Достойная жизнь-2

О Кодексе рекомендаций, содействующих достойной, благополучной и счастливой жизни человека

      (Пояснение к статье «Достойная жизнь. Кодекс рекомендаций, содействующих достойной, благополучной и счастливой жизни человека» («Здравый смысл», № 47, 2008, http://www.humanism.su/ru/magazine.phtml?issue=2008.47-03) после получения автором ряда откликов*.)

После публикации статьи и в связи с последовавшими вопросами и репликами читателей считаю необходимым изложить ряд дополнительных пояснений к Кодексу.

Кодекс предназначен для тех, кто испытывает потребность в подобном документе (если таковые обнаружатся). Например, я искала свод нравственных заповедей, на который можно было бы опереться в жизненных ситуациях и который можно было бы предложить молодому поколению. Я встретила разные правила в разных документах, причем некоторые из них я не могла принять, другие хотелось несколько переформулировать или сократить. В частности, Всеобщая декларация прав человека показалась мне документом, который желательно было бы дополнить положениями об обязанностях человека (и соответственно изменить его название).

Таким образом, я не нашла краткого, приемлемого для меня свода предписаний к поведению человека. Поэтому я и написала Кодекс – в первую очередь для себя, а также своих близких и друзей. Однако редакция журнала Российского гуманистического общества (РГО) «Здравый смысл» проявила интерес к Кодексу и приняла его к публикации. Большую помощь в редактировании статьи и Кодекса оказал мне президент РГО Валерий Александрович Кувакин. Опубликованный Кодекс вызвал определенный интерес – как позитивный, так и негативный.

Думаю, что Кодекс смог бы сыграть некоторую положительную роль как ориентир для лиц различных убеждений и конфессий. Он не противоречит заповедям разных религий. Поэтому он может для людей разных конфессий оказаться совместимым с их верованиями. Он может оказаться приемлемым и для людей, не принадлежащих к какой-либо вере либо ищущих альтернативу религиозным представлениям. Таким образом, он может как сосуществовать ВМЕСТЕ с религиозным сознанием (при желании верующего), так и быть принятым ВМЕСТО него.

Хочу еще раз подчеркнуть, что Кодекс содержит не предписания, а РЕКОМЕНДАЦИИ. Кодекс предлагается желающим (отдельным лицам, группам людей или сообществам) только к добровольному признанию и следованию. Рекомендации данного Кодекса, в отличие от древних заповедей, не являются абсолютными правилами. Жизнь показывает, что абсолютные правила практически невозможно соблюдать во всех ситуациях. Например, была заповедь «Не убивай», и что же? Убийства и войны продолжались. То же можно сказать практически про все заповеди, которые всегда по-разному толковались и очень часто не соблюдались. Поэтому можно предлагать лишь рекомендации, которые человек (или группа людей) может принять и следовать им при согласии с ними. Что и делается в настоящем Кодексе.

Если при этом возникнет вопрос – зачем тогда нужны эти рекомендации, если они не обязательны? – то можно ответить: нужны как ориентир, который может быть принят человеком или группой людей и использован как моральная поддержка в собственной жизни и при воспитании детей.

Главной рекомендацией можно считать «Живи и действуй в согласии со своей совестью». Т.е. главным судьей человека является его собственная совесть. Может быть высказано возражение: у каждого человека своя совесть, и у некоторых она может быть весьма неразвитой. Да, но других критериев пока не просматривается. Для ее развития в последующих рекомендациях человеку предлагается размышлять, анализировать свои побуждения и поступки, прислушиваться к уважаемым людям, но все же вырабатывать собственные суждения о реальной действительности и поступать сообразно с ними. Основной мыслью Кодекса является представление о том, что человек сам несет ответственность за свои поступки. Таким образом, основной критерий поведения человека – собственная совесть, разум и ответственность за свои поступки.

Думаю, что Кодекс мог бы сыграть положительную роль в деле достижения глобального этического консенсуса, необходимость которого признана многими общественными деятелями (см. статью), в решении проблемы поддержания мирного взаимодействия разных конфессий и людей различных убеждений, служить «мостиком» между ними. В 2006 г. Х Всемирный русский народный собор принял «Декларацию о правах и достоинстве человека», в которой говорится: «Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств». И далее: «Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее».

Первый вице-премьер России Игорь Иванович Шувалов в своем выступлении на XII Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (6-8 июня 2008 г.) в числе пяти ключевых проблем России, стоящих на пути реализации концепции социально-экономического развития страны до 2020 г., назвал следующую: «нездоровый образ жизни россиян, который надо менять, прививая народу другие нормы поведения». Кодекс, возможно, мог бы помочь в решении названной проблемы.

Ирина Реброва

* См. также беседу на радио "Свобода" из цикла "С христианской точки зрения", в которой позицию И. Ребровой защищали она сама, а также президент РГО В.А. Кувакин (http://www.krotov.info/yakov/3_vera/3_radio/20080614.htm)

наверх