Светскость государства – основа благополучного состояния общества

Поднимая такую важную для современного общества тему, как светскость государства, необходимо сказать, что именно входит в это понятие. Прежде всего, светскость государства предполагает отделение государства от всех Церквей. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство – светское, т.е. рассматривает церковные организации, работающие на территории России, как независимые от него общественные организации. Все действующие структуры государства и все структуры Церквей должны работать независимо друг от друга и не должны вмешиваются в дела друг друга. Государство может и должно вмешиваться в дела Церквей только в тех случаях, когда действия Церквей нарушают его законы.

Другая важная характеристика светскости государства состоит в том, что она объявляет равенство всех религий и Церквей.

Но ни первое, ни второе положение у нас в полной мере не соблюдаются. С самого начала создания нового государства его руководители стали устанавливать особые отношения с РПЦ МП в смысле предоставления ей разных привилегий и льгот. Высшие чиновники, начиная с Ельцина (который будучи до того коммунистом и как бы атеистом, внезапно превратился в православного христианина), стали усиленно демонстрировать свою приверженность РПЦ, появляться в компании с православными иерархами, принародно посещать церковные службы, молиться и целовать иконы.

Для укрепления своих позиций РПЦ старается занять наиболее выгодные позиции в государстве. Для того, чтобы обойти положение Конституции о равенстве всех Церквей и религий и претендовать на особую роль в религиозной и общественной жизни России, руководство РПЦ заявило о т.н. традиционности или каноничности своей Церкви, подразумевая под этим исконность своей веры. Однако, при этом оно забывает, что христианская религия пришла на Русь, которая до того была территорией исконной (традиционной) славянской религии – т.н. язычества - религии наших далеких предков. И эту религию РПЦ на протяжении всей своей истории старалась всеми силами выкорчевать и уничтожать. С точки зрения руководства РПЦ претензия на традиционность дает ей особые права и привилегии перед инославными, т.е. другими христианскими и, тем более, нехристианскими религиозными организациями. Наличие же возрожденных языческих (точнее – неоязыческих) церковных организаций она просто не признает.

С той же целью своего укрепления РПЦ старается внедриться во все возможные государственные структуры и ведомства и уже заключила договоры о сотрудничестве со всеми силовыми ведомствами. Эти договоры следует рассматривать не иначе как сращивание государственной власти с церковной. И не просто церковной, а в основном с одной лишь её разновидностью – православной.

Всем этим нарушениям способствует преамбула к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как справедливо считает уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин, она носит скорее идеологический, нежели правовой характер, выбивается из общего контекста правового документа и в силу этого создает предпосылки к весьма вольному толкованию принципиальных вопросов, относящихся к свободе совести и изложенных в Конституции РФ. Например, о понимании светскости государства и государственной школы, равенства граждан и религиозных объединений перед законом, полноты религиозных свобод для человека, пределов возможного вмешательства государства во внутреннюю жизнь религиозных объединений и т.д.

Действия руководства РПЦ не были бы столь успешными, если бы не поддержка со стороны светских властей. К сожалению, история повторяется. Как и в царское время, светская и церковная власть поддерживают друг друга. В нарушение положения Конституции об отделении государства от Церкви, светские власти всех уровней оказывают религиозным организациям, преимущественно РПЦ, огромную финансовую и экономическую помощь в виде многомиллионных вливаний и пожертвований.

В 2007 г. губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко (тоже бывшая коммунистка) принародно заявила, что через 3 года в нашем городе не останется ни одной неотреставрированной церкви. Естественно, за счет государства. Только на ремонт пострадавшего от пожара Троицкого собора по ее инициативе выделено до 170 млн. рублей. Поскольку у администрации города нет статьи расходов на оказание материальной помощи религиозным организациям, эта финансовая поддержка является незаконной. Она подпадает под статью о нецелевом расходовании средств со всеми вытекающими последствиями. Однако прокуратуры всех уровней не видят этих нарушений. И это при том, что наше государство позиционирует себя как правовое.

С молчаливого согласия государственных чиновников руководство РПЦ определило св. Георгия Победоносца «духовным покровителем» олимпийской сборной российских спортсменов. Как к этому должны отнестись верующие тех религий, которые не считают Георгия Победоносца ни святым, ни, тем более, защитником и покровителем российских спортсменов? Например, мусульмане, иудеи, а также представители протестантских конфессий? Да и знает ли сам святой, что РПЦ назначила его на эту должность? И как он, будучи по рождению греком, будет защищать не представителей своего народа, а русских (точнее – россиян, т.к. в команде у нас представители многих национальностей)? И тем более тогда, когда греки будут соревноваться с россиянами? Ответов на эти естественные вопросы, насколько мне известно, от этого святого не поступало…

Светскость государства подразумевает толерантность по отношению ко всем религиям. Однако практика показывает, что и сегодня толерантность не всем по душе. Руководства Московской патриархии и петербургской епархии ведут настоящую войну с инославными и нехристианскими церковными организациями, чаще всего объявляя их сектами. Особенно они любят называть их «тоталитарными сектами». Для усиления своих действий РПЦ привлекает и околоцерковные круги - общественные организации, писателей, публицистов и некоторую часть учёных. Основной мотив выступления РПЦ против этих церквей - они плохие, развращают молодежь, зомбируют.

Между тем, ещё в 1998 г. Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ, рассматривая жалобу религиозной организации на применение в СМИ термина «секта», признала неоправданное его использование фактом нарушения журналистской этики, поскольку в «законодательстве РФ не существует такого понятия, как секта. В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет безусловно негативную смысловую нагрузку, и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих».

Если Церковь саентологии выступает за толерантность и желает жить в мире со всеми религиозными организациями, то РПЦ в лице своего проповедника-миссионера А. Кураева понимает толерантность с большими оговорками, заявляя, что она должна давать отпор религиозной всеядности, понимая под этим термином отказ от признания другим религиям право на истину. Так, Кураев категорически против положения, что не только христианские, но и все религиозные дороги равно хороши и все приведут человека к спасению.

В этом нет ничего неожиданного или странного, если учесть давние претензии РПЦ на главенство в христианском мире, стремление играть роль лидера христианства. Достаточно вспомнить идею Москва – третий Рим. Если учесть, что против признания всех религий равноценными выступают и некоторые протестантские Церкви (например, свидетели Иеговы и баптисты), то можно понять, что присущая многим Церквам монотеистических религий болезнь – заявлять о своей исключительности, единственной правильности и истинности - по-прежнему представляет угрозу общественной безопасности, служит источником напряженности и религиозных войн.

Отсюда всего лишь шаг к объявлению исключительности национальной – т.н. богоизбранности, приводящей уже к нетерпимости расовой. Достаточно вспомнить скандал двухгодичной давности в Госдуме по поводу публикации на русском языке учебника для еврейских религиозных учебных заведений «Цикур Шулхан Арух». Только неуклонное и твердое следование принципу толерантности позволило органам светской власти погасить волну возмущений и предотвратить волну насилия, которая могла привести к погромам синагог и других иудейских организаций.

В последние годы началось усиленное наступление на свободомыслие. Так, архимандрит Тихон (Шевкунов) заявил: «При всем нашем желании, чтобы и другие христиане спаслись, мы должны откровенно сказать, что истинные таинства существуют только в Православной Церкви» («Наш современник», 2002, № 5). Есть и более резкие высказывания. Так, несколько лет назад в книжных лавках РПЦ продавалась брошюра с одиозным названием «Баптисты – самая зловредная секта». При этом на титульном листе брошюры значилось, что её издание благословил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Важность и даже необходимость того, чтобы государство было светским, определяется и выбором норм морали - единой для всех жителей государства. Хотя монотеистические религии и имеют моральные нормы, но у каждой из них эти нормы свои. Например, в библейском декалоге первые 4 заповеди (а для верующих они – главные!) не могут быть приняты мусульманами, т.к. они поклоняются не Яхве и не Богу-отцу, и не Троице, а своему богу Аллаху. А основная часть христиан – католики и православные – в нарушение заповеди «не сотвори себе кумира» почитают скульптурные изображения своих божеств и святых, не говоря уже об иконах. Нерелигиозная часть декалога тоже понимается по-разному иудеями и христианами – достаточно сравнить Ветхий и Новый Завет. Что же касается морали ислама, то о нетерпимости к т.н. «многобожникам» Коран выражается достаточно жестко.

Таким образом, религиозная мораль вызывает недоверие среди людей. И только светские нормы морали подходят для всех людей, т.к. они не разделяют людей по религиозному признаку, к людям всех национальностей, социальной, половой и религиозной принадлежности они приложимы одинаково, а потому являются справедливыми. А ведь понятия о социальной справедливости нет в перечне ни одной религий.

Ещё одно важное значение светскости государства состоит в том, что только она способствует развитию духовной культуры. Приверженцы монотеистических религий имеют особое понимание духовной культуры, сводя всё её многообразие к религиозности. А ведь в духовную культуру помимо религии входит мифология, наука (все её направления), все виды искусства, мораль, право, литература, поэзия, язык, обычаи, праздники, обряды, этикет. На протяжении тысячелетий религия сдерживала развитие искусства, ограничивая его рамками религиозных запретов той или иной религии. Так, в христианстве на протяжении многих веков художники писали картины почти только на религиозные (библейские) сюжеты, в исламе изображение всего живого запрещено (допустим только орнамент), в иудаизме существует полный запрет на изображение всего (как из живой, так и неживой природы). Первым художником из евреев, который нарушил этот запрет, был наш замечательный соотечественник Исаак Левитан.

Светскость государства означает недопустимость пропаганды религиозного учения в государственной системе начального, среднего и высшего образования. Но вопреки положению Конституции об отделении школы от Церкви, в ряде регионов России в качестве обязательного для всех учеников введен учебный предмет «Основы православной культуры» (ОПК). Эта учебная дисциплина фактически представляет собой краткий курс православного богословия, уместного лишь для воскресных приходских школ, но отнюдь не для государственных, где учатся дети из семей с разными убеждениями, принадлежащих к разным религиозным конфессиям и национальностям.

Несмотря на декларации РПЦ о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы можем судить, например, по учебным пособиям А.В. Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия II № 5925 от 09.12.1999 сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры"».

Светскость государства означает также свободомыслие и готовность внедрять в жизнь общества всё новое и полезное, способствовать научному и техническому прогрессу. Между тем, РПЦ повела себя весьма некрасиво в отношении нового паспорта гражданина Российской Федерации, в виньетке страниц которого фанатики рассмотрели т.н. «число зверя» – изображение шестерок. Это послужило причиной отказа части верующих от новых паспортов.

Помимо этого часть православного духовенства выступила против введения у нас индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). В церковной среде с самого начала разговоров о его введении поползли слухи, что ИНН - это «печать антихриста», а потому православным его принимать нельзя, это будет измена Христу. Масло в огонь подлил Священный Синод РПЦ, сделавший 07.03.2000 двусмысленное заявление. С одной стороны он заявил, что никакие внешние знаки не могут повредить душе человека, если не сопровождаются сознательной изменой Христу, а с другой - что Синод разделяет озабоченность миллионов христиан, признавая тем самым, что за коллективными страхами стоит нечто угрожающее религиозной совести. Поэтому он предложил государству устранить “кощунственный символ” цифры 6 в виде двух разделительных полосок из записи штрих-кода. В результате вдохновляемые некоторыми священниками группы мирян атаковали выходящих из храмов, предлагая им подписать обращение к Президенту и заполнить готовые формы заявлений об отказе от ИНН. Отказ подписать такое заявление трактовался активистами как предательство православия. Двойственная позиция Синода по отношению к ИНН привела к тому, что некоторые священники не допускали верующих, имеющих ИНН, к церковным службам.

Чего же боится руководство РПЦ? Ответ простой: электронная документация делает прозрачной финансовую отчётность, и это коснётся не только олигархов. О том, что это не досужие вымыслы, свидетельствует доклад Патриарха на Архиерейском Соборе. Касаясь порядка налоговой отчётности, Патриарх отметил, что бухгалтерские отчёты и балансы представляются в налоговые органы только при наличии предпринимательской деятельности. А между тем, все суммы, представленные в докладе предстоятеля РПЦ имели лишь процентное выражение, и составить представление о том, кто сколько получает и тратит, невозможно. Говоря о существующей традиции ведения отчётных финансовых дел, Патриарх заявил, что он будет и дальше “отстаивать традиции и интересы Церкви в её отношениях с государством.” Патриарха, видимо, не смущает, что финансово-экономическая жизнь РПЦ отдаёт сильным криминальным душком. И бороться с этим он не собирается.

Представленные материалы красноречиво свидетельствуют, что именно светскость государства является опорой стабильности и благополучного развития нашего государства. Сегодня светскость нужно поддерживать всеми силами. Учёные, и все здравомыслящие граждане должны объединиться. В России есть центр, который может их объединить - ”Российское гуманистическое общество” (РГО). Одна из его благородных задач - пропаганда науки, знаний, подлинной истории религий и Церквей, правда об их современном состоянии и политике. Эта работа имеет огромное значение для подрастающего поколения.

Михаил Богословский

наверх