Дарвин и Ватикан

В мире слабеет приверженность церковным догматам

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10256656@SV_Articles

Недавно в прессе прошла информация о том, что Ватикан готов пересмотреть отношение к Дарвину и его учению о происхождении живого мира и человека в результате эволюционного развития.

Представитель папского престола рассказал, что под патронатом Папского совета по вопросам культуры в марте состоится научная конференция, посвященная 150-летию со дня выхода основного труда Дарвина «Происхождение видов». Конференция призвана показать, что теория эволюции совместима с концепцией, изложенной в Библии. Представители Ватикана напоминают, что католическая церковь в отличие, например, от англиканской никогда официально не осуждала дарвинизм. Теперь она стремится «наладить диалог между религией и наукой» по проблеме эволюции.

Такой поворот не является неожиданностью. Еще в августе 1950 г. папа Пий XII выпустил Humani Generis – специальную энциклику (циркулярное письмо для духовенства), в которой сначала раскритиковал целый ряд отступлений от христианских догм, допущенных некоторыми христианскими учеными, а затем высказался за серьезное научное обсуждение теории эволюции под контролем Ватикана.

В октябре 1996 г. папа Иоанн Павел II, выступая в Папской академии наук, напомнил об этой энциклике и заявил, что «в свете новых знаний теория эволюции стала большим, чем просто гипотеза. Эта теория все более принимается учеными под влиянием целой серии открытий, сделанных в разных областях знания. Совпадение, не искомое и не сфабрикованное, результатов работ, проведенных независимо, само по себе является важным аргументом в пользу этой теории».

Следует отметить, что такие заявления делались осторожно, со многими оговорками и попытками найти приемлемую для церкви интерпретацию теории эволюции.

Слишком торопливых «модернистов» Ватикан резко одергивал. Так, в 2006 г. был уволен в отставку глава обсерватории Ватикана преподобный Дж. Коин, сторонник эволюционизма, который открыто выступал против того, чтобы концепция «разумного замысла» (новый, модифицированный вариант концепции «божественного творения») преподавалась в школах.

И все же процесс модернизации позиций католической церкви шел.

Почему? Традиционную паству католической церкви составляют жители западноевропейских стран с высоким уровнем образования и развитой научной сферой. Ватикан не может не учитывать позицию европейской интеллектуальной элиты, которая уже с XVII века стала искать пути отхода от разных христианских догм. Триста лет назад известные европейские ученые, не отрицая существование бога и его роли как «первотолчка», начали объяснять развитие природы естественными законами и связывать очевидную эволюцию форм жизни с изменяющейся средой.

Дарвинизм созревал долго и постепенно. У Дарвина было много предшественников и единомышленников. Именно поэтому теория эволюции после выхода в свет знаменитой книги в 1859 г. быстро превратилась в основную научную парадигму («основу основ» научного мировоззрения).

Несмотря на сопротивление церкви, эволюционная теория в ХХ веке занимает ведущее место при обучении учащихся в высшей и средней школе в экономически развитых капиталистических странах. А в социалистических странах она вообще носила характер официальной доктрины.

Этот поступательный процесс утверждения эволюционной парадигмы и очевидное уменьшение влияния церкви в европейском обществе в ХХ столетии убедили Ватикан в необходимости приспособления традиционных религиозных догм к современным условиям меняющейся общественной среды. Так или иначе, но законы эволюции, открытые Дарвином, распространяются и на сферу идеологии.

Следует отметить, что процесс модификации доктрины идет и в рамках других христианских церквей, но он носит более «низовой» и неформальный характер. И в разных странах религиозное сознание имеет свою специфику.

В 2002 г. был проведен опрос британских священников, результаты которого меня поразили: из 500 опрошенных представителей господствующей англиканской церкви лишь 27 сказали, что они верят в историю непорочного зачатия Христа Девой Марией от Святого Духа.

Конечно, меня поразило не то, что большинство опрошенных священников в эту историю не верят, а то, что они в этом признались.

Ведь в христианской доктрине тезис о рождении Христа от Святого Духа является важнейшим в обосновании его сущности как Сына Божьего. Да и чудо воскресения Христа после распятия и его вознесения на небеса напрямую завязано на чудо непорочного зачатия. Не верить в последнее, значит, не верить во всю евангельскую историю и воспринимать Христа только как человека, который создал этическое учение, воспринятое его многочисленными последователями по тем или иным причинам. Это совершенно другая трактовка христианства, несовместимая с многовековой христианской традицией.

Думаю, что, если бы такой опрос был проведен среди католических священников в Италии или Испании, результаты были бы другими.

Следовательно, в христианском мире даже среди духовенства существует очень разное отношение к основополагающим догмам учения.

Среди паствы также нет единства. Так, если вернуться к проблеме происхождения человека, январский (2009 г.) социологический опрос показал, что половина британцев выступают как сторонники дарвинизма, причем 25% твердо считают, что теория Дарвина «определенно правильная». Твердых противников эволюционной теории насчитывается лишь 10%, еще 12% склоняются к концепции «разумного замысла», остальные не занимают определенной позиции. Похожая ситуация существует и во Франции. Несколько более высокая степень приверженности к традиционным догмам характерна для Испании и Италии.

Принято считать, что американское общество является более консервативным в вопросах религии, чем европейское. Это связывают с тем, что большая часть верующих принадлежит к молодым по сравнению с католической протестантским церквям, которые сыграли важную роль в освоении новых территорий прибывшими в Новый Свет англосаксонскими пуританами.

Но и в США отношение к конкретным религиозным догмам различное. Так, по представительному опросу 2007 г., примерно 82% опрошенных американцев положительно ответили на вопрос о вере в бога, но лишь 60% из опрошенных христиан верят в рождение Христа Марией в результате непорочного зачатия. Таким образом, у 40% христиан их понимание веры очень сильно отличается от официальной доктрины.

Социологи отмечают, что если опросы проводятся анонимно, число верующих оказывается гораздо меньше по сравнению с опросами, когда человеку напрямую задается вопрос о том, верует он в бога или нет. По данным исследовательского института Гэллапа, верующими являются не более 40% американцев, а остальные говорят о своей религиозности только потому, что не хотят конфликтовать с общепринятой традицией. В пользу такого вывода говорит и тот факт, что 40% верующих посещают церковь лишь раз в году или еще реже.

Что касается проблемы происхождения человека, то среди верующих американцев только 39% определенно верят в теорию «божественного творения», а 42% – сторонники теории Дарвина.

Последние данные особенно интересны, если учесть, что в США в различных штатах долго существовали запреты на преподавание теории эволюции в школе. Так, в 1925 г. в штате Теннесси состоялся, как известно, так называемый обезьяний процесс: учитель биологии был осужден за преподавание эволюционной теории. Вплоть до 1967 г., по законам штата, книга Дарвина оставалась запрещенной. В 1968 г. верховный суд США отменил закон штата Арканзас, вводивший преподавание концепции «божественного творения» человека в школах. Такие случаи повторялись неоднократно.

В 2005 г. именно в США развернулась активная кампания за введение в учебные программы теории «разумного замысла» как альтернативы эволюционной теории. Кампанию поддержал президент Дж. Буш. Однако в ответ на иск родителей федеральный судья штата Пенсильвания запретил преподавать в общественных школах концепцию «разумного замысла», указав, что она основана на вере и поэтому является религиозной, а не научной доктриной. Решение является обязательным для всех школ страны.

Немалую роль в провале кампании сыграло коллективное письмо 38 американских ученых, лауреатов Нобелевской премии, с требованием не представлять ученикам теорию эволюции лишь как одну из гипотез, равноценную модифицированной библейской версии.

Однако настроение консервативной американской элиты таково, что выступать против религиозных догм и в научном сообществе далеко не просто. Так, в 2005 г. был проведен опрос 1646 преподавателей американских университетов, в ходе которого только 38% ученых, представителей естественных наук, сообщили, что они не верят в бога. Среди представителей разных общественных наук лишь 27 – 31% признались в атеизме. Такое признание может стоить преподавателю работы в тех университетах, которые финансируются консервативными спонсорами.

Высшая научная элита США более независима в своих взглядах. По результатам опроса 1998 г., проведенного среди 517 членов американской Национальной академии наук, верующих оказалось 7%, неверующих – 72,2%, сомневающихся и агностиков – 20,8%. Подобный опрос в Великобритании показал, что лишь 3,3% представителей высшей научной элиты верят в бога.

Следует отметить, что Ватикан внимательно следил за публичной дискуссией, прошедшей в США в 2005 – 2006 гг. в связи с попыткой внесения концепции «разумного замысла» в учебный процесс. Тот факт, что даже в США с ее самой консервативной христианской общиной эта попытка не имела успеха, сыграл немалую роль в принятии Ватиканом решения использовать круглую годовщину в истории дарвинизма для начала нового диалога между церковью и учеными по проблемам происхождения человека.

А что же в России? Как известно, свой «обезьяний процесс» некие правоверные христиане попытались устроить в 2006 г., когда родители одной ученицы подали в суд, потребовав запретить преподавание эволюционной теории как «доминирующей». Но выиграть суд «против Дарвина» им не удалось.

В 2005 – 2007 гг. началась кампания по внедрению в школьный учебный план новой дисциплины под названием «Основы православной культуры», которая на поверку оказалась скрытой попыткой ввести преподавание Закона Божьего.

В 2007 г. была предпринята активная попытка внести теологию в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии, утверждающей диссертации, представленные на соискание ученой степени.

Такой натиск побудил группу академиков написать в июле 2007 г. письмо президенту В.В. Путину с просьбой не допустить нарушения Конституции, которая закрепляет светский характер государства и отделяет школу от церкви. Натиск был ослаблен. Надолго ли? Время покажет.

Однако уже сейчас ясно, что некоторые консервативные круги толкают Русскую Православную церковь на путь, который не будет позитивным для развития страны и церкви. Православие как традиционная религия в России имеет свою сферу деятельности, которая может получить признание как со стороны верующих, так и неверующих. Важно правильно определить эту сферу и не выходить за ее пределы. В условиях ХХI века нельзя толкать страну на путь обскурантизма. Это не сделает Россию сильной, а ее народ счастливым.

Владимир Калашников, доктор исторических наук

наверх