О власти и верующих

Мои тезисы к будущей конференции РГО

Прежде всего, от лица молодежной части РГО выражаю поддержку самой конференции, ратуя* за её обязательность и безусловную необходимость, а также личную признательность уважаемому Валерию Александровичу Кувакину, который в силу личной и искренней заинтересованности, а также вследствие занимаемого им поста председателя РГО оказался в самой гуще схватки между различными течениями как внутри РГО, так и вокруг него. В этой ситуации Валерий Александрович проявляет немало здравомыслия и мужества для того, чтобы не вступить в обычную (к сожалению) для таких случаев склоку, приняв чью-либо точку зрения, в особенности точку зрения большинства. Уверен, что и в дальнейшем ему хватит сил придерживаться столь же конструктивной позиции.

А теперь – тезисы.

1. О навязывании религии. Было время, когда я сам был верующим, православным христианином, и состоял в братстве. Как-то вместе с братьями я вносил стол в квартиру священника, но почему-то растерялся и не смог перенести стол через порог. Видя моё смущение и неспособность сделать эту работу, священник отправил меня помолиться в храме, чтобы хоть таким образом помочь братьям. Почему я привёл именно этот случай?

Священник не случайно отправил меня молиться, когда я не справился с обычной работой. В православии есть представление о двух видах труда: обычном физическом и молитвенном – духовном. Православные считают, что если человек не справляется с физической работой, то он вполне может восполнить этот свой недостаток молитвой. Применительно к современной власти этот принцип выглядит ещё более нелепо и, я бы сказал, зловеще. Власть, неспособная или не желающая выполнять свои обязанности, или прикрывающая свои истинные намерения, ставит свечки и позирует рядом со священниками перед фото- и телекамерами. Она создаёт у верующих иллюзию, что неусыпно трудится на благо народа. Более того, власть может делать совсем не «божественные» дела, но, когда верующий будет видеть ее представителей среди молящихся, он, скорее всего, припишет эти дела не власти, а её врагам. Я сам слышал, как неглупый пожилой верующий уверенно утверждал, что верующие никогда не врут и им можно верить. Но перед этим он же всёрьёз утверждал, что Карл Маркс… изнасиловал своего сына. Он прочитал об этом в брошюрке верующего автора. Если представители власти хотят, чтобы их считали верующими, они это делают не просто так. Они как бы создают алиби для своих дальнейших явно антисоциальных реформ. Верующая молящаяся власть для верующего как бы залог её народности. Верующий наивно уверен, что верующая власть народу плохо не сделает. После этого власть негласно может делать всё, что угодно. Верующему подозревать такую власть в дурных намерениях будет сложно. Вспомним, что Гамлет не мог убить молящегося короля – убийцу его отца, опасаясь, что после такой смерти тот попадёт в рай, а не в ад. Поэтому, когда власть демонстрирует свою мнимую религиозность и набожность, она преследует несколько конкретных целей.

а) Снискать дополнительную народную любовь, а следовательно, увеличить свою легитимность и популярность в глазах избирателей, поскольку верующий всегда положительно настроен к единоверцу.

б) Обезопасить себя со стороны верующих, даже недовольных её действиями, поскольку верующему выступать против неприемлемой, но молящейся власти сложнее. Если верующий не любит представителя власти, например, Ельцина или Путина, но видит его со свечкой в руках, он может забыть о своей нелюбви. Я говорю об этом потому, что я сам встречал таких людей и сам таким был.

в) Сложить ответственность за негативные последствия реформ с себя на народ или своих оппонентов. Поскольку по православной традиции всякая власть от бога и даётся народу либо в награду, либо в наказание, то сама она в любом случае как бы не при чём.

г) Церковь достаточно осторожно, а чаще прямо отрицательно относиться к развитию науки и вообще разума и старается привить это отношение всем верующим. Это, естественно, на руку власти, поскольку глупыми, умственно неполноценными людьми управлять проще.

д) Власть всегда может прикрыть «молитвенной» позой свою бездеятельность, неспособность и нежелание действовать в интересах народа.

И именно поэтому власти выгодно, чтобы верующих было как можно больше, причем ей даже неважно, что их вера будет в основном показной. Тут важно понять следующее.

Любая религиозная вера включает себя две составляющие: нравственную и мистическую. Их можно достаточно ясно различить. Но верующие, к сожалению, не склонны проводить эти различия. Для них нравственная составляющая религии есть производная мистической. Т.е. с точки зрения верующих нравственность уже есть в мистике. Нравственность присуща ей имманентно. Главное – мистика, связь с богом. Бог - источник всего: и любви, и богатства, и нравственности, и власти. Верующий стремиться к богу, надеясь в нем обрести нравственность. Не случайно в евангелии бог представлен как врачеватель больных грехом. Бог исцеляет человека и делает его нравственным. Для верующих нравственность - это нечеловеческое качество, это качество бога. Человеческая безнравственность для них более естественна (человек – падшее существо), чем нравственность. Нравственность, добродетель – дар божий, который бог даёт не за заслуги, а по милости. Поэтому нужно не столько самому быть нравственным, сколько молить бога об этой милости.

И для власти выгодно именно это. Пока народ или большая его часть находится под влиянием такой привычной и столь положительно воспринимаемой (даже некоторыми неверующими) иллюзии, власть может успешно скрывать свою истинную не только безнравственную, но и далеко не набожную природу и соответствующие этой природе поступки и не нести за это никакой ответственности.

2. Возврат к религии в каком-либо обществе – это на современном этапе развития человечества несомненный признак деградации этого общества. В России эта деградация сказывается на всём течении общественной жизни.

а) Деградация науки в общественном сознании. Когда-то развитие науки было до некоторой степени связано с религией. Теперь же расцвет так называемых оккультных знаний говорит нам также и о деградации, регрессии науки, возврате на позиции, пройденные ею тысячелетия назад.

б) Деградация власти. Тот факт, что власть в России пытается снова использовать опору на религию как один из методов управления общественным сознанием, свидетельствует о её деградации. Это далеко небезопасная позиция не только для народа, но и для самой власти. Опасность в данном случае такая же по сути, как и для продавца наркотиков самому «сесть на иглу», т.е. опасность самой власти поверить в те иллюзии о себе, которые предназначены для оболванивания электората.

3. Касательно споров в РГО. Философ, конструктивный социолог и гуманист А.А. Зиновьев писал, что общество отличается от племени, семьи, дружеской компании и прочих предобществ тем, что состоит из автономных групп людей, объединённых интересами какого-либо общего дела. Каждой этой группе присущи свои частные интересы, которые могут не до конца соответствовать интересам других групп, даже могут быть в чём-то враждебными. Но они собрались в общество (и это важно понять всем членам Российского гуманистического ОБЩЕСТВА) потому, что «все свои частные интересы и даже враждебные они могут удовлетворить только в составе этого объединения», этого общества. Применительно к РГО это означает, что все группы, находящиеся в нём, а это и верующие, и неверующие, должны перестать выяснять взаимоотношения между собой, а сконцентрироваться вокруг общего дела – гуманизма. При этом желательно, чтобы группы не мешали реализовываться друг другу в рамках совместного дела. Гуманизм - понятие достаточно широкое, настолько широкое, что любой монизм здесь, скорей всего, будет обречён на провал. Конечно, критикой пренебрегать нельзя, но любую критику следует рассматривать только в конструктивном русле.

Андрей Павлов, Иркутское отделение РГО

* Проведение конференций РГО не реже одного раза в год предусмотрено уставом организации http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000062. Исполком и президент РГО избирается конференцией сроком на два года.

наверх