Богоугодный стандарт

http://www.itogi.ru/Paper2008.nsf/Article/Itogi_2008_02_10_01_5324.html

В 2009 году в России будут приняты новые образовательные стандарты. Не исключено, что предмет под названием "Основы православной культуры" может оказаться среди обязательных.

В Московской Патриархии доработали концепцию многострадального предмета "Православная культура". Последний должен стать составной частью нового учебного курса с пафосным названием "Духовно-нравственная культура". Речь идет не об общей программе, где соединялись бы традиции различных религий, а о том, чтобы представители каждой конфессии в соответствии со своей верой и убеждениями могли приобщать детей к своей культуре, убеждают в РПЦ. Новый предмет планируют преподавать с 1-го по 11-й класс. Формировать классы по конфессиональному признаку предлагается только на добровольной основе - с согласия учеников и их родителей - и при условии, что в группе обучающихся будет не менее 12 человек. Для детей из нерелигиозных семей предполагается отдельный предмет - курс этики и философии.

Жаркие споры о том, можно и нужно ли вводить в России, где церковь конституционно отделена от государства, предмет "Православная культура", ведутся уже несколько лет и, в общем, успели порядком поднадоесть. Сторонники подчеркивают его культурологическую, а вовсе не миссионерскую направленность. Противники же опасаются, что новый предмет на практике превратится в преподавание Закона Божьего, где окажутся ущемлены права представителей иных религиозных конфессий и неверующих граждан.

Между тем в целом ряде регионов уже ввели преподавание основ православной культуры (ОПК) в качестве регионального компонента учебной программы. Занятия ведутся, как правило, в форме факультатива, то есть после уроков. Но представители РПЦ считают, что настало время оформить этот курс в виде "штатного" урока и включить в обязательное школьное расписание.

Министерство образования и науки, которое все это время держало глухую оборону, лоббистского напора не выдержало. Глава ведомства Андрей Фурсенко, выступая на состоявшихся недавно в Москве Рождественских образовательных чтениях, официально ответил представителям РПЦ, что данная концепция уже направлена в Российскую академию образования и будет учтена при разработке новых стандартов. А заодно призвал представителей других конфессий более активно сотрудничать в данном направлении, поскольку пока от них конкретных предложений не поступало.

Любопытно, что с начала этого учебного года в некоторых российских школах проходит апробацию другая концепция - "История мировых религий". Ее на факультативной основе ученики осваивают по учебнику под редакцией академика РАН Александра Чубарьяна. Но РПЦ выступает категорически против преподавания основ разных религий в рамках одного предмета. "Следствием такой мировоззренческой всеядности может быть воспитание индифферентности в вопросах духовной жизни и нравственного примитивизма относительно всех норм морали, - пояснил позицию управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. - И напротив, если один или два часа в неделю ученик из православной семьи станет изучать православную культуру, а его товарищ будет ходить на урок исламской культуры, то после этого они не перестанут общаться и дружить - они будут так же вместе играть в футбол, ходить в походы, жить общим кругом детских интересов". Тезис, мягко говоря, небесспорный. Особенно много вопросов он вызывает в многонациональных регионах, например в Москве.

Большинство преподавателей крайне осторожно высказываются по поводу возможного включения религиозного урока в обязательную программу. "Хотелось бы перед тем, как этот предмет оформят в виде учебника и примут экспертным советом, устроить его обсуждение, - считает обладатель звания "Лучший учитель России" 2007 года Дмитрий Гущин. - Может быть, какие-то части выложить в Интернет, опубликовать в прессе. Давайте обсудим, выслушаем тех, кто что-то хочет сказать по поводу преподавания этого курса. Религиозное образование для православной семьи очень важно, но есть ведь воскресные школы, и нет ни нужды, ни смысла учить тому же самому в школе. Исполнено это будет гораздо хуже. А если родители не ходят с ребенком в церковь и являются неверующими, то, что ни рассказывай ему в школе, проку от этого будет мало. С помощью школы приблизить детей к церкви все равно не получится".

"Лично я не против, если мой ребенок получит представления о морально-нравственных ценностях христианства. К тому же любые знания, расширяющие кругозор, не бывают лишними, - высказывает свое мнение менеджер московской риелторской фирмы Татьяна, мама 12-летнего Антона. - Лишь бы это не было скучно".

Попытка научить детей в рамках школьных уроков русским традициям, нравственности и духовности предпринималась еще 15 лет назад - тогда в экспериментальном классе столичной гимназии № 1506, где училась автор этих строк, ввели "обязательный" факультатив по "Истории древнерусского искусства и иконописи". Нет, иконы писать детей, конечно же, не учили - им только демонстрировали слайды. Молодой, сильно картавивший доцент пояснения давал редко и кратко - в темноте класса кто-то под ритмичное щелканье проектора засыпал, кто-то под партой отщипывал кусок булки. Помимо этого ученики все той же гимназии, все как один, раз в неделю должны были посещать урок старославянского языка, где в основном занимались тем, что читали тексты из Евангелия и заучивали их же наизусть. В результате дети на всю жизнь получили стойкую аллергию ко всем этим церковнославянским "ятям" и "ижицам". Впрочем, бывает и по-другому: студент РЭА им. Г.В. Плеханова Максим вспоминает, что несколько уроков, данных хорошим религиоведом еще в начальной школе, заставили его и десять заповедей выучить, и Библию прочитать. И он ни разу не пожалел об этом.

Понятно, что любую хорошую идею можно довести до абсурда плохим исполнением, вызвав отторжение и у учеников, и у родителей. Но где взять столько умных и компетентных учителей духовной культуры, чтобы обеспечить ими все школы России? Ведь результат может быть и прямо противоположным тому, что задумывался. Как поведала учитель столичной школы № 1191 Ирина Тимошенко, "особой популярностью у детей факультатив, который ведет преподаватель истории и обществознания, пока не пользуется. На "Историю мировых религий" приходят когда пять, когда десять человек. Ребята из мусульманских семей вообще факультатив не посещают. Говорят, что многим из них специально нанимают на дом преподавателей Корана".

"Дети и так перегружены, - говорит директор одной из школ на юге Москвы. - Основы религиозных культур и традиций могли бы органично вписаться в уроки мировой литературы, рисования, музыки и истории. Ведь именно такую идею ранее высказывали представители Минобрнауки".

К какому мнению относительно данного вопроса в настоящее время склоняются чиновники, рассказал глава Комитета Госдумы по образованию и науке Григорий Балыхин, до осени прошлого года возглавлявший Федеральное агентство по образованию. "И комитет, и министерство за то, чтобы в обязательной школьной программе был курс истории мировых религий или мировых культур, - говорит депутат. - А курс основ православия может остаться в школах в качестве факультатива. Что касается концепции РПЦ, то она еще обсуждается, и окончательного решения на этот счет пока нет". Успеют ли чиновники определиться с концепцией? Так или иначе, изменений в школьном расписании осталось ждать недолго - ведь новые стандарты должны быть приняты уже в следующем году*.

Ольга Ситникова
_______________________________________________________

* Прим. ред. сайта. Есть сведения, что в Лаборатории нравственного образования РАО (зав. Э.П. Козлов) подготовлены и апробируются учебники по светской этике для 1 – 11 классов. Все они - за исключением одной, уже находящейся в производстве - изданы. К ним подготовлена и издана в экспериментальном режиме масса методических материалов для учителей. Около 50 московских школ и около 200 по России работают по этому проекту. Программа одобрена Советом Европы, японцы и американцы охотно используют ее идеи. См. http://moral.ioso.ru/

По мнению писателя Бориса Стругацкого, «противостоять этим реформам (введению курса ОПК – Ред. сайта) следует всеми легальными способами. Впрочем, есть ощущение, что проку от этих курсов никакого не будет. Появится у ребятишек еще один нелюбимый и никчемный предмет, вроде "труда" или "военного дела", и на этом все заглохнет. Вогнать сколько-нибудь широкие массы в религию в наше время можно только силой, а для этого придется устанавливать диктатуру. И тогда наступление РПЦ покажется нам божьей росой».

наверх