Научно-популярное кино

http://www.etudes.ru/ru/forums/topic.php?id=22

Выдержки из словаря «Кино: энциклопедический словарь» (М.: Сов. энциклопедия, 1987)

Научно-популярное кино - один из видов научного кино, в общедоступной форме распространяющий знания, рассказывающий о развитии науки и техники и их взаимодействии с практикой. Оно служит целям образования и воспитания и активно влияет на мировоззрение зрителей.

Первые упоминания об использовании кино для образования и просвещения относятся к 1896—98 гг. Первые научно-популярные ленты — простые кинонаблюдения за живой природой — делались главным образом в чисто научных целях, но оказались настолько интересными, что возникла мысль о создании подобных фильмов для широкой публики. Появилась возможность показать в динамике малоизвестные или недоступные для непосредственного наблюдения стороны жизни животных и растений, процессы, протекающие в неживой природе, наглядно продемонстрировать действие физических законов, принципы работы машин и т. п. Экзотическая природа далёких стран, повадки зверей и птиц, мир насекомых и обитателей моря, пейзажи гор и пустынь, быт, обычаи других народов стали материалом для кинонаблюдений.

Возможность за несколько минут увидеть необычное привлекала многих зрителей («Извержение вулкана Этна», 1909, Франция; «Жизнь бабочек», 1911, Италия; «По Волге», 1912, Россия; «С ружьём по Африке», 1922, США).

Киносъёмка с помощью микроскопа позволяет запечатлеть на киноплёнке удивительный мир мельчайших организмов. Уже в начале 20 в. в фильмах, снятых французским учёным Ж. Командоном, зрители увидели белые и красные кровяные шарики, их борьбу с болезнетворными микробами. Бурную жизнь многочисленных обитателей обыкновенной капли воды показал русский фильм «Инфузория» (1912, реж. В.Н. Лебедев). Процессы, протекающие в реальности неделями, с помощью специальной, замедленной съёмки уплотнялись до нескольких минут. На глазах у зрителей из семени появлялся росток, формировались стебель и листья, распускался цветок. Наряду с этим возник способ мультипликационного моделирования, который в отдельных случаях либо даёт более ясное представление об изучаемых свойствах предмета, либо наглядно показывает процессы, фотографически невоспроизводимые, а также научные абстракции. В русском кино он был впервые применён В.А. Старевичем и Н.В. Баклиным в 1911 в фильме «Электрический телеграф» и «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца». Таким образом, развитие научно-популярного кино началось с освоения его технических возможностей. В результате произошло значительное расширение границ и обогащение мира, доступного рядовому зрителю. На этой основе постепенно складывались специфические познавательные и эстетические свойства научно-популярного кино, его социальные функции.

В 10—20-х гг. сформировалась разветвлённая тематическая структура научно-популярного кино. В поисках занимательности и зрелищности произошёл переход от простой фиксации картин природы к тщательному отбору материала и более свободной его интерпретации (например, серия фильмов «Секреты природы», реж. П. Смит, 1919, Великобритания). Особое внимание кино обратило на те сферы природы, где есть драматические столкновения ( «Тайна кукушки», 1921, реж. Чане, Великобритания). В дальнейшем кинонаблюдения нередко объединялись с помощью сказочного или приключенческого сюжета с участием актёров («80 тысяч лье под водой», 1922, США). Значительным шагом в развитии познавательных возможностей научно-популярного кино стало включение в фильмы подлинных научных экспериментов, которые с помощью специальной постановки и монтажа превращались на экране в увлекательное зрелище. Одним из первых методику их съёмки разработал и с успехом воплотил В.И. Пудовкин в фильме «Механика головного мозга» (1925).

Значительная часть фильмов посвящалась научно-техническому прогрессу. Показывая наглядно достижения авиации, химии, станкостроения научно-популярное кино способствовало росту авторитета науки во всём мире. Фильмов, которые популяризировали теоретические основы науки, таких, как американская лента «Теория относительности Эйнштейна» (1923, реж. М. Флейшер), в период немого кино выпускалось мало, они обычно были поверхностными, являясь набором киноиллюстраций для устных лекций. Из естественных наук особым вниманием зрителей пользовалась астрономия («Лучшие наблюдения за солнечным затмением», 1925, США; «Чудеса мироздания», 1925, Германия). Большой успех сопутствовал фильмам на медицинские темы («Гипноз и внушение», 1923, Германия, и др.).

Уже в период немого кино складываются основные специфические черты научно-популярного кино: его конструктивную основу образует система логических доказательств, подтверждённых ссылками на авторитет науки, опирающихся на фотографически достоверное воспроизведение внешнего мира, на документальный показ научных опытов и экспериментов.

Звук открыл новые возможности для более глубокого научного осмысления природоведческого материала, в частности на основе теории естественного отбора («В глубинах моря», 1938, реж. А.М. Згуриди, Б.Г. Долин, СССР). Получил развитие выросший из учебного кино жанр научно-популярной лекции, где закадровый диктор излагал тему в сопровождении киноиллюстраций. Параллельно продолжались поиски общедоступного «визуального» языка для передачи сложных понятий современной науки, поиски такой формы, которая бы сделала движение мысли движением звукозрительных образов («Энергопередача», 1936, реж. Д. Бэлл, Великобритания).

В связи с освоением звука, цвета, усовершенствованием оптики и др. в научно-популярном кино открылись новые исследовательские и эстетические возможности. Для зрителя познание законов образования кристаллов ( «В мире кристаллов», 1934, реж. Я. К. Мол, Нидерланды), солнечных протуберанцев («Солнечное пламя», 1952, реж. В. Лио, Ж. Леклерк, Франция), труднодоступных глубин моря («В мире безмолвия», 1956, реж. Ж.И. Кусто, Л. Маль, Франция) или способов производства стекла («Стекло», 1957, реж. Б. Ханстра, Нидерланды) началось с открытия неизвестных ему прежде красот.

После 2-й мировой войны развитие эстетики научно-популярного кино тесно связано с общим процессом развития киноискусства. Так, ведущее положение документального стиля в послевоенном кинематографе определило стремление научно-популярного кино к большей объективности, к такой организации материала, чтобы он предстал не как сумма готовых истин, а в виде непосредственно наблюдаемых фактов, осмысление которых происходило как бы на глазах у зрителя. Усиление влияния науки на жизнь общества как в материальной, так и в духовной сферах повысило потребность в популярной научной информации. Выпуск фильмов для широкой аудитории, посвященных науке, резко возрос во всём мире. Новое качество научно-популярного кино проявилось в стремлении показать, что основные проблемы науки затрагивают интересы всего человечества. Популяризаторов стали привлекать молодые быстроразвивающиеся отрасли науки, имеющие большое практическое значение, такие, как атомная физика («Структура материи», 1950, реж. А. Колланьи, Венгрия; «Тайна вещества», 1956, реж. П.В. Клушанцев, СССР; «Атом, который хочет нам добра», 1959, реж. А. Гргоэль, Франция), космонавтика и кибернетика. В ряде фильмов поднимаются проблемы мирного использования атомной энергии, борьбы за предотвращение ядерной войны. Более успешными стали попытки раскрыть фундаментальные теоретические основы современной науки, в частности с помощью игровых средств. Так, в фильме «Что такое теория относительности?» (1964, реж. С.Л. Райтбурт) научная истина выясняется в споре между условными персонажами, которых играют актёры.

Заметным явлением в послевоенном научно-популярном кино стали фильмы о выдающихся деятелях науки, о процессе научного творчества («Жизнь и научные труды Пастера», 1952, реж. Пенлеве, Ж. Рукье, Франция; «Николай Амосов», 1970, реж. Т.А. Золоев, СССР; «Замочная скважина в вечность», 1974, реж. Д. Янг, США). Вместе с тем доминирующее положение в научно-популярном кино сохранил биологический фильм. Выдающиеся успехи биологии во 2-й половине 20 в. привлекли к ней всеобщее внимание. С помощью научно-популярного кино зритель смог увидеть тончайшие операции генной инженерии («На пути к конструированию клетки», 1975, реж. В.А. Читинский, СССР), проследить за уникальными зоопсихологическими экспериментами («Думают ли животные?», 1970, реж. Ф.М. Соболев, СССР), рассмотреть устройство и работу сосудов и органов человеческого тела («В глубины тела», реж. И. Баррер, Э. Лалу, 1964, Франция) и др. В 60—70-е гг. интерес к живому обостряется под влиянием нарушения экологии, равновесия в природе. Угрожающие размеры загрязнения биосферы потребовали от человечества радикально изменить своё отношение к природе. Кино многих стран активно включилось в экологическое воспитание. Оно даёт возможность зрителям увидеть печальные результаты насилия человека над природой и осознать необходимость борьбы за её спасение («Синие атакуют планету», 1970, реж. А.Г. Соколов, СССР; «Солнце — красное», 1972, реж. Стоянофф, Бирте и Бсит Барфоды, Дания; «Биологическое равновесие», 1972, реж. Колланьи, Венгрия; «Воздух для жизни», 1971, реж. П. Штирлин, Швейцария). В этот период географические фильмы также приобретают экологическую ориентацию. Куда бы ни отправлялась теперь киногруппа — в центре её внимания оказываются и проблемы охраны биосферы («Последние райские уголки», 1965, реж. Э. Шумахер, ФРГ; «Дикая жизнь Гондваны», 1973, реж. Згуриди, СССР).

В нач. 70-х гг. создан цикл фильмов, исследующих, как общественная среда формирует нравственные чувства у детей и подростков («Чужие в городе», 1970, реж. В.С. Пидпалый; «Добрый и злой», 1972, реж. Соболев).

Форма научно-популярного кино иногда используется в зарубежной кинематографии для того, чтобы придать видимость объективной истины идеям, некорректным в научном смысле или даже антинаучным. Подобная подмена характерна для ряда фильмов, именуемых «научно-популярными» или «просветительными», выпущенных в разные годы. В одних случаях она является следствием заблуждений популяризатора, в других — заведомым обманом в пропагандистских целях или в погоне за сенсацией.

В 70—80-е гг. состояние научно-популярного кино определяется поисками им своего места и предназначения в процессе научно-технического развития. Оно достигло заметных результатов в объяснении научной картины мира, в распространении информации о новостях науки и техники («Морские сороковые», 1975, реж. Д. Армстронг, Великобритания; «Чёрные дыры в космосе», 1978, реж. К. Обрешков, НРБ) и стремится усилить своё влияние на мировоззрение людей. Научно-публицистические и научно-художественные фильмы, которые прежде появлялись лишь эпизодически, получают широкое развитие.
________________________________________________________________

В 1896—98 в Петербурге, Одессе и других городах начали проводиться просветительские киносеансы, получившие затем распространение по всей России. Прогрессивная русская общественность и научные круги убедились в больших исследовательских, учебных и популяризаторских возможностях кинематографа и стали активно способствовать его развитию. Наиболее важный вклад в развитие научно-популярного кино в России в дореволюционный период внёс научный отдел, работавший на кинофабрике А.А. Ханжонкова в 1911—16. Фильм «Инфузория» (реж. В.Н. Лебедев), «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца» (реж. Н.В. Баклин) и др., поставленные отделом, благодаря участию в их создании группы учёных, отличались серьёзным содержанием.

В сер. 20-х гг. производство учебных и научно-популярных лент заметно возросло, расширилась и их тематика. Делались первые попытки соединить распространение знаний, необходимых в быту, с решением более широких образовательных задач, с материалистическим объяснением явлений природы, с рассказом о путях развития науки («Русская наука за 200 лет», 1925, реж. Баклин; «Проблема питания», реж. Я.М. Посельский, и «Утомление и борьба с ним», реж. Ю.Е. Геника, оба 1927). Средства, применявшиеся кинопопуляризаторами в этот период, были разнообразны: в одном и том же фильме могли быть хроника, актёрские сцены или мультипликационные вставки, как в фильме «Земля и небо» (1928 г.) , посвященным основам современой физики и астрономии. Наиболее важным достижением в научно-популярное кино в 20-е гг. стал фильм В.И. Пудовкина «Механика головного мозга» (1925).

Биологические фильмы становились активным средством пропаганды материалистического мировоззрения («В глубинах моря», 1939, реж. Б.Г. Долин, А.М. Згуриди; «Сила жизни», 1940, Згуриди). Создавались первые биографические фильмы о крупнейших деятелях сов. науки: «Иван Петрович Павлов» (1941, реж. Л. В. Голуб). Наряду с биологическими выходили фильмы и по другим разделам естествознания: «Строение материи» (1934, реж. А.А. Пресняков, В.Н. Николаи), «Занимательная физика» (1935, М.М. Клигман), «Кометы» (1938, реж. В.П. Беляев).

Усиление влияния науки на жизнь общества, всё более интенсивное вовлечение трудящихся в борьбу за научно-технический прогресс, характеризующие послевоенный период, предъявили повышенные требования к научно-популярному кино. Первоочередной задачей стало массовое производство фильмов для широкого зрителя.

В 40—50-е гг. в стремлении привлечь зрителей научно-популярное кино сблизилось с художественным. В разработке биологической темы наряду с плодотворным развитием метода документальных наблюдений и экспериментов («Солнечное племя», 1944, реж. Винницкий; «Повесть о жизни растений», 1947, реж, М.С. Каростин; «Лесная быль», реж. Згуриди) использовались актёрские средства. Сближение двух видов кино было связано также с характерным для научно-популярного кино в этот период интересом к общественной роли науки, к личности учёного. Так, в центр фильма о перспективах исследования космоса ( «Дорога к звёздам», 1957, реж. П.В. Клушанцев ) был поставлен образ К. Э. Циолковского, сыгранный актёром Г.Е. Соловьёвым. Экран рассказывал о романтике научного поиска, о самом процессе научного творчества («Секрет НСЕ», 1959, реж. C.Л. Райтбурт; «Изобретение инженера Новикова», 1960, реж. В.Я. Попова; «Битва в Миорах», 1964, реж. В.А. Архангельский).

В 50—60-е гг. в обновлённой тематической структуре научно-популярного кино важное место заняли передовые отрасли науки: ядерная физика, химия, космонавтика, кибернетика, молекулярная биология («Власть над веществом», 1959, реж. Сутеев; «Мозг и машина», 1960, реж. Райтбурт; «Снова к звёздам», 1961, реж. Д.А. Боголепов, Г. Косенко; «В глубины живого», 1966, реж. Клигман). Наряду с рассказом о практическом использовании достижений науки («Атомный флагман», 1959, реж. Боголепов) много внимания уделялось популяризации её теоретических основ, имеющих важное мировоззренческое значение («На грани двух миров», 1962, реж. Г.А. Бруссе; «Пространство, Вселенная и человеческая жизнь», 1968, реж. В.В. Миллиоти; «Этот правый, левый мир», 1970, реж. Райтбурт). Для 70—80-х гг. характерно свободное использование всех выразительных средств кино (игровых, документальных, мультипликационных), поиск языка звуко-зрительных образов для передачи сложных научных понятий, стремление сочетать научную основательность с занимательностью и зрелищностью.

Для научно-популярного кино 70-х гг. центральной темой становится научно-техническая революция. При этом кино стремится раскрыть всеобъемлющий характер влияния науки (не сводя всё, как прежде, к непосредственному экономическому эффекту от внедрения её достижений), показать качественные изменения, происходящие под воздействием научно-технического прогресса в деятельности людей, в их сознании и отношениях. В ряде фильмов рассказ о новейших достижениях науки соединяется с анализом путей её развития («О пользе разности потенциалов», 1977, реж. В.А. Чигинский; «Кто разбудит аксолотля?», 1981, реж. Е.А. Саканян; «Никогда не говори „никогда"», 1982, реж. Е.Г. Покровский ).

Один из важнейших аспектов НТР — качественная перестройка взаимоотношений человека и природы. Она стала темой целого ряда научно-публицистических фильмов, разъясняющих законы сосуществования биосферы и техносферы, необходимость отказа от потребительского, эгоистичного отношения к природе («Дикая жизнь Годваны», 1973, реж. Згуриди; «Судьба диких животных», 1975, реж. Б.М. Гольденбланк; «Болота 2000-го года», 1977, реж. В.А. Кузнецов; «Священный Байкал», 1980, реж. Л.Л. Ефимов; «Как спасти море», 1983, реж. А.С. Стремяков)*.

Виталий Трояновский

* В современной, постперестроечной России отечественное научно-просветительское кино пребывает в глубоком упадке. Положение отчасти спасают демонстрируемые по ТВ фильмы иностранного производства. Российская же кинопродукция, претендующая на это название и навязываемая телезрителю некоторыми каналами ТВ, отличается явно выраженным лже- и антинаучным характером («Великая тайна воды», «Плесень», «Обвиняется Чарльз Дарвин», «Универсум Виктора Петрика» и т.п.). (Прим. ред. сайта)

наверх