В паутине мифов

О чем эта книга*

Если спросить любого старшеклассника: "Кто такой Евгений Онегин?", он, несомненно, даст верный ответ: "Литературный герой, придуманный А.С. Пушкиным".

Но какой ответ мы получим, если зададимся тем же вопросом о гусляре Садко? Мнения, вероятно, разделятся. Одни, не только учащиеся, но и взрослые, скажут: "Это реальный персонаж древней русской истории". Другие заметят, что он хоть личность и легендарная, но его образ навеян каким-то реальным прототипом. Третьи возразят в том духе, что он всего лишь порождение народной фантазии. Истину в данном случае установить трудно, да и нет в том особой необходимости. Потому что предание о гусляре ценно само по себе, обо обладает несравненными художественными достоинствами. Но если в случае с Садко незнание источника происхождения мифа не причиняет никаких неудобств, то в других случаях подобное неведение может быть далеко не столь безобидно.

Ведь современный человек ежечасно, ежеминутно подвергается атакам полчищ информационных "агрессоров". Смотрим ли мы телевизор, ныряем ли в сети Интернета, читаем ли прессу, созерцаем ли уличную рекламу - со всех сторон нас пытаются в чем-то убедить, что-то внушить, к чему-то подвигнуть. Одни сочиняют сказки о чистоте своих помыслов, связанных с заботой о нашем благе. Байки других призывают нас верить в необыкновенные способности их сочинителей. Бесчисленное множество тщеславных и корыстолюбивых людей, наделенных богатым воображением и желанием сыграть на нашей доверчивости, навязывают нам свои мифы.

Но вот парадокс - не только современная массовая попкультура, но вся мировая духовная культура от древности до наших дней также основана на мифах. Они и отражают и во многом питают наше мировоззрение. Они эволюционируют вместе с человеком. Из них рождались высокая поэзия и проза, философские представления, религиозные убеждения, разнообразные верования, культы и идеологии. Следовательно, среди необозримого множества мифов появление одних преследовало цели благие. Возникновение других, напротив, было вызвано корыстными интересами тех или иных людей. А происхождение третьих всего-навсего удовлетворяло врожденную любознательность, если не сказать - простое человеческое любопытство.

В связи с этим возникает вопрос - как ориентироваться в этом бушующем море идей и вымыслов, как понять, с чем мы имеем дело - фактом или хитроумной подделкой под него, с злостной дезинформацией или простодушной сказкой? Как отличить вымысел искусства от фальсификации, гипотезу от спекуляции, выдаваемой за "чистую монету?"

Эта книга как раз и призвана сыграть роль некоего путеводителя в мире мифов для старшеклассников. С ее помощью можно получить некоторое, разумеется, далеко не исчерпывающее представление о том, как, почему и с какой целью возникали прежде и рождаются поныне представления, царящие в обществе. А это, надеюсь, поможет вступающим в мир взрослых понять, что именно скрывается под маской того или иного мифа, с которым всем им уже приходилось и еще не раз придется иметь дело.

При слове "миф" в памяти каждого более-менее образованного человека, вероятно, скорее всего всплывают истории подвигов Геракла или сражений под стенами Трои, приключений аргонавтов или странствий Одиссея. На самом же деле мифы творились не только в Греции, не только во времена древних богов и героев. Они рождались всюду, где слышалась человеческая речь, и во все времена. И следует особо отметить, что в наши дни они сочиняются едва ли не чаще, чем во времены оные. Ибо миф - наш вечный спутник.

В каком смысле вечный? В том, что его корни уходят в доисторическую эпоху, а его крона цветет пышным цветом и поныне. В частности, и благодаря тому, что он всегда отвечал духу и запросам своего времени. Вначале его природа была двойственной. С одной стороны, его назначение состояло в том, чтобы давать выход развивающейся любознательности нашего первобытного предка. Он был призван вносить ясность во взаимные отношения людей и животных, живых и мертвых, посиюсторонних вещей и потусторонних духов, ведь в его воображении они существовали как единое целое. С другой стороны, он утолял "голод" просыпавшегося в человеке художественного творчества. В этом качестве он являет собой его первый дитературный опыт.

Но если таковы были первые - просветительская и художественная - функции мифа, то со временем их вытеснила другая - корыстная: навязывать окружающим людям свои представления о вещах с целью извлечения личной и/или коллективной выгоды. Она-то и придала мифу "второе дыхание" - необыкновенную живучесть. Так что если прежде мифы рождались от случая к случаю и стихийно, то сегодня они пекутся, как блины, притом планомерно и целеустремленно. В наши дни их сочинительством заняты не только отдельные персоны, а и целые сообщества - от правительств и партий до средств массовой информации и людей искусства.

Конкурируя между собой, смешиваясь с мифами ушедших эпох, современные мифы создают форменную кашу в головах многих наших современников. Поэтому очень многие объяснения, которые давались на заре знакомства человеческой мысли с окружающим миром, как ни поразительно, востребованы и сегодня. Они, играючи, удовлетворяют поверхностное любопытство, присущее огромному множеству наших современников. Впечатление таково, что если наше стремление к познанию достаточно велико, чтобы задавать множество вопросов, то наш рассудок, увы, не очень-то справляется с поиском разумных ответов на них. А посему почти любое, подчас самое, казалось бы, нелепое и фантастическое толкование природных и общественных явлений и сегодня с легкостью принимается на веру подобно тому, как принималось во времена доисторического прошлого. Следовательно, можно сказать, что миф - это очки невежества, сквозь которые видят мир, к сожалению, слишком многие люди даже наших дней.

Вот почему крайне важно понять: а) интересы тех, кто сочинял и продолжает сочинять мифы; б) как относиться к давным-давно рожденным и на наших глазах рождающимся мифам.

Чтобы разобраться во множестве тайн, связанных с мифологией, мы будем терпеливо пытаться получить ответы на следующие вопросы:

1) О чем повествуют древние мифы?
2) Каково было их предназначение?
3) Как менялись содержание и задачи мифов от эпохи к эпохе?
4) Как старые и новые мифы влияют на нашу жизнь?
5) Почему нам следует знать, что они собой представляют?
6) Как отличить современный миф от обыкновенной "лапши"?

Из содержания книги

Глава I. Мифы каменного века

1.1. Происхождение небесных светил
1.2. Тотемические предки
1.3. Как произошел человек
1.4. Откуда взялась смерть
1.5. Происхождение огня
1.6. Память о всемирном потопе
1.7. Первые маги и колдуны
1.8. Первые боги
1.9. Пояснения

Глава II. Мифы первых цивилизаций

2.1. Происхождение Вселенной
2.2. Культурные герои
2.3. Откуда взялась смерть
2.4. Боги и люди
2.5. Воспоминания о былом
2.6. Пояснения

Глава III. Мифы нового времени

3.1. Религиозные мифы
3.2. Философские мифы
3.3. Мифы истории
3.4. Мифы естествознания
3.5. Новые обличья мифа
3.6. Пояснения

Гиви Гивишвили

* Имеется в виду книга автора "Мифы вчера, сегодня, завтра", изданная в 2008 в рамках программы "Образование нового поколения", реализуемой Клубом учителей "Доживем до понедельника" при активной поддержке Южного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы. Приведены вступительные фрагменты текста и содержание. (Прим. ред. сайта)

наверх