Квантовая механика напоминает… богословие | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
Приводим фрагмент переписки редактора сайта с академиком РАН, физиком Евгением Борисовичем Александровым о возможности популяризации сложных разделов современной физики. Редактор Можно, конечно, выложить и этот текст, но с припиской "от редактора": "Если в этой статье вы не все поняли, но интерес к теме и желание все понять разгорелись, займитесь более углубленным изучением физики каким-либо доступным вам путем: самостоятельно, по учебникам и другим книгам, либо путем учебы в вузе. Тогда задачу этой не очень доступной широкому пониманию публикации – возбудить интерес к познанию - можно будет считать достигнутой". Е.Б. Александров Редактор Если на таком уровне это преподается детям в школе на уроках физики, то С ТАКИМ ЖЕ УСПЕХОМ им можно преподавать и богословие. Я вовсе не против квантовой теории как таковой, лично я, даже не все в ней понимая, ВЕРЮ в нее, как верю в науку вообще, но мне кажется, что ученых должно беспокоить, что, перефразируя слова поэта, сказанные о России, «умом науку не понять, в науку можно только верить", ибо это создает почву для подрыва ее авторитета в глазах тех, на средства кого она существует, на том основании, что она, дескать, порой тоже, как и религия, строится на слепой вере, а значит, не имеет тех преимуществ перед богословием, которые ей приписывают. В связи с этим у меня такое предложение. Что если собрать коллектив из профессиональных физиков, научных журналистов и просто хороших беллетристов для написания действительно популярной книги о квантовом мире? И поработать бы в ней над каждой фразой, каждым словом, используя аналогии из понятных широкому читателю областей, так, чтобы все стало логичным, обоснованным, доступным и, в результате, даже увлекательным. А в ситуации, подобной вышеописанной, когда нужно сообщить о чем-то совсем уж невероятном, писать бы в этой книге так: "Дорогой читатель, пусть тебя не смушает, что то, о чем ты прочтешь далее, не укладывается в рамки нашего повседневного опыта. Это рождено полетом мысли физиков-теоретиков, мучительно ищущих объяснение наблюдаемым, но не до конца понятным им явлениям. Может быть, их гипотезы представляются тебе нелепыми выдумками, но они подтверждаются строгими научными экспериментами и практикой основанных на них реальных технологических процессов и поэтому имеют право (в отличие от религиозных мифов) на веру в их справедливость". Е.Б. Александров По существу, мы не знаем, что за логика лежит за законами квантовой механики! Но при этом МЫ ЗНАЕМ ЭТИ ЗАКОНЫ! Можно пытаться найти гносеологическую базу квантовой механики. Но ясно, что это ничего не изменит в её аппарате, который РАБОТАЕТ УЖЕ 100 ЛЕТ без единого сбоя. Это тот случай, когда наука вынуждена говорить - мы не знаем, ПОЧЕМУ это так, но мы знаем, что это ТАК, и мы готовы ответить на любой КОНКРЕТНЫЙ вопрос. Мы не можем ответить на вопрос - откуда взялись эти формулы. Их написали гении типа Френеля, Максвелла, де Бройля, Шредингера… А если не говорить высоким штилем, то современная квантовая теория - это гениальная подгонка под ответ. Гениальная в том смысле, что, будучи подогнана под несколько в то время известных (из опытов) ответов, эта подгонка оказалась безупречной теорией с ответами на все последующие вопросы. Ну, кое-что, конечно, пришлось потом подправить - этим и занимались такие титаны, как Ферми и Фейнман. И сейчас какие-то мелочи подправляем. Но основа стоит уже 100 лет и никуда не денется - она навсегда. Редактор «Фейнмановские лекции по физике» - это знаменитый курс лекций по общей физике, который выдающийся американский физик, Нобелевский лауреат Ричард Фейнман читал в Калифорнийском технологическом институте. Лекции Фейнмана не похожи ни на один известный курс. Они отличаются оригинальным методом изложения, в котором отразилась яркая научная индивидуальность автора, его точка зрения на пути обучения студентов физике, его умение заразить читателей интересом к науке. Последовательность изложения и выбор материала также отличаются от традиционных. В лекциях не тратится время на объяснение "ученым языком" того, что современный читатель уже знает или слышал. Зато в них увлекательно рассказывается о том, как человек изучает окружающую его природу, какое положение занимает физика в ряде других наук, какие проблемы наука решает сегодня и будет решать завтра. В рассказе Фейнмана ярко отражаются те причины, которые побуждают физика вести тяжелую работу исследователя, а также те сомнения, которые у него возникают, когда он сталкивается с трудностями, кажущимися непреодолимыми. Эти лекции помогают не только понять, почему интересно заниматься наукой, но и почувствовать, какой дорогой ценой достаются победы и как порой бывают тяжелы дороги, к ним ведущие. Курс полезен преподавателям, заставляя их по-новому взглянуть на процесс обучения физике; студентам, которые находят много нового в дополнение тому, что узнают на лекциях; школьникам, у которых он формирует интерес к физике и помогает войти в современную науку; а также всем интересующимся физикой». * http://www.bolero.ru/product-28444586.html?SID=44a9c2bc7c7b5f25284eb66a36dee126 |
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||