Натуралистическая (естественнонаучная) этика. Обоснование | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
Согласно концепции, одобренной Российской академией образования и согласованной Министерством науки и образования РФ, с 2009 г. в учебный план общеобразовательных учреждений включается «ряд альтернативных учебных предметов духовно-нравственного содержания с названием "Духовно-нравственная культура"». В концепции названы: «учебный предмет "Православная культура", учебные предметы по истории и культуре других культурообразующих религиозных традиций народов России, а также учебный предмет нерелигиозного этического философско-культурологического содержания, ориентированный на потребности нерелигиозной части российского общества». В тексте концепции названы три альтернативных предмета: "Православная культура", "Исламская культура" и "Этика и философия". Из этого и надо исходить при рассмотрении проблемы. Отношение общества к введению «учебных предметов духовно-нравственного содержания» в школьную программу можно понять из результатов социологического опроса ВЦИОМ за октябрь 2007 г. Ответы на вопрос «Где люди должны получать представления о нравственных нормах и ценностях?» распределились следующим образом: - в семье - 67%, Такое распределение ответов указывает, во-первых, на то, что подавляющее большинство граждан РФ (более 70%) считают, что ни школа, ни религиозные институты православия и ислама, не должны вмешиваться в нравственное и ценностное ориентирование детей. Содержащийся в «Концепции» тезис о якобы востребованности «духовно-нравственного предмета» для школы совершенно необоснован, а данная в «Концепции» ориентация на ценности православия и ислама противоречит мнению более 90% граждан. Тем не менее, в силу существующих политических доминант, школьный курс «духовно-нравственная культура» (ДНК) будет вводиться в обязательном порядке, вопреки желаниям и потребностям подавляющего большинства граждан. В этих условиях особое значение приобретает неопределенность, оставленная «Концепцией» для предмета, обозначенного как «Этика и философия». Исходя из сложившейся ситуации, можно определить следующий круг задач курса «Натуралистическая (естественнонаучная) этика», предложенного инициативной группой граждан. 1) Реализовать право школьников и родителей на свободу мировоззрения и убеждений, вопреки общему клерикальному посылу, явно заложенному в «Концепцию». 2) Дать школьникам действительно общеполезные знания и навыки – т.е. решить ту задачу, ради которой и существует обязательное среднее образование. 3) Обобщать и систематизировать знания в разных областях естественных, точных и гуманитарных наук (полученные на уроках природоведения, физики, химии, биологии, математики, информатики, географии, истории, литературы, физической культуры и др). Формальное соответствие перечисленных задач содержащемуся в «Концепции» требованию «этического философско-культурологического содержания» предмета, достигается путем последовательного применения дефиниций, сложившихся в системе общественных наук, в частности – в экономике и социологии. ЭТИКА - учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. (МОРАЛЬ понимается, как специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений). ФИЛОСОФИЯ - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека, воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям. (ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности). Комплексно применяя дефиниции этики, философии и культуры, получаем тематики, подлежащие отражению в курсе натуралистической (естественно-научной) этики. Их можно условно разделить на 4 основных блока. 1. Научно-исторический блок. Эволюционное происхождение человека и общества, социальное регулирование у общественных животных и у человека (этология и этика). Развитие межличностных и экономических отношений в контексте хозяйственного и социально-политического прогресса. Современная естественнонаучная картина мира и история ее формирования, научный взгляд на вселенную, жизнь, человека и общество. Научно-технический прогресс, его определяющая роль в жизни современного человечества. 2. Социально-психологический блок. Свойства человека, связь его психологии с биологическим строением. Интеллект и эмоции человека, формирование его желаний и потребностей. Социальная психология – поведение человека в коллективах различного типа. Взаимопомощь и конкуренция. Правовая сфера: собственность, договор, общественный порядок и управление. Сфера свободного частного выбора: искусство, мировоззрение, религия, развлечения и хобби. 3. Ситуационно-практический блок. Психология частных (дружеских, сексуальных, семейных) и общественных (трудовых, экономических, политических) отношений. Приемы выяснения и компромиссного согласования интересов в микрогруппах и коллективах. Критический анализ и перекрестная проверка информации. Приемы ориентирования личности в потоке разнородной информации (СМИ, интернет и пр.). Приемы поддержания и защиты физического и психического здоровья, действия в экстремальных ситуациях. 4. Проблемно-философский блок. Техногенная цивилизация, как сложный организм. Глобальные проблемы современности (энергетика, экология, природные ресурсы, неравномерность развития стран мира, локальные войны). Этические проблемы новых технологий. Футурошок. Оптимизм, алармизм, трансгуманизм и реализм – разные взгляды на проблемы будущего. Значение личной этической позиции, влияние отдельных людей на глобальные процессы. Параллельное изложение знаний по этим четырем блокам в их практической взаимосвязи позволяет решить задачи 1 – 3, перечисленные выше. При этом системно раскрывается этическая проблематика, предписанная «Концепцией», т.е. связь общефилософских знаний, этики, материальной и духовной культуры. Важным свойством курса натуралистической этики является его приспособленность к преподаванию специалистами по естественным и точным наукам, технологическая гибкость и модульность курса, а также возможность преподавания современными дистанционными методами (с использованием Интернета и компьютерных медиасредств). Предлагаемый курс натуралистической (естественнонаучной) этики решает две взаимоувязанные проблемы: 1 – актуализация разрозненных знаний, получаемых школьниками на уроках разных профильных дисциплин, т.е. формирование способности использовать эти знания в практических жизненных ситуациях. 2 – подготовка школьников к динамичной жизни в современном обществе, отличающемся быстрой сменой технологий производства, профессий и специализаций, форм труда и ведения экономической деятельности, т.е. формирование потенциала саморазвития. Курс направлен на формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к людям и природе, и умения находить общий язык с самыми разными людьми, несмотря на различие в мировоззрении и обычаях. Курс натуралистической (естественнонаучной) этики видит своей целью выпуск во взрослую жизнь молодого человека, способного ориентироваться в широком спектре социальных ситуаций, в т.ч. таких, о возможности возникновения которых мы сегодня даже не предполагаем. Основные источники курса: 1. Гуманистический манифест 2000 Михаил Андреев |
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||