Из доклада на секции V съезда ВГК

Выдержки из доклада «Клерикализация государства и клерикализация общества — это одно ли и то же?»*

...На фоне реставрации ключевых политических институтов тоталитарного государства значительная часть церковнослужителей всех рангов, а также «бегущие впереди паровоза» чиновники и подобострастные руководители большинства СМИ делают всё, чтобы откат страны к худшим традициям тоталитарного советского прошлого в области идеологии становился очевидным.

Яркой иллюстрацией справедливости таких утверждений является включение Администрацией президента Патриарха Московского и всея Руси в список «протокольного старшинства российских официальных лиц» под номером 5. Предыдущие четыре строки в нём занимают президент, премьер-министр, а также председатели Государственной думы РФ и Совета федерации РФ.

...Что касается введения Закона Божия в школах, то весь камуфляж и маски сброшены, и в недавно вышедшем сборнике статей рупора Московской патриархии – заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина - вопрос ставится именно так.

...Говоря о клерикализации государства, мы имеем в виду клерикализацию госаппарата и госчиновников разных уровней. Клерикализация этого слоя общества совершенно не обязательно подразумевает наличия у его представителей веры. Чаще бывает как раз наоборот: чиновничество - это самый циничный и прагматичный слой общества. Максимум, на что они способны сегодня в своем большинстве, - это даже не на обрядоверие, а на обрядоисполнение, и то - показное, на публике.

...Общим местом стали заклинания, что в настоящее время в России отсутствуют государственная идеология и национальная идея. И это соответствует действительности. ...И вот за неимением государственной идеологии ее место стремится занять доминирующая «традиционная» религия. Государство использует Церковь для индоктринации граждан. У нас к этому всеми силами стремится РПЦ МП, претендующая, de-facto, на роль государственной религии. К этому же стремится и власть на всех уровнях – от действующего и бывшего президентов до мелкого муниципального клерка – при поддержке крупного, и не только, бизнеса. А также та часть интеллигенции, к которой применим солженицынский термин «образованщина», которая обычно вьется вокруг власти как мотыльки вокруг лампы.

Почему к этому стремится РПЦ МП – ясно. В конечном счете, этот процесс выливается в весьма существенные финансовые и социальные преференции для ее иерархов и даже для значительной части клира. А вот почему ей навстречу тянется нынешняя власть? В виду своей полной идеологической импотенции!

...Для общества же тесное сближение Церкви и многоконфессионального государства, каким является Россия, неизбежно выливается напряженностью на религиозных границах, которые проходят везде: в школе, на работе, на рынке и просто на улице, где уже убивают зачастую не из хулиганства, и не с целью грабежа, а исходя из цвета кожи, разреза глаз или акцента... Именно здесь практическая, а не теоретическая свобода совести, из которой произрастает толерантность, и становится реально жизненно важной.

...Уместно вспомнить предостережение отца Александра Меня, высказанное в его последнем перед гибелью интервью – об угрозе союза клерикалов с фашистами. И сегодня, спустя всего лишь без малого два десятилетия, мы воочию наблюдаем этот процесс, который приобретает все более широкие масштабы и скорость благодаря бездействию, а порой и пособничеству власти.

Но если понимать клерикализацию общества как благовествование и тактичную миссионерскую деятельность без «хватания за рукав» в общественных местах и проводимую добровольно, за счет конфессий, как развитие внутриконфессионального образования, хотя бы того же ОПК или «Закона Божия», но только в условиях воскресных школ или православных учебных заведений, пусть даже имеющих государственную аккредитацию, то ничего негативного и противозаконного в этом я как верующий человек не вижу. Одновременно считаю недопустимым в рамках светского образовательного процесса и в стенах государственных общеобразовательных школ преподавание любых вероучительных дисциплин. Под каким бы соусом эти дисциплины, излагающие предмет с точки зрения одной, пусть «самой хорошей» религии, будь то Основы православной или Духовно-нравственной культуры или еще чего-нибудь в этом духе (фантазия клерикалов неистощима) ни протаскивались. Все уверения о факультативности и добровольности этих предметов – не более как пустое сотрясание воздуха. Зная наш менталитет, неминуемо рано или поздно эта ситуация приведет к явной или тайной дискриминации тех учащихся, которые откажутся посещать эти факультативы.

Владимир Ойвин

* Полный текст доклада см. в http://www.vrgkongress.ru/480CC4DD380CE/4862687A27294.html

наверх