Ученый глазами журналистов

http://www.zn.ua/3000/3100/59439/

Как правильно освещать науку в СМИ? Что из научных исследований не должно попадать на страницы газет и экраны телевизоров? Что думают об исследователях журналисты, обыватели и, наконец, сами ученые? Эти вопросы не раз возникают на круглых столах, пресс-конференциях, которые организует НАН Украины. По-видимому, они довольно актуальны не только для украинских журналистов и ученых. Недавно в Москве Британский совет организовал обсуждение темы «Образ ученого — мнение журналистов и общества» в научном кафе.

Журналист из Великобритании Квентин Купер (ВВС) — ведущий, по его словам, самой популярной программы о науке. Как показывает его опыт радиожурналиста, люди гораздо больше интересуются кино, чем наукой. Почему?

Ответ, на его взгляд, можно получить, рассматривая рисунки, на которых дети отображают свое представление об ученом. Рисунки ребят из разных стран мира имеют много общего: ученый — это, как правило, мужчина в белом халате, в очках, с бородой, со всклокоченной шевелюрой и безумным взглядом. Симпатичен ли такой образ? Вряд ли. Выходит, что в представлении детей ученый — это некий сумасшедший и неряшливый тип, одержимый своей идеей. Похоже изображают ученого и в кинематографе, по крайней мере, список «киношных» ученых открывает доктор Франкенштейн.

Соответствует ли этот образ действительности? К счастью, не вполне, доказывает Квентин Купер. Одержимость идеей и свойство «быть не от мира сего» — качества и вправду присущие настоящему ученому. Иногда они способствуют гениальным открытиям. Но существуют и совсем другие ученые, хотя кино и телевидение гораздо реже показывают нам более «человеческий» образ и значительно чаще рисуют парадоксальный и малосимпатичный образ «яйцеголовых».

Образ ученого в России, по словам профессора Андрея Юревича, зам. директора Института психологии РАН, сильно различается в разных социальных слоях. Среди обывателей, по опросам психологов, только 15% считают полезной фундаментальную науку, 45% — прикладную науку, а остальные не видят смысла ни в той, ни в другой. В рейтинге престижности профессий ученый — на одном из последних мест.

Однако хотя сами ученые и едины в убеждении, что наука в России переживает кризис, только 5% из них не повторили бы свой выбор, будь у них такая возможность. В то же время почти никто из них не желает такой же судьбы детям и внукам. Тем не менее, сегодня бизнес и политическая элита очень любят ученые степени и стремятся их заполучить, периодически «делают реверансы» в адрес науки, но в своих программах о науке чаще всего забывают.

К СМИ со стороны ученых масса претензий: об исследователях журналисты пишут мало, зачастую пропагандируют лженауку и вообще плохо разбираются в фундаментальных исследованиях, а порой даже изображают ученого как «нищего с протянутой рукой». Все это, считает Андрей Юревич, совершенно неперспективно. Должна быть противоположная позиция — не «дай», а «на», иными словами, нужно не просить, а демонстрировать возможности науки, в том числе лично для каждого.

Мнением журналиста об ученом поделилась известный научный журналист Елена Кокурина (газета «Московские новости»). Она обнародовала негласную классификацию ученых, которую составила с коллегами несколько лет назад. Согласно этой классификации, среди ученых встречаются: «чиновник», «лектор», «отшельник», «энтузиаст» и, наконец, продукт нашего времени — «поп-ученый». К каждому нужен свой подход для того, чтобы выйти на совместное творчество. Только после этого можно найти образ, который ярко и точно отражает суть научного открытия. И только в этом случае получается качественная научно-популярная статья.

Участники научного кафе обсудили разницу между образом российского и западного ученого. По мнению большинства, такая разница есть. Возможно, это объясняется разным происхождением российской и европейской науки. Европейская наука возникла в университетах, а российская сформировалась с появлением Академии наук. Первое произошло 800 лет назад, а второе — всего 300.

«Получение знаний в современном мире возможно только, если общество и государство поддерживают науку и создают условия для ее развития, — сказал директор Британского совета Джеймс Кеннеди. — Сегодня создалась парадоксальная ситуация, когда страны не могут развиваться без высококвалифицированных кадров, и в то же время у молодежи пропадает интерес к реальному сектору науки. Журналисты, создатели кинофильмов, дети и взрослые нередко подшучивают над образом ученого-исследователя или создают отталкивающий образ. В то же время они глубоко уважают широко известных выдающихся ученых. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить, как переломить создавшуюся ситуацию»…

Надежда Маркина

наверх