Теперь еще и "самарское чудо"
        От редактора сайта. Для начала рекомендуем прочесть давнюю публикацию нашего сайта "Мыльный пузырь "барнаульского чуда" http://www.humanism.su/ru/magazine.phtml?issue=2004.30-02. То, что байка священника, рассказанная журналисту "Комсомольской правды", была охотно воспроизведена на страницах этого и других подобных изданий, не брезгающих добиваться коммерческого успеха за счет публикации разных сенсационных выдумок, в наше время вряд ли кого-либо удивляет. О еще одном "чуде", но в другом российском городе идет речь в публикуемых письмах одного из авторов журнала РГО "Здравый смысл" М.Л. Митник и президента РГО В.А. Кувакина.

М.Л. Митник:

Уважаемый Валерий Александрович!

Большое спасибо за журнал "Здравый смысл" № 49. Меня особенно заинтересовала статья в нем про "благодатный огонь", так как я всё ломала голову над тем, как они это делают.

В связи с этим посылаю фрагмент статьи из интернет-газеты "Самара сегодня" http://news.samaratoday.ru/news/143125/

Примерно неделю назад на канале "Культура" была встреча с кинорежиссером А. Прошкиным. Слушала его с огромным удовольствием, но в самом конце его спросили о его новом фильме "Чудо": верит ли он в эту историю, и он, пересказав её, ответил, что верит абсолютно. Чем меня потряс! Не найдется ли кто-нибудь, кто сможет вникнуть в эту легенду и прояснить её, как это удалось с "барнаульским чудом" и "благодатным огнём"? Вот тот фрагмент:

"Режиссер Александр Прошкин снял фильм "Чудо" по мотивам знаменитой самарской истории "стояние Зои" - о застывшей девушке с иконой. Как сообщил режиссер, съемки фильма уже закончены. "Сейчас нам предстоит работа с монтажом материала. К концу года фильм будет готов и премьера состоится, скорее всего, в начале 2009 года", - пояснил он.

"Фильм снят по сценарию, основанному на легенде о самарчанке, которая застыла во время танца с иконой. Идею этого сюжета подал известный сценарист Юрий Арабов, который очень интересуется православной тематикой. А участие в самом фильме приняли такие актеры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова", - пояснил А. Прошкин. По его словам, в одном из домов Самары, который цел до сих пор, наметилось гуляние. "Не послушавшись родительского наказа, Зоя пришла праздновать. Её молодой человек по имени Николай припаздывал. Не найдя себе пару, она решила танцевать с иконой Николая Чудотворца. На осуждения компании, Зоя ответила: "если Бог есть, пусть Он меня накажет!" На третьем круге ее танца в комнате начался ураган, во время которого выбежала все присутствующие кроме Зои", - сказал священник. Девушка окаменела. "Увидев окаменевшую подругу, молодежь очень испугалась. Друзья вызвали скорую помощь, но врачи даже не смогли сделать укол, так как иголка ломалась о каменное тело. Со всей Самары приходили смотреть на это происшествие. Но в то время на религию было наложено табу, и в стране преобладал научный атеизм. Дабы скрыть этот факт, около входа в дом был выставлен патруль из милиции, которая запрещала входить в дом. Но как бы власти не старались скрыть существование окаменелой девушки, ее стоны были слышны на весь район", - сказал отец Роман. Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней) и ожила после того, как на светлый праздник Пасхи к ней, как уверены верующие, пришел сам Николай Чудотворец и освободил от недуга, после чего она уверовала. Умерла Зоя на третий день после Пасхи".

В.А. Кувакин:

Уважаемая Майя Львовна, спасибо за сообщение. История с Зоей – одна из банальнейших. Я сам в детстве слышал, что где-то в том или ином месте какая-то (чаще всего деревенская) девушка, решившись танцевать с иконой, либо умирала, либо ее парализовало и т.д. Такое народное поверье легко объяснить многими факторами, особенно спецификой сознания религиозного верующего, у которого, как говорят специалисты, вера находится «в его глазах», т.е. он все, что видит, уже видит в искаженном свете. К тому же здесь срабатывает «сарафанное радио», слухи, фальсификации, преувеличения, искажения информации и т.д. Нельзя отрицать и того, что у девушки, танцующей с иконой, могут не выдержать нервы, заколотиться сердце от страха и т.д. И это легко будет объяснено как чудо. Между тем, историкам церкви в России хорошо известны факты выбрасывания старых икон, использования их в качестве дров для отопления, массовым было обновление икон, их переписывания, закрашивание старого слоя (казалось бы «намоленного» и потому обладающего особой мистической силой связи с богом) новым, подчас вполне халтурным. Многие церкви разрушались, на их месте строили, как сейчас говорят, «новоделы». И это никого не смущало.

А то, что люди стали даже бояться признаться в своем неверии (я не исключаю, что это может относиться и к А. Прошкину), то это дань нашему пошлому и трусливому времени. К сожалению, большинство людей старшего поколения, привыкших к лицемерию и лжи старой власти и поневоле самих лицемеривших по правилам тогдашней игры, возрождают волею обстоятельств эту гадкую черту, но теперь она вызывается по большей части страхом потерять работу, оказаться в меньшинстве, быть «не современным» и т.д. Робким душам сегодня еще страшнее, потому что действительность стала более дикой, непонятной и циничной.

В нормальном обществе легенду о Зое легко можно было бы проверить любому серьезному журналисту. У нас же засилье желтой прессы, а ученые бьются за физическое выживание. На просвещение сил практически ни у кого не хватает.

Я перешлю Ваше сообщение Г.Г. Шевелеву, редактору сайта СПб отделения РГО «Светский гуманист». Он иногда проводит журналистские расследования и общается с учеными. Возможно, он что-то прояснит.

С пожеланиями успехов,
В.А. Кувакин.

        Еще от редактора сайта. Я пересылаю эту информацию во всероссийский виртуальный Клуб научных журналистов http://nauchnik.ru . Возможно, там есть кто-нибудь из Самары, кто сможет выяснить, какие реальные события превращены священником и религиозным кинематографистом в сюжет для очередного обмана доверчивых людей.

наверх