Назад, к Домострою!

http://kontury.info/news/2009-02-18-820

Выступая в понедельник на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития», новый патриарх Русской православной церкви Кирилл призвал бороться с «расслабляющей вакханалией масскульта» и возрождать традиции Домостроя.

Он также подчеркнул, что церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.

«Полагаю, что Русская православная церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. "Богу — Богово, а Ньютону — ньютоново" — такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым», — сказал глава РПЦ, слова которого приводит газета «Аргументы и Факты».

«Мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое "Богу — Богово"», — подчеркнул при этом патриарх.

Владыка Кирилл выразил уверенность в том, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Он заявил, что церковь начнёт вести диалог с Министерством образования и науки и «всеми заинтересованными кругами и структурами» по вопросам преподавания «основ православной культуры».

В завершение своей речи Кирилл поведал о важности возрождения российского народа и о том, каким он видит путь к этому возрождению.

«Единственный прямой путь к возрождению нашего народа — это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как "малой Церкви" и Церкви как большой семьи», — заключил он.

Памятник литературы допетровской Руси «Домострой» являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи. Этот свод правил формировался в течение нескольких веков. Окончательный текст «Домостроя» был составлен духовным наставником Ивана Грозного, монахом Сильвестром в середине XVI века.

В «Домострое» подробно излагались все наставления по ведению хозяйства, по приему гостей, по ведению торговли, здесь можно было найти массу полезных советов, начиная с того, как солить грибы, чинить ограду или кроить платье, и кончая строго определенной системой взаимоотношений между мужем и женой, хозяином и слугой, родителями и детьми.

Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». «Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей», — гласит основная домостроевская догма.

В особой строгости надлежало воспитывать сыновей: «Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». И дальше: «Любя сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им».

Что касается дочерей, то основой основ воспитания дочки было беречь ее от греха и «блюсти ее чистоту телесную как зеницу ока и как свою душу». «Ибо если отдашь дочь свою беспорочной будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься».

Стало быть, основной домостроевский принцип воспитания состоял в ограничении свободы: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение».

Предписывая родителям любить своих детей, «Домострой» предостерегал их от любви открытой. Душевное тепло, ласку, нежность и прочие проявления чувств надлежало глубоко прятать: «Не улыбайся ему, играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя».

Особый стиль поведения внушался девочкам и девушкам. Как известно, дом был разделен на две половины, мужскую и женскую, и положение женщины в семье было строго определено. Боярыня при разговоре с мужчиной не могла смотреть ему в глаза. Размахивать руками ей тоже не разрешалось. Одну руку женщина обязана была держать около груди, а вторая должна была быть опущена вниз.

Праздная беседа тоже считалась грехом. Во время разговора женщина или девушка должна была заниматься делом, чаще всего – рукоделием: прясть, вязать или вышивать.

На пиры женщины и девушки не допускались, так что познакомиться с молодым человеком девице не представлялось никакой возможности. Исключением был только свадебный пир, на котором веселились все вместе, и даже молодым девушкам – боярышням разрешалось плясать.

Какие именно традиции «Домостроя» надлежит возрождать в первую очередь, а какие — во вторую, патриарх Кирилл не уточнил.

наверх