Поддерживаем Резолюцию ПАСЕ

Выступление акад. Э.П. Круглякова на общем собрании РАН 26 мая 2009 г. от имени 20 академиков

В последние годы резко выросла активность сторонников креационизма (теория божественного творения, «разумный план», «разумный замысел»): участились так называемые «обезьяньи процессы», активизировались нападки на Ч. Дарвина и теорию эволюции, все более отчетливо прослеживаются попытки креационистов пробиться в образование. Мировое научное сообщество, обеспокоенное подобными попытками, в свою очередь, начало выступать с заявлениями, демонстрирующими опасность внедрения креационизма в образование.

В сентябре 2005 года 38 Лауреатов Нобелевских премий опубликовали открытое письмо в защиту дарвиновской теории эволюции. Вот фрагмент этого письма:

«Из опыта вытекает, что эволюцию следует понимать как никем не управляемый и не предусмотренный заранее процесс случайных мутаций и естественного отбора. Это – основа современной биологии, и роль эволюции была подкреплена результатами исследования ДНК. Напротив, теория «сотворения» принципиально ненаучна. Ее нельзя проверить, как другие научные теории, поскольку она основана на вере и предполагает вмешательство сверхъестественных сил».

20 марта 2006 года 15 ученых Российской академии наук в газете «Известия» опубликовали открытое письмо по поводу первого в истории России «обезьяньего процесса». В письме, в частности, подчеркивалось, что «методы и принципы эволюционной биологии позволяют установить механизмы появления и распространения инфекционных болезней, предвидеть эволюцию устойчивости бактерий и вирусов к лекарственным средствам, и предсказывать свойства и пути изменений вновь возникающих патогенов. Современная биология видит в вирусах СПИДа и птичьего гриппа результаты эволюции и на этой основе строит стратегию борьбы с ними (создание вакцин и других противовирусных средств). «Теория сотворения» рассматривает эти вирусы как божью кару и может предложить в качестве средств борьбы с ними лишь молитвы».

11 апреля 2006 года опубликовано Заявление Королевского общества Великобритании по эволюции, креационизму и разумному замыслу, в котором подчеркивается, что молодые люди всего мира должны получать в школах, колледжах и университетах научные знания, в том числе по теории эволюции, которая наилучшим способом объясняет развитие жизни на Земле от ее начальных стадий и разнообразие видов. В Заявлении подчеркивается, что теория эволюции путем естественного отбора является одним из важнейших достижений человеческого Знания. Предложенная Чарльзом Дарвином 150 лет назад, эта теория получила множество научных подтверждений. «Процесс эволюции в действии виден и сегодня, например, в нарастании устойчивости бактерий, вызывающих заболевания, к антибиотикам, в устойчивости к пестицидам насекомых-вредителей и в быстрой эволюции вирусов, вызывающих грипп и СПИД. Дарвиновская теория эволюции помогает нам понимать эти проблемы и находить их решения».

21 июня 2006 года 67 академий наук различных стран мира, в том числе 27 академий наук стран – членов Совета Европы подписали Декларацию по поводу проблем в образовании, связанных с тем, что в ряде случаев обнаруживаются факты, когда научные доказательства, относящиеся к происхождению и эволюции жизни на Земле, скрываются, отрицаются или смешиваются с теориями, которые невозможно проверить методами науки.

Декларация подчеркивает, что «нижеследующие доказательно обоснованные факты о происхождении Земли и жизни на этой планете установлены многочисленными наблюдениями и независимо полученными экспериментальными результатами во множестве научных дисциплин. Даже если и остается немало открытых вопросов о точных деталях эволюционных изменений, научные данные не противоречат ниже приведенным результатам:
1. Во Вселенной, которая эволюционировала до нынешнего состояния 11-15 млрд лет, наша Земля образовалась приблизительно 4.5 млрд лет назад.
2. С момента своего образования Земля, ее геология и окружающая среда, изменялись под действием многочисленных физических и химических воздействий и продолжают изменяться.
3. Жизнь на Земле возникла по меньшей мере 2.5 млрд лет назад. Вскоре после этого эволюция фотосинтезирующих организмов дала возможность (по меньшей мере 2 млрд лет назад) медленной трансформации атмосферы, превратив ее в атмосферу, содержащую значительное количество кислорода. В дополнение к освобождению кислорода, которым мы дышим, процесс фотосинтеза является основным источником постоянной энергии и пищи, от которых зависит жизнь человека на планете.
4. С момента своего первого появления на Земле жизнь принимала много форм. Все они продолжают эволюционировать разными путями, которые палеонтология и современные биологические и биохимические науки описывают и независимо подтверждают со все возрастающей точностью. Общность структур генетического кода всех ныне живущих организмов, включая человека, четко указывает на их общее изначальное происхождение».

Многочисленные выступления ученых разных стран не пропали даром: 4 октября 2007 года Европарламент принял Резолюцию № 1580 «Опасность креационизма для образования» (за нее проголосовало 48, против — 25, при трех воздержавшихся). В этом документе, как, впрочем, и во всех ранее упомянутых, подчеркивается, что они не направлены против религии. Речь идет лишь о том, что в любых светских образовательных заведениях любой предмет должен опираться на твердо установленные научные данные. В этом смысле теория эволюции опирается на многочисленные научные доказательства. Креационизм подобными фактами не располагает.

В самом начале Резолюции № 1580 говорится: «Резолюция не борется против веры – право на свободу вероисповедания этого не допускает. Ее цель – предостеречь от определенной тенденции подменить науку верованием. Необходимо отделять веру от науки».

Резолюция заканчивается призывами, среди которых мы бы хотели выделить следующие:
а) Делать науку понятнее и привлекательнее, показывать ее связь с реальностями современного мира.
в) Твердо противостоять преподаванию креационизма как дисциплины, имеющей такой же научный статус, что и теория эволюции, и в целом не допускать презентации креационистских идей в какой-либо дисциплине, не являющейся религиозной».

Странно, что под Декларацией 67 академий нет подписи Российской академии наук, а под Резолюцией № 1580 – подписи представителя Росии в Совете Европы. Но может быть, у нас по обсуждаемой проблеме все благополучно? Вовсе нет. Вспомним, как совсем недавно митрополит Калужский и Боровский Климент сетовал, что в школьных учебниках «доминирует дарвинизм». Уже появился учебник биологии, в котором почетное место занимает креационизм. Пока, к счастью, учебник отклонен. Вспомним, как наше телевидение (канал «Культура»!) выпустило к двухсотлетию Дарвина фильм «Страсти по Дарвину», провоцирующий недоверие к науке, рисующий извращенный образ великого ученого, разработанной им теории видообразования и современной теории эволюции. Как явное издевательство выглядит тот факт, что дарвинизм (четырежды!) назван гипотезой, в то время как креационизм именуется теорией.

Эволюция была гипотезой во времена Ламарка. Она стала теорией во времена Дарвина и Уоллеса. Сейчас, когда расшифрованы геномы человека, шимпанзе, многих других видов животных, растений и микроорганизмов, когда палеонтологи знают последовательность биологических событий происходивших на Земле в течение свыше 3 миллиардов лет, когда мы знаем, как работают гены и как на основе инструкций записанных в генах возникает все разнообразие жизненных форм, эволюция – это факт. Такой же, как то, что Земля шарообразная, а не плоская.

Возмутительно звучит комментарий протоиерея Всеволода Чаплина на Резолюцию Европарламента: «удивляет, что сторонники одной из научных гипотез(!) пытаются таким образом укрепить свою сильно пошатнувшуюся за последние десятилетия монополию на научные знания и образование».

Бессмысленно отвечать на подобный выпад г-на Чаплина. Вместо полемики представляется уместным привести недавнее высказывание Лауреата Нобелевской премии Д. Уотсона, расшифровавшего совместно с Ф. Криком структуру ДНК:

«Безусловно, люди могут свободно исповедовать то, что им хочется. Но только до тех пор, пока их убеждения не приносят вреда обществу. К примеру, современная медицина сейчас невозможна без учета теории эволюции. Поэтому мы не можем позволить людям, желающим запретить изучение и применение этой теории, одержать верх. Иначе нам всем придется вернуться на несколько веков назад».

Трудно не согласиться с проф. Д. Уотсоном. Ну, а если вернуться к проблемам нашего образования, то здесь следует расставить акценты. По Конституции наше государство гарантирует светский характер образования. Это значит, что составление образовательных программ осуществляется исключительно государственными институтами. Содержание программ обсуждается профессиональным сообществом. Обучение в школе преследует цель дать учащимся научную картину мира и развития общества. Влияние каких бы то ни было религиозных организаций на содержание учебных программ исключается. Это простые истины, но, увы, их приходится напоминать.

Уважаемые члены Общего собраниия! 20 академиков - представителей различных областей науки, инициировавших постановку данного вопроса, обращаются к Вам с предложением поддержать следующую резолюцию*:

Общее собрание РАН присоединяется к Декларации 67 академий наук от 21 июня 2006 года и поддерживает Резолюцию № 1580 ПАСЕ от 4 октября 2007. Собрание считает, что знания, приобретаемые учащимися светских учебных заведений любого уровня, должны основываться исключительно на твердо установленных научных данных и экспериментально проверяемых теориях. В этом смысле проникновение в светскую систему образования креационизма недопустимо.

В заключение хотел бы отметить, что недавно состоявшееся Общее собрание Уральского отделения РАН единогласно поддержало упомянутые документы и призывает Общее собрание РАН также поддержать их.
_____________________________________________________

* 26.05.2009 в Интернете сообщено, что делегаты Общего собрания РАН "вполне успешно проголосовали за присоединение к декларации академий наук многих стран о необходимости преподавать в учебных заведениях теорию эволюции Дарвина, а не религиозные точки зрения на происхождение видов".