современным образованием, ведут себя часто как взбесившееся зверье, достойное только самого жестокого усмирения, а не делегирования им права решать и функций управления. Более чем наглядным подтверждением справедливости этих слов является общий кризис цивилизации, крайняя несправедливость распределения продуктов производства, ресурсов и масштабы терроризма.

10. Наделение эмоциональных ощущений человека статусом способности устанавливать объективные истины. Этим размывается единственно существующий метод получения позитивных знаний об окружающем мире, связанный с аналитическим мышлением, и дается дополнительная возможность для манипуляции массовым сознанием.

11. Наделение произведений искусства объективным смыслом и непреходящими эстетическими качествами. В действительности «объективным смыслом» наделяются мода, переменчивый вкус, психология, соответствующая наблюдаемому состоянию общества, и преходящая актуальность событий цивилизации, стимулы динамики которой принципиально не изменились за последние тысячелетия, оставаясь первобытными.

12. Наделение гуманитарных и общественных наук способностью устанавливать закономерности общественных отношений и давать прогнозы развития общества, которые якобы выполняются с такой же неумолимостью, как законы природы. Убеждение в том, что «закономерности и прогнозы» гуманитарных «наук» обладают такими качествами, не только зомбирует общественное сознание, но и приводит к роковым ошибкам в планировании и оценке тенденций, т.к. этими прогнозами руководствуются политики разных рангов для своих «судьбоносных» решений.**

13. Готовность спешно давать новым явлениям природы или общественным событиям предельно упрощенные или иррациональные объяснения, пока наука еще не выработала свое понимание причинно-следственных связей, их объясняющих. Причем, «объяснителей» не смущает, что их толкования требуют подчас привлечения сверхъестественных аргументов, а не являются научными гипотезами, не противоречащими законам природы. Это вытекает из непонимания того, что в таких случаях следует только констатировать временное отсутствие рационального объяснения и недопустимо замещать его привлечением сверхъестественной надуманной аргументацией.

14. Некритическое отношение к стереотипам мышления, приводящее к конформизму и к тому, что в изменяющихся условиях или при оценке происшедших событий применяют стандартные и трафаретные оценки.

15. Отождествление природной разумности с сознательно формируемым мышлением. Если разумность является природным феноменом, то мышление в полном смысле этого слова можно сформировать только сознательным воспитанием, используя разумность лишь как основу. Отождествление приводит к тому, что формирование мышления пускают на самотек, и это служит причиной образования неадекватных представлений, порождающих вражду и противоречия между людьми.

Универсальные свойства сознания и мыслящего мозга (свойства разумности)

Кроме изложенного в предшествующем разделе, необходимо учитывать и свойства мышления, объективную способность человека адекватно, независимо от его собственных широковещательных деклараций, воспринимать сообщаемую информацию.

Считается, что сознание, разум и мышление – это одно и то же, что человек свободен в интерпретации событий и понимании получаемой информации, что его всегда можно переубедить, приведя «неотразимые» аргументы. Но многочисленные примеры демонстрируют, что это совсем не так, если исключить откровенное манипулирование сознанием. Полноценное мышление не закладывается в человека до его рождения, его можно только воспитать. Сознание – это лишь самый совершенный приспособительный механизм для передачи эстафеты жизни. Поэтому возможность природного формирования полноценного мышления была просто излишней. Понимание этого позволяет сделать вывод, звучащий несколько парадоксально: на Земле продолжает жить разумное, но не мыслящее человечество.

Физически процесс мышления не является произвольным и, по-видимому, в значительной мере определяется как строением конкретных биологических структур, обеспечивающих то, что мы называем сознанием, так и индивидуальной историей формирования сознания, т.е. превращения его в мышление. И состояние цивилизации в значительной степени определяется также этими факторами. Поэтому априорно рассчитывать на адекватное восприятие даже корректной информации и, соответственно, целесообразные поступки часто не приходится.

Вместе с тем, создание специальной системы формирования полноценного мышления может в значительной мере скомпенсировать эти природные свойства разумности и тем самым существенно облегчить условия для построения на Земле гармоничной цивилизации. Обсуждение вопросов создания такой системы – также одна из целей предлагаемого периодического издания.

Перечислим универсальные свойства сознания и мыслящего мозга:

1. Человеком становятся лишь после рождения. Это проявляется в том, что сознание лишь потенциально присутствует у новорожденного и его надо «разбудить», инициировать проявление, что возможно лишь под действием постороннего разума. Человеком можно назвать лишь гоминида с сознанием, «проснувшимся» в характерном только для человека объеме. В противном случае появляется лишь человекообразное животное.

2. Интеллектуальный импринтинг. Под ним понимается закладка в основу будущего мышления первых представлений, которые безальтернативно и некритически воспринимаются человеком в течение первых трех – четырех десятков месяцев жизни. Эти первые представления являются основополагающими, формируя неуничтожимый впоследствии каркас разумности.

3. Блокировка – порог абстрагирования. Проявляется в том, что способность к расширенному мышлению при определенных условиях блокируется, если превышена некоторая сложность доступного абстрагирования и ассоциаций, требующихся для понимания определенных положений и явлений (не профессиональных, требующих специального обучения).

4. Флуктуации интеллектуального потенциала. Представляют собой небольшой (в норме) врожденный разброс способности к разумности.

5. Стереотипичность мышления. Отражает утвердившиеся стандарты поведения или мышления и позволяет обеспечить приемлемую скорость обмена информацией между особями и быстрое принятие решений в типичных ситуациях. Вместе с тем, стереотипичность является причиной трудностей - часто непреодолимых - критического восприятия, отказа от догм, расширенного мышления и фактически в чем-то подобна зомбированию сознания.

6. Избыточная мощность разума. Проявляется в том, что врожденная способность к разумности, развившаяся как приспособительная функция только для физического выживания, превышает эту «цель» появления мыслящего мозга. Это превышение и привело к созданию той искусственной среды обитания, которая называется цивилизацией.

Требования к публикациям

• В издании не будет публиковаться просто новостная и конъюнктурная информация как самоцель. Должна проводиться специальная подборка и комбинация такой информации, соответствующая направлению журнала.
• Значительные или трагические события в жизни человеческого общества должны освещаться с точки зрения того, какое влияние они могут оказать на развитие цивилизации в тех аспектах, которые ставит перед собой издание.
• Все материалы, предполагаемые к размещению в издании, кроме традиционной подготовки, должны проходить «чистилище» на предмет непреднамеренного наличия положений, входящих в комплекс неадекватных фундаментальных представлений.**
• Стиль изложения публикуемых материалов должен быть жестким, конкретным и без оглядки на должности, занимаемые людьми, или политическую конъюнктуру.
• Публикуемые статьи должны быть безусловно рациональными и соответствовать принципам научного стиля изложения и доказательности.
• Всеми силами надо избегать многословия, расплывчатости в оценках и суждениях, многоэтажных классификаций, выдаваемых за исследование природных или общественных явлений.
• Описание событий истории или настоящего, как и футурологические обзоры литературы, не должны публиковаться как простые констатации без четко сформулированной позиции автора.
• Следует избегать наукообразия, специальной терминологии и малопонятной академичности изложения.
• Должен всегда недвусмысленно подчеркиваться предположительный характер положений, не соответствующих критериям достоверности, принятым в естественных науках.

Структура издания

Структура издания должна включать минимум пять частей: «Происхождение», «Становление», «Настоящее», «Будущее» и «Цель» цивилизации.

Прежде всего, отличие издания от всех существующих должно проявляться в необычности подхода, своеобразии тематики издания, а также в том, что публикации журнала должны нести характер обобщения, а не простой констатации или сообщения альтернативной информации. Идеи могут спорить на страницах издания, но либо как имеющие предположительный характер, либо в публикациях должны приводиться обобщенные аргументы, основанные на критериях журнала, а не на равнопредставленности как проявлении плюрализма. Аргументация может быть только рациональной и отвечающей критериям научной логики. Вопросы не должны решаться «голосованием» - только аргументы или констатация временного отсутствия понимания причин и связи с другими явлениями.

Публикация материалов, противоречащих аксиоматике и направленности издания, должна быть регулярной частью каждого номера, но только с комментариями редакции, аргументированно демонстрирующими их иррациональность, неосознаваемую приверженность авторов к комплексу неадекватных фундаментальных представлений и пагубность решений или выводов, которые будут (или могут быть) сделаны на их основании. Причем, комментарии должны быть не «обтекаемыми», не учитывающими необходимость «деликатного» обсуждения некоторых тем, а неприкрыто прямыми, использующими адекватную терминологию. Разумеется, в них не должно быть личных оскорблений в адрес авторов комментируемых статей.

Раздел «Происхождение»

• Статьи о теориях и экспериментальных результатах, касающихся зарождения и появления живого вещества.
• Статьи, в которых сделана попытка преодолеть затруднения эволюционной теории и ее невозможности удовлетворить требованиям стохастической модели мутаций и вопросов видообразования.
• Статьи с информацией об экспериментах, касающихся планов, успешности или безуспешности обнаружения признаков жизни на других небесных телах, сигналов из космоса, которые можно было бы интерпретировать как проявление разума, и соображения по этому поводу.

Однако статьи должны касаться не частных результатов каких-то исследований, а носить, по возможности, обобщенный характер с исключением каких-либо намеков на креационизм, если не преследуется цель разоблачения и дискредитации утверждений креационизма. Статьи должны быть написаны общедоступным, ясным языком и одновременно удовлетворять критериям научности изложения и аргументации.

Раздел «Становление»

В этом разделе помещаются статьи и материалы по вопросам:

• Истории становления социумов как независимых образований с акцентом на хаотичность и непреднамеренность этого процесса, который определялся случайностями и эгоистичными интересами конкретных людей или их объединений.
• Причины социальности людей и ее становления: формы, масштабы, флуктуации и т.д.
• Развитие языка.
• Становление гуманистических представлений.
• Развитие философских и натурфилософских взглядов как попытки понять свою суть и происхождение, природу окружающего мира во всем объеме заблуждений, ошибок и реальных достижений.
• Причины развития производительных сил и разделения труда. Роль таких стимулов, как природного эгоизма и стремления облегчить борьбу за физическое выживание.
• Появление и развитие естественных и гуманитарных наук как этапов самопознания. Роль в их развитии ложных представлений о существовании физической и «духовной» природы, любознательности, попыток решать возникающие противоречия между социумами и облегчения индивидуального выживания.
• Смены общественно-экономических формаций и форм власти, как ответа на становление производительных сил, масштабов производства и увеличение практических знаний об окружающем мире.
• Этапы и цели развития просвещения и профессионального обучения.

Раздел «Настоящее»

Публикуются статьи и материалы, содержание которых, в основном, представляет собой социальную диагностику реальных процессов или явлений, и направление которых достаточно полно описано выше в разделе «Направления издания». Однако их суть должна заключаться не в обсуждении «племенного» успеха-неуспеха некоторого предприятия, не констатацию «племенной» выгодности или угрозы СУЩЕСТВУЮЩЕМУ положению, а в обобщенной оценке того, какую роль и какое значение они могут иметь с точки зрения общей гармонизации жизни всего общечеловеческого сообщества (а значит, и отдельных социумов, из которых состоит человечество), и с точки зрения соответствия целям и методам построения Интеллектуальной Цивилизации. Поэтому оценки событий, процессов и намерений, даваемые в предлагаемом издании, могут существенно отличаться и даже быть диаметрально противоположны тем, к которым мы привыкли.

Сюда же должны относиться публикации, выделенные в особый раздел с условным названием «Галиматья». В нем без комментариев, но с точными ссылками будут цитироваться иррациональные, пустословные, лженаучные или наукообразные и очевидно абсурдные выдержки из реальных публикаций в книгах, программах, газетах и журналах, интернете, речах политических деятелей, разнообразных опубликованных выступлениях, дискуссиях, решениях, постановлениях и т.д. Можно проводить голосование читателей – «рейтинг невежества и глупости». В каждом последующем номере публиковать эти результаты и «вручать» символическую «медаль за глупость и невежество» высказыванию, занявшему первое место.

Публикация «рейтингов» любых общественных деятелей из всех стран мира на основании их речей и высказываний, соответствия их содержания комплексу неадекватных фундаментальных представлений и, в целом, принятой изданием аксиоматике. Чем больше неадекватных представлений и противоречий в их высказываниях и принимаемых ими решениях – тем ниже рейтинг.

Статьи по социальной экологии, новой социологии, обсуждение совпадающих по тематике публикаций в других изданиях, дискуссии с оппонентами, предлагающими другие пути построения единого и гармоничного общества и т.д.

Публикация материалов с выводами, противоречащими идеям журнала, возможна, если их выводы основаны на той же аксиоматике, на которой основаны идеи журнала. При следовании иной аксиоматике такие публикации будут только запутывать потенциального читателя и противоречить целям издания. Поэтому публикация таких материалов целесообразна только в тех случаях, когда в них сначала формулируется альтернативная аксиоматика и только затем следующие из нее выводы.

Перечисление всех возможных тем публикаций было бы весьма объемно, поэтому ниже приведены лишь отдельные примеры:

• Проблемы, вырастающие из противоречия между принципом государственного суверенитета, экономической и социальной глобализацией и безопасностью.
• Вопросы материального производства, перспектив бизнеса или национализации, или какого-то третьего пути с точки зрения эффективности, изобилия и равной доступности товаров и услуг для всех членов общества. Связь существующего положения с падением морали общества и неизбежной межгосударственной враждебностью.
• Вопросы развития, эволюции, принципов работы и жизнеспособности средств массовой информации и интернета.
• Тенденции развития языков.
• Анализ событий ВНУТРЕННЕЙ жизни различных стран с точки зрения оценки их продвижения к единому и гармоничному обществу или в противоположном направлении, или консервации существующего состояния.
• Анализ событий МЕЖДУНАРОДНОЙ жизни с той же точки зрения.
• Статьи с оценкой социальных и экономических шагов в конкретных областях руководителей стран мира с точки зрения соответствия или противоречия желаемым тенденциям развития человеческой цивилизации в целом (гармонизация жизни во всех аспектах, уменьшение необходимости борьбы за выживание, реализация жизненного призвания, творческого труда, проявлений альтруизма и гуманизма).

Раздел «Будущее»

Этот раздел не должен иметь ничего общего с фантастикой, утопией или пророчеством. В нем должно рассматриваться будущее как результат планируемой череды этапов, ведущих к гармоничному единому обществу на Земле. Поэтому речь может идти только об оценках современных тенденций развития общества в сфере производства, науки, экологии, образования, политических движений, международных отношений и процессов глобализации с точки зрения их соответствия или несоответствия решению тех глобальных проблем, которые будут стоять в ближайшем будущем перед цивилизацией.

Раздел «Цель»

Этот раздел может включать материалы и статьи, которые описывают более отдаленное и желаемое состояние цивилизации (производства, науки, образования, межчеловеческих отношений), ее морали и целей - как повседневных, так и перспективных, но лишенное элементов фантастики и утопизма. Необходимо максимально учитывать связь желаемого состояния в некоторой сфере с другими сторонами жизни цивилизации будущего.

Другие разделы***

В журнале должно присутствовать все многообразие существующих жанров — и репортажи, и интервью, и эссе, и очерки о людях «полноценного мышления», и увлекательная энциклопедия понятий, которые далеко не овладели ещё умами масс и оттого не способны пока стать материальной силой.

Умно подобранные новости являются мощнейшим средством пропаганды! Можно разоблачить мракобесие аргументами, а можно — уместным сообщением о событии или происшествии, которое само может служить убийственным по силе доводом в пользу той идеи, которую отстаиваешь, поскольку эксплуатируется врождённая человеческая тяга к новизне, в том числе и новизне информации.

На первых порах необходимо будет заняться републикацией «антимракобесных» работ мыслителей давнего и недавнего прошлого, а попутно — активным поиском такого рода трудов, написанных и в наше время «в стол». Весь этот пласт надо поднять и поставить на службу делу укоренения «полноценного мышления».

В каждом номере целесообразно публиковать и одно-два художественных произведения (рассказы, очерки, новеллы, даже стихи) - ничто не может сравниться по силе воздействия и глубине восприятия с ХУДОЖЕСТВЕННЫМ словом. Интеллектуальная цивилизация ни в коем случае не должна производить впечатление культуры, высокомерно пренебрегающей эмоциональной жизнью человека и его чувствами.

Возможная аудитория

При выполнении (постепенном) сформулированных выше положений можно рассчитывать на формирование достаточно многочисленной – десятки и сотни тысяч человек - и все увеличивающейся аудитории (в пределе - мировой), от старшеклассников и студентов, просто любознательных людей, политиков и т.д. до специалистов различного профиля и уровня. Наивно думать, что людей интересуют преимущественно сплетни, конъюнктура или только литература, нашпигованная профессиональными терминами. Желание людей приобщиться к становящемуся популярным начинанию послужит развитию финансовой самостоятельности издания и существенно ослабит предвидимое сопротивление. Можно рассчитывать, что при этих условиях процесс роста издания и его влияния со временем станет самоподдерживающимся.
_____________________________________________________

* Тем, кто хочет (уже теперь) реально представить себе характер материалов, которые будут публиковаться в ЧЦ, рекомендуется журнал Российского гуманистического общества "Здравый смысл" и сайт СПб отделения этого общества www.humanism.al.ru , для многих авторов которых характерны рациональность, критичность и аналитичность мышления. Однако материалы из тех же источников типа статей А. Кудишиной «Гениальный обличитель неправды», Л. Фонталина «Нужны ли России евреи?» и В. Ляшенко «Биологические аспекты гуманизма» (все из ЗС-29, 2003), если и будут публиковаться, то с непременным жестким критическим комментарием как противоречащие цели распространения и внедрения в сознание читателей полноценного мышления. Конкретно о названных трех статьях читайте статью В. Цаплина «Здравый смысл и стереотипы» (http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000312).

** Противодействие претензиям эмоций, искусства и гуманитарных видов деятельности (пункты 10, 11 и 12) на объективность (независимость от человеческого отношения к их оценкам) ни в коем случае не означает запрет на сами чувства, эмоции, создание произведений искусства, их экспонирование, коллекционирование, классификацию, занятие гуманитарными профессиями и т.д. в сфере их действительного значения, возможностей и роли в повседневной жизни людей.

*** Последние два раздела данного текста инициированы спецкором газеты «Санкт-Петербургский Курьер» А.В. Жабским. В тексте частично использованы его формулировки.

Владимир Цаплин
(718)-448-53-95 Нью-Йорк,
(495)-311-21-32 Москва
vlym@earthlink.net

наверх