Вокруг имени Бехтерева

Для начала напомню, что в марте 2007 г. Петр Образцов писал в «Известиях» («Аттракцион неслыханной честности»):

        «В Принстонском университете (США) закрылась Лаборатория по изучению аномальных явлений. Сотрудники решили прекратить работу, убедившись в бесплодности тридцатилетнего поиска телепортационного эффекта, т.е. передвижения предметов силой мысли. Никаких положительных результатов за эти годы получено не было. К сожалению, подобного рода группы существуют и у нас в России. Они пользуются особой популярностью на телевидении».

И вот, словно в подтверждение последней фразы, телеканал «Россия» показал недавно фильм «Смерти нет. Тайна профессора Бехтерева». Правда, о той лаборатории в нем сообщено прямо противоположное:

        «В конце 70-х гг. 20-го века в Принстоне начала работу Лаборатория аномальных явлений. Ее возглавил доктор Роберт Джан… В начале 2007 г. он заявил: «Мы нашли неопровержимые доказательства того, что мозг может напрямую влиять на материю, или, другими словами, что мысль материальна».

Так где же правда? Пришлось обратиться с этим вопросом к нашему другу — члену американской организации научных скептиков. Оказалось, что по одним источникам лаборатория действительно закрыта, но по другим, например, http://www.icrl.org/history.php, она возрождена под новым названием, и ее деятельностью руководит все тот же Джан. Ну что ж, раз находятся в США чудаки, готовые на протяжении десятков лет оплачивать имитацию этим господином и его коллегами научного поиска, то и флаг им в руки. Тем более, что в фильме эта компания упомянута лишь вскользь, так сказать, «для затравки».

А далее все внимание авторов фильма сосредоточено на выдающемся российском ученом-психиатре В.М. Бехтереве, ибо, утверждают они, к выводу о материальности мысли он пришел аж за 100 лет до американцев. В подтверждение фильм сопровождается цитатами из четырех его работ. Вот они:

        «Необходимо признать, что все явления мира, включая и внутренние процессы живых существ или проявления духа, могут и должны быть рассматриваемы как производные одной мировой энергии...
        Учение Востока о переселении душ как бы предвосхитило за много веков воззрение, которое создается на основании строго научных данных...
        Может быть, этот кругооборот, понятие о котором было доступно и народам древности, и послужил созданию учения о переселении душ...
        В течение своей жизни человек рассеивает свою энергию среди близких и неблизких ему лиц, которые в свою очередь передают приобретенное другим, а те – третьим и т.д. до пределов человеческих взаимоотношений...
        Ни одно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами или даже простым взглядом, жестом, мимикой, не исчезают бесследно» («Бессмертие человеческой личности как научная проблема»)

        «Где бы мы ни находились в окружающем нас обществе, мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными...
        Иногда достаточно одного брошенного слова, одной мысли или мановения руки, чтобы толпа разразилась рефлективно жесточайшим злодеянием, перед которым бледнеют все ужасы грабителей...
        Путем внушения народные массы могут быть направляемы как к самым безнравственным и жестоким поступкам, так и к великим историческим подвигам. Достаточно, чтобы кто-нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты, и толпа, объединяющаяся благодаря возвышенным целям, становится в полном смысле слова зверем, жестокость которого может превзойти всякое вероятие...
        Психическая зараза, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты» («Внушение и его роль в общественной жизни»)

        «Крайне желательно, чтобы к изучению явлений мысленного внушения серьезные научные деятели перестали относиться с тем пренебрежением, которое проявляется в их среде до последнего времени» («Мысленное внушение или фокус?»)

        «Я приглашаю Пикки сесть на стул, начинаю думать, что собака должна подбежать к круглому стулу и, вскочив на него, сесть. Сосредоточившись так около полуминуты, я отпускаю собаку. И не успел я оглянуться, как она уже сидела на круглом стуле». («Об опытах над мысленным воздействием на поведение животных»)

Остальную часть этого пространного фильма заняли текст от авторов (О. Колин при участии В. Тура) и высказывания других лиц, подобранных так, чтобы для зрителя были авторитетны либо они сами, либо учреждения, в которых они работают. Особое место отведено репликам акад. РАН и РАМН Н.П. Бехтеревой, ставшей на склоне лет чуть ли не главным российским поборником парапсихологии и активным участником не одного подобного телезрелища. Разумеется, не остался необыгранным и факт ее родства с героем фильма. Для лучшего убеждения зрителя использованы и сопровождающие фильм музыка, кадры хроники и спецэффекты. Впечатление такое, что создатели фильма восприняли наблюдения Бехтерева о воздействии внушением на широкие народные массы в качестве руководства для себя.

Что ж, сама по себе идея рассказать с телеэкрана о воззрениях выдающегося психиатра на проблемы, вызывающие повышенный интерес публики, вряд ли может вызвать возражения. Похоже, Бехтерев действительно проявлял интерес к мысленному внушению и, как видно из цитат, даже пытался ставить какие-то опыты. Он размышлял о природе смерти, возможности физического бессмертия и т.п. вопросах, представлявшихся ему достойными научного любопытства. И, как видим, даже высказывал некоторые гипотезы. Попытка поспорить с экрана на эти темы могла бы вылиться в создание хорошего научно-популярного фильма. Но для спора нужны оппоненты, а их-то авторы в свой фильм и не пустили. Слово предоставлено лишь одной стороне. Думаю, сознательно, ибо фильм явно производит впечатление заказного. Кому-то, имеющему власть и деньги, очень нужно уводить сознание россиянина в сферу потустороннего.

Что ж, если нет оппонентов в фильме, то их можно поискать в научном мире, а потом процитировать в Интернете. Подумав так, СПб отделение РГО обратилось к ученым из детища Бехтерева — петербургского института его имени. И там такие люди, конечно, нашлись. Они дали фильму отрицательную оценку и согласились, что институт не должен остаться равнодушным к его демонстрации, а дать квалифицированный публичный отпор. Но, сказали нам, будет лучше, если РГО соблюдет форму и обратится в институт официально, письмом к его директору проф. Н.Г. Незнанову.

В тот же день директору через секретаря было передано следующее письмо на бланке отделения РГО:

        «Глубокоуважаемый Николай Григорьевич!
        Одной из главных задач нашей общественной организации «Российское гуманистическое общество» является поддержание высокого авторитета российской науки. Поэтому нас возмущают настойчивые попытки пропагандирования телевидением всевозможных анти- и лженаучных измышлений. Одной из таких попыток был показанный 19.02.2008 на телеканале «Россия» документальный фильм «Смерти нет. Тайна профессора Бехтерева». Мы считаем, что нельзя допустить, чтобы массовый зритель остался обманутым авторами этого фильма и не узнал правду о великом русском естествоиспытателе и его научных воззрениях. Не имея в своих рядах соответствующего специалиста, мы хотели бы получить для распространения в Интернете при помощи нашего научно-просветительского сайта мнение Ваших специалистов о фактах, тенденциозно представленных в фильме, и о том, как в действительности В.М. Бехтерев истолковывал то, что наблюдал и исследовал в этой области. Нам кажется кощунственным приписывание нематериалистических воззрений человеку, посвятившему жизнь разгадке истинных, природных причин того, на что противники материализма всех мастей стараются навесить некий иррациональный флер. Мы считаем также, что названный фильм, если не дать ему надлежащей оценки, может послужить в известной мере подрыву авторитета и детища В.М. Бехтерева – Института его имени.
        Просим сообщить, можем ли мы рассчитывать на получение письменного заключения Вашего института о фильме. Хотелось бы, чтобы оно содержало комментарий наиболее ложных моментов, вводящих в заблуждение неискушенных телезрителей».

Ответ, полученный через несколько дней, гласил:

        «К сожалению, ни я, ни мои заместители по научной работе не можем дать комментарии к указанному Вами фильму, т.к. этот фильм не смотрели.
        Хотим отметить, что не только мной, но и многими сотрудниками института как в общении со СМИ, так и в различных научных мероприятиях образ В.М. Бехтерева как ученого мировой величины с энциклопедическими взглядами всегда пропагандировался с материалистических позиций. Особенно много материала поступило от нас в СМИ в прошлом году, т.к. 2007 г. - год двойного юбилея: 150-летия со дня рождения В.М. Бехтерева и 100-летия со дня основания нашего института.
        Полагаем, что авторитет учреждения определяется людьми, работающими в нем, а не сомнительными публикациями и телевизионными сюжетами».

Видимо, наш читатель, как и мы, не удовлетворится этим ответом. Ведь ключевые сотрудники института фильм видели и готовы были его прокомментировать, если бы на то была воля вышестоящего лица. Но «добро» спущено не было, и они тоже отказались писать отзыв. В кулуарах прозвучало предположение, что институт испугался, что этот отзыв может вызвать недовольство титулованной внучки и вытекающие из него неприятности. Так это или нет, а нам пришлось вместо полноценного отзыва довольствоваться тем, что осторожный директор хотя бы отнес фильм к числу «сомнительных телевизионных сюжетов». Ему, чего доброго, и за это может не поздоровиться.

И все же нам удалось найти то, что мы надеялись получить от ученых института. Поиск в Интернете вывел на сборник статей В.М. Бехтерева «Гипноз, внушение, телепатия» (Москва, «Мысль», 1994). Во вступительной статье к книге ее составитель проф. Г.Х. Шингаров написал:

        «В своем научном творчестве В.М. Бехтерев... руководствовался правилом: для того, чтобы решить какой-то вопрос с научных позиций, следует... делать выводы лишь на основании бесспорно установленных фактов. Он не отвергал с порога возможность явлений типа телепатических, но требовал строго научной проверки всего, на что ссылались сторонники телепатии. И все то, что было получено в процессе изучения этого явления, убеждало его в том, что «все попытки доказать этот способ передачи мыслей на расстоянии... рушатся тотчас же, как только его подвергают экспериментальной проверке...» («Роль внушения в общественной жизни»)
        Он категорически отрицал существование нервно-психической энергии как своеобразной субстанции, лежащей в основе телепатических явлений...
        Общим выводом, к которому приходит В.М. Бехтерев, можно считать следующие его слова: «...нужно вполне определенно сказать, что не представлено ни одного безупречного и вполне убедительного факта, который говорил бы за возможность мысленного внушения на расстоянии...» («Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение»)
        Ученый глубоко верил, что отрицательные результаты экспериментального исследования телепатии должны освободить научную мысль от мистификации в отношении будто бы доказываемой такими опытами непосредственной передачи мыслей на расстоянии от одного лица к другому с помощью так называемых N-лучей или какой-то особой психической энергии».

Эти слова ставят все на свои места. Не подлежит сомнению, что В.М. Бехтерев был рационалистически мыслящим ученым, и если интересовался какими-то «чудесами», то лишь для того, чтобы либо докопаться до их материалистической сущности, либо убедиться, что это фальсификация или фокус искусного иллюзиониста.

Тот же Г.Х. Шингаров пишет:

        «Надежды В.М. Бехтерева на снижение интереса к телепатии не оправдались, не оправдались они и по отношению ко всему окультному вообще. В наши дни астрология, сеансы телепатии, лечение экстрасенсами, передача биоэнергии, вера в медиумов и ясновидцев, домовых и «разбушевавшийся дух» - самая настоящая эпидемия, наносящая огромный вред духовному и физическому здоровью миллионов людей»...

Так что телефильм о некой «тайне профессора Бехтерева» является глубоко антинаучным и антибехтеревским. Будь ученый жив, он дал бы суровую отповедь тем, кто пытается выдавать свои псевдонаучные измышления за его убеждения. Но Бехтерева нет, а заступиться за него, кажется, некому.

И судя по нынешним временам, не придется удивляться, если по итогам 2008 года фильму «Смерти нет. Тайна профессора Бехтерева» телевизионные «академики» тоже присудят премию ТЭФИ, как это случилось с другим подобным фильмом «Великая тайна воды»... Если в течение года не появится что-нибудь еще похлеще.

Геннадий Шевелев

наверх