Натуралистическая (естественнонаучная) этика. Обоснование

Согласно концепции, одобренной Российской академией образования и согласованной Министерством науки и образования РФ, с 2009 г. в учебный план общеобразовательных учреждений включается «ряд альтернативных учебных предметов духовно-нравственного содержания с названием "Духовно-нравственная культура"». В концепции названы: «учебный предмет "Православная культура", учебные предметы по истории и культуре других культурообразующих религиозных традиций народов России, а также учебный предмет нерелигиозного этического философско-культурологического содержания, ориентированный на потребности нерелигиозной части российского общества». В тексте концепции названы три альтернативных предмета: "Православная культура", "Исламская культура" и "Этика и философия". Из этого и надо исходить при рассмотрении проблемы.

Отношение общества к введению «учебных предметов духовно-нравственного содержания» в школьную программу можно понять из результатов социологического опроса ВЦИОМ за октябрь 2007 г. Ответы на вопрос «Где люди должны получать представления о нравственных нормах и ценностях?» распределились следующим образом:

- в семье - 67%,
- в школе - 17%,
- из телевидения и газет - 5%,
- в церкви или мечети - 4%,
- затруднились ответить или дали другие ответы - 7%.

Такое распределение ответов указывает, во-первых, на то, что подавляющее большинство граждан РФ (более 70%) считают, что ни школа, ни религиозные институты православия и ислама, не должны вмешиваться в нравственное и ценностное ориентирование детей. Содержащийся в «Концепции» тезис о якобы востребованности «духовно-нравственного предмета» для школы совершенно необоснован, а данная в «Концепции» ориентация на ценности православия и ислама противоречит мнению более 90% граждан.

Тем не менее, в силу существующих политических доминант, школьный курс «духовно-нравственная культура» (ДНК) будет вводиться в обязательном порядке, вопреки желаниям и потребностям подавляющего большинства граждан. В этих условиях особое значение приобретает неопределенность, оставленная «Концепцией» для предмета, обозначенного как «Этика и философия». Исходя из сложившейся ситуации, можно определить следующий круг задач курса «Натуралистическая (естественнонаучная) этика», предложенного инициативной группой граждан.

1) Реализовать право школьников и родителей на свободу мировоззрения и убеждений, вопреки общему клерикальному посылу, явно заложенному в «Концепцию».

2) Дать школьникам действительно общеполезные знания и навыки – т.е. решить ту задачу, ради которой и существует обязательное среднее образование.

3) Обобщать и систематизировать знания в разных областях естественных, точных и гуманитарных наук (полученные на уроках природоведения, физики, химии, биологии, математики, информатики, географии, истории, литературы, физической культуры и др).

Формальное соответствие перечисленных задач содержащемуся в «Концепции» требованию «этического философско-культурологического содержания» предмета, достигается путем последовательного применения дефиниций, сложившихся в системе общественных наук, в частности – в экономике и социологии.

ЭТИКА - учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. (МОРАЛЬ понимается, как специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений).

ФИЛОСОФИЯ - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека, воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям. (ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности).

Комплексно применяя дефиниции этики, философии и культуры, получаем тематики, подлежащие отражению в курсе натуралистической (естественно-научной) этики. Их можно условно разделить на 4 основных блока.

1. Научно-исторический блок. Эволюционное происхождение человека и общества, социальное регулирование у общественных животных и у человека (этология и этика). Развитие межличностных и экономических отношений в контексте хозяйственного и социально-политического прогресса. Современная естественнонаучная картина мира и история ее формирования, научный взгляд на вселенную, жизнь, человека и общество. Научно-технический прогресс, его определяющая роль в жизни современного человечества.

2. Социально-психологический блок. Свойства человека, связь его психологии с биологическим строением. Интеллект и эмоции человека, формирование его желаний и потребностей. Социальная психология – поведение человека в коллективах различного типа. Взаимопомощь и конкуренция. Правовая сфера: собственность, договор, общественный порядок и управление. Сфера свободного частного выбора: искусство, мировоззрение, религия, развлечения и хобби.

3. Ситуационно-практический блок. Психология частных (дружеских, сексуальных, семейных) и общественных (трудовых, экономических, политических) отношений. Приемы выяснения и компромиссного согласования интересов в микрогруппах и коллективах. Критический анализ и перекрестная проверка информации. Приемы ориентирования личности в потоке разнородной информации (СМИ, интернет и пр.). Приемы поддержания и защиты физического и психического здоровья, действия в экстремальных ситуациях.

4. Проблемно-философский блок. Техногенная цивилизация, как сложный организм. Глобальные проблемы современности (энергетика, экология, природные ресурсы, неравномерность развития стран мира, локальные войны). Этические проблемы новых технологий. Футурошок. Оптимизм, алармизм, трансгуманизм и реализм – разные взгляды на проблемы будущего. Значение личной этической позиции, влияние отдельных людей на глобальные процессы.

Параллельное изложение знаний по этим четырем блокам в их практической взаимосвязи позволяет решить задачи 1 – 3, перечисленные выше. При этом системно раскрывается этическая проблематика, предписанная «Концепцией», т.е. связь общефилософских знаний, этики, материальной и духовной культуры.

Важным свойством курса натуралистической этики является его приспособленность к преподаванию специалистами по естественным и точным наукам, технологическая гибкость и модульность курса, а также возможность преподавания современными дистанционными методами (с использованием Интернета и компьютерных медиасредств).

Предлагаемый курс натуралистической (естественнонаучной) этики решает две взаимоувязанные проблемы:

1 – актуализация разрозненных знаний, получаемых школьниками на уроках разных профильных дисциплин, т.е. формирование способности использовать эти знания в практических жизненных ситуациях.

2 – подготовка школьников к динамичной жизни в современном обществе, отличающемся быстрой сменой технологий производства, профессий и специализаций, форм труда и ведения экономической деятельности, т.е. формирование потенциала саморазвития.

Курс направлен на формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к людям и природе, и умения находить общий язык с самыми разными людьми, несмотря на различие в мировоззрении и обычаях. Курс натуралистической (естественнонаучной) этики видит своей целью выпуск во взрослую жизнь молодого человека, способного ориентироваться в широком спектре социальных ситуаций, в т.ч. таких, о возможности возникновения которых мы сегодня даже не предполагаем.

Основные источники курса:

1. Гуманистический манифест 2000
2. Гуманистический манифест III
3. Всеобщая декларация прав человека
4. Винер Н. «Человеческое использование человеческих существ»
5. Винер Н. «Творец и робот»
6. Пригожин И.Р. «Философия нестабильности»
7. Пригожин И.Р. «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой»
8. Эйбл-Эйбесфельдт И. «Этологические концепции и их значение для наук о человеке»
9. Линдблад Я. «Ты, я и человек первозданный»
10. Тоффлер Э. «Метаморфозы власти»
11. Азимов А. «В начале»
12. Азимов А. «Краткая история химии. От магического кристалла до атомного ядра»
13. Лем С. «Сумма технологий»
14. Эйдельман Н.Я. «Ищу предка»
15. Тит Лукреция Кар «О природе вещей»
16. Геродот «История»
17. «Физика космоса» (маленькая энциклопедия) ред. Сюняев Р.А.
18. Смит А. «Исследование о природе и причине богатства народов»
19. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»
20. Гинзбург В.Л. и др. «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?»

Михаил Андреев

наверх