Оставь надежду всяк туда входящий?

Телеканал «Россия» и газета «Известия» попытались выяснить, что такое ад и где он находится

http://smi2.ru/nikandrovich/c134333/?utm_source=smi2&utm_medium=textlink&utm_content=c134333&utm_campaign=read_also

        13 апреля на телеканале "Россия" показан фильм "По ту сторону жизни и смерти". Речь в нем идет про... ад - с религиозной, философской, научной точек зрения. За несколько дней до премьеры фильм в редакции «Известий» обсуждали один из его создателей Сергей Шумаков, профессор Сергей Капица, писатель Виктор Ерофеев и др. Экспертами от "Известий" выступали заместитель главного редактора Елена Ямпольская, кинообозреватель Вита Рамм и музыкальный критик Михаил Марголис. Вот фрагмент их беседы.

Капица: У меня вот какие соображения возникли. Во-первых, в фильме очень справедливо отмечено, что во всех верованиях картины ада очень похожи. Наверное, ад - наиболее древнее из всех мифических представлений человечества. Потому что со злом человечество сталкивалось уже на самых ранних стадиях развития. Добро - как альтернатива злу, как альтруизм - гораздо позже возникло. Поэтому зло не то чтобы первично, но, во всяком случае, это более древняя моральная категория. Даже у собак есть страх перед определенными ситуациями - они бегут от людей, которые их обидели, они боятся темноты. Это инстинкт самосохранения, притом очень глубокий. Сейчас очевидно, что есть два типа эволюции. Есть эволюция биологическая, которая связана с генетическим процессом, с консервативным механизмом, который сбить очень трудно. И культурная эволюция, связанная с процессом распространения информации...

Рамм: Но Бог участвует в этой эволюции?

Капица: Бог есть продукт этой эволюции.

Рамм: Бог - продукт? Не создатель?

Капица: Вот именно. Главное расхождение у меня с Церковью в том, что я считаю, что человек создал Бога, а религия считает, что Бог создал человека. Хотя в детстве меня крестили, моим крестным отцом был Иван Петрович Павлов. А священник, судя по письму, которое мой отец написал своей матери, меня при этом чуть не утопил, он как-то очень серьезно меня погрузил под воду...

Рамм: А вот Эйнштейн говорил, что он верит в Бога...

Капица: Для Эйнштейна Бог - это была природа, это метафора в чистом виде. Он был абсолютным атеистом. Отец мой его знал, они даже обсуждали этот вопрос. Если Эйнштейн упоминал Бога, то как нечто трансцендентное. К тому же он любил поддразнивать собеседников, чтобы парадоксальностью своих мыслей оживить обстановку.

Марголис: Интересно, где он сейчас?..

Капица: Кто?

Марголис: Эйнштейн.

Капица: С Эйнштейном, кстати, была ужасная вещь. Его мозг законсервировали. Так же, как у нас мозг Ленина. И кончилось тем, что мозги Эйнштейна в конце концов случайно нашли на свалке. Был ужасный скандал.

Ямпольская: Вот до чего доводит атеизм. Шутка.

Рамм: Значит, ваше отношение к Богу - чисто интеллектуальное?

Капица: Я верю в Бога как в понятие. Это одно из порождений нашей культуры - как таблица умножения или таблица Менделеева.

Ямпольская: Но посмертное бытие не может быть порождением человеческой культуры.

Капица: А представление о нем — может.

наверх