Как Церковь ухитрилась предать анафеме журналиста-атеиста

Радио «Свобода» http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1804246.html*

Елена Рыковцева: Уникальный случай в истории журналистики: корреспондент газеты "Правда" по Псковской области Олег Дементьев предан анафеме. Так журналистов еще не наказывали. 17 августа Псковская епархия Русской Православной церкви опубликовала на своем интернет-сайте следующий текст: "В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игуменьи Елисаветы (Беляевой) автор статьи ""Осиное гнездо" под золотыми куполами" в газетах "Псковский рубеж" и "Правда" №5 Дементьев Олег Владимирович решением Епархиального Совета Псковской Епархии отлучается от православного церковного общения и предается анафеме - проклятию. Лицо, преданное анафеме, не имеет права участвовать в церковных таинствах, быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С таковым ни один верный не должен иметь никакого общения".
"Таким образом, - комментирует "Независимая газета", - псковский журналист Дементьев стал вторым после Льва Толстого тружеником пера, преданным полному отлучению от Церкви. Разница только в масштабах. Великого писателя в 1901 году анафематствовал Святейший Синод за роман "Воскресение", где подвергались критике вероучение и церковная практика русского православия. Псковский журналист основы христианства сомнению не подвергал, а лишь критиковал местных священнослужителей за их несоответствие, по его мнению, образу достойных служителей Церкви".
Сегодня Олег Дементьев с нами на связи.
Олег, скажите, "новый Лев Толстой" – это льстит вашему самолюбию?

Олег Дементьев: Вы знаете, я преклоняюсь перед этим писателем. И сравнивать себя с ним не имею никакого права. Потому что это великий писатель, который написал "Войну и мир", который написал массу других романов. А за роман "Воскресение" был подвергнут анафеме. Но он был графом. А я более скромный человек. Анафеме подвергают человека, который верующий, а я атеист, хотя уважаю все конфессии, уважаю православие, у меня много знакомых и друзей среди православных людей, среди священников, я к ним очень тепло отношусь… Но дело в том, что у нас отдельные служители вместо поклонения Богу, стали на первое место ставить поклонение "золотому тельцу". Вот это у меня вызвало такую реакцию.

Елена Рыковцева: Разберемся с содержанием содеянного, то есть текстом статьи. Итак, суть публикации понятна уже из ее подзаголовка: "Настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря РПЦ МП в Псковской области держит в страхе всю округу". И вот как содержание статьи излагает портал "Кредо.ру": "Судя по устойчивым слухам, игуменья "заставляет послушниц заниматься проституцией", поставляет их "крутым" бизнесменам, взимая "за ночь любви" от 1,5 тысяч долларов"; незаконно ведет строительство "виллы и резиденции стоимостью 200 тысяч долларов" и "крупный дом, стоимостью 700 тысяч долларов или миллион"; понуждает жителей деревни совершать кабальные сделки по продаже монастырю своих домов ("скупает дома за бесценок"); незаконными действиями, путем угроз и давления изымает собственность (в виде земли и домов) у жителей деревни; незаконно "прихватила" для монастыря землю; по отношению к жителям деревни ведет себя грубо, агрессивно, что создает ненависть у населения и "еще более усиливает тяжесть жизни людей".
Материал очень большой, и сделан он с опорой на свидетельства местных жителей. Их фамилии в материале указаны. Все эти истории рассказывают живые конкретные люди. Он, этот материал, на меня произвел сильное впечатление, учитывая ту дискуссию, которая ведется в обществе – стоит ли государству так уж лихо передавать церкви ее прежнюю собственность. Но в этом материале речь идет о том, что церковь прихватывает и чужое. Какое впечатление, коллеги, произвел этот текст на вас?

Михаил Поздняев: Он достаточно сумбурный. Там есть нечто из области басен, из такого антиклерикального фольклора, вроде того, что молоденькие монашки сидят на берегу пруда, покуривают, попивают водочку, распевают какие-то куплетцы и портят молодежь. А еще содержится упоминание, что по слухам матушка ими еще и приторговывает. С другой стороны, там огромный массив информации, который я готов счесть за правду. Потому что нечто подобное или точно такое же происходит в других епархиях. Причем речь идет о возвращении даже не церковного имущества, а храмов и каких-то строений. Вот был конфликт в Рязани по поводу возвращения архиерейского дома, так называемого Дворца Олега, который не является культовой постройкой. Это чисто гостиничная постройка. Тем не менее, правящий архиерей очень за нее яростно боролся, чтобы там поселиться. И речь идет о землях. Как известно, до революции церковь была крупнейшим землевладельцем.

Елена Рыковцева: А в этой публикации речь идет о землях, к которым церковь не имеет никакого отношения!

Михаил Поздняев: Там еще один вопрос был. Как она будет этими землями распоряжаться? Если они будут переходить в собственность этой матушки – это одно дело. Если же на этих землях трудники будут что-то такое выращивать, - это совсем другое дело. Но, во всяком случае, все, о чем Олег Владимирович рассказал в этом материале, я готов счесть за правду.

Елена Рыковцева: В этой конкретной ситуации есть некая деревня, которая находится рядом с монастырем, в которой люди запуганы конкретной игуменьей. Они боятся продавать и покупать, совершать сделки со своим имуществом, потому что, с их слов, в их адрес звучат угрозы, что если вы этот дом купите, ваши дети ослепнут. Если вы на этой горе поставите хату, вас постигнет проклятье. И все это, с точки зрения автора, подчинено тому, чтобы настоятельница получила полный контроль над этими землями.

Андрей Золотов: Мы знаем случаи жутких злоупотреблений со стороны настоятелей или настоятельниц монастырей и других церковных деятелей. Что касается положения в монастырях, в частности, в женских монастырях, то в кругах православной общественности это очень серьезная тема для внутреннего обсуждения. Пару лет назад вышла замечательная книжка по этому поводу, написанная одной монахиней, которая по-прежнему держит свое инкогнито. Книжка эта тоже серьезно обсуждается. И с точки зрения положения в современных монастырях не секрет, что там далеко не все так благополучно. С точки зрения порядка, морали и нравственности.

Елена Рыковцева: Олег, а как вы сейчас все это оцениваете? Это же старая публикация. Уже прошло время – 1,5 года с момента ее выхода. Вы сейчас не думаете о том, что, может быть, не нужно было сваливать в одну кучу поведение молодых и юных насельниц, которые сидят на берегу и покуривают, и давление в адрес местных жителей со стороны настоятельницы, которая пытается установить контроль над землями? Это все-таки две разные истории.

Олег Дементьев: Дело в том, что у меня конкретно есть имена послушниц, насельниц, которые беременели, которые рожали, но уже ушли из этого монастыря. Пять человек уже. И по поводу того, что идет прихват земель – это совершенно точно. По данным Роснедвижимости, лично у Беляевой Татьяны Ивановны, матушки Елисаветы (главной героини) 14 участков, порядка 3 га в разных деревнях Псковского района. У ее подручной Брюзгиной Евгении Васильевны 181,23 га. Они организовали дочернюю ЗАО "Верхолино", в котором ни одной головы скота, ни одной единицы сельскохозяйственной техники нет. Идет торговля землей натуральная.

Елена Рыковцева: Олег, мы еще не говорили слушателям, что не только анафеме вас предавали, но был долгий судебный процесс. И вы проиграли этот суд. Значит ли это, что те люди, с опорой на чьи свидетельские показания вы делали этот материал, отказались от своих слов?

Олег Дементьев: Никто из людей не отказался. Но обвинение шло только в сторону ответчиков. Они требовали 2 млн., но суд присудил мне 20 тыс. Но суд-то еще не закончился. У меня сейчас подана кассация в Верховный суд. А свидетели прямо говорили и даже больше фактов приводили. Меня обвиняют в непрофессионализме. Я специально, зная, предчувствуя, что будет судебное расследование, дал расшифровку диктофонной записи этих людей. Естественно, я с матушкой встречался, но она уходила от разговора. Более того, сейчас они требуют создать охранную зону. Там памятник федерального значения – собор Трех святителей, и охранная зона вокруг него – 500 метров всего. А фактически - 3 тысячи гектаров – десять деревень, где нельзя ни пахать, ни сеять, а только с их разрешения, указующего перста. Здесь огромные деньги!

Елена Рыковцева: По сути, на этом огромном участке земли появилась вторая власть – альтернатива местной власти в виде этого монастыря, судя по тому, что говорит Олег.
Вот письмо с пейджера: "Любовь Слиска** скупила возле Спасо-Елеазаровского монастыря земли. А от претензий со стороны прокуратуры благополучно отбилась. Занимался ли журналист этим вопросом?"

Олег Дементьев: Покупала она земли или нет, я точно не знаю, но то, что ее финансовый интерес здесь присутствует – это абсолютно явно. Она здесь бывала неоднократно. Я имею в виду Любовь Александровну Слиску. Приезжала, но об этом даже не знали власти области, не знало Псковское областное собрание депутатов. Общается с ней матушка Елисавета очень четко, имеется мобильный телефон. Этот номер и у меня есть. А то, как ведет себя матушка, подтвердят очень многие. В той же «Роснедвижимости» мне рассказывают такие случаи, что просто хамски вела себя, когда шло оформление земель: "Вы еще не знаете, с кем связались!" Отзванивается сразу Слиске. А Слиска начинает их ругать: что вы там не помогаете и проч. Это со слов руководителей «Роснедвижимости».
Елисавета - из Сергиева Посада, была директором школы искусств. Она не прошла никакого монашества, сразу была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского монастыря. Там очень много нарушений – одно на одном. За эти нарушения они были наказаны. Был штраф в 10 тыс. рублей.

Елена Рыковцева: Кто был наказан?

Олег Дементьев: Монастырь был наказан. Они проиграли псковскому райпо, там магазин находится, а они обнесли все стеной.

Елена Рыковцева: Магазин, который был деревенским, они прихватили, и он превратился в церковную лавку, по сути. Жители тоже протестуют против этого.

Слушатель: Хочу напомнить, что Екатерина II закрыла 754 монастыря из 954. И есть русские классики, которые все написали о религии и церкви. Что еще повторять? Все сказано у русских классиков. Есть порядочные люди в церкви, но, к сожалению, как сказано, по-моему, Львом Толстым, что соблазн легкой жизни появился с появлением первого же храма, первого монастыря.

Елена Рыковцева: Олег, какая у вас была чисто человеческая реакция? Вас подвергли такому наказанию. Как вы к этому отнеслись – вы огорчились, вас это убило, вы будете пытаться оспаривать это письмом в Священный Синод, несмотря на то, что вы не принадлежите к церкви?

Олег Дементьев: Дело в том, что я об этом сообщении узнал совершенно случайно. Я пришел домой около 20 часов. Только портфель поставил, мне позвонил друг и говорит: "Олег, ты знаешь новость?" Я говорю: "Какую?" "На тебя анафема наложена". Я говорю: "Да, ты что?! Как интересно! Откуда ты узнал?". А он говорит: "На псковской ленте новостей". Я говорю: "Хорошо". И сразу компьютер включил. Вот так я и узнал. И там масса всяких комментариев пошла. Комментарии в большей степени говорят о том, что там творится, потому что люди знают. Со смехом я это воспринял. Хотя, конечно, этот смех сквозь слезы.

Андрей Золотов: Было бы хорошо услышать мнение хоть одного церковного человека.

Елена Рыковцева: Я обзвонила несколько церковных чинов. У меня ощущение, что говорить об этом они не хотят.

Михаил Поздняев: В ноябре прошлого года епархиальный совет Псковской епархии составил черный список СМИ и журналистов, негативно пишущих о Русской Православной церкви. Из этого вполне следовало ожидать, что последуют какие-то конкретные шаги, конкретные санкции.

Елена Рыковцева: Они только местных журналистов внесли в список или вообще российских?

Михаил Поздняев: Я не в курсе. Но самое смешное, что у меня вчера как раз вышла заметка в "Новых известиях" об этой истории. Через несколько часов пришел некий чин. Мы с ним уединились, и я давал объяснения, поскольку выяснилось, что настоятель Мирошского монастыря во Пскове подал на меня за клевету по поводу моей публикации в марте о судьбе Спасо-Преображенского собора XII века, расположенного в этом монастыре. О его судьбе тревожились многие искусствоведы, реставраторы, сотрудники учреждений культуры Пскова. Все это привело, в конечном счете, к тому, что создан попечительский совет. Собор и этот монастырь будет возрождаться, будет реставрироваться. Но до этого в течение полутора десятилетий все происходило тихой сапой в пользу церкви. Шло усиленное давление на людей культуры со стороны властей. Видимо, какая-то польза в этой публикации была. Я свое объяснение дал. Может быть, за этим последует какое-то судебное разбирательство.

Елена Рыковцева: Если настоятельница говорит, что это клевета, пусть она докажет это в суде. Другое дело, что суд, как нам сейчас говорит Олег, особенно местный суд, может быть под давлением неких заинтересованных лиц, очень влиятельных лиц из Москвы, у которых есть свои интересы в Псковской области.
Читаю пейджер:
"Грустно, что великая Россия из просвещенного государства по воле временщиков постепенно превращается в средневековую, зависимую от церкви страну".
"Мироеды-церковники, пользуясь случаем, по примеру хапужной власти, стремятся также стать крупными землевладельцами и денежными мешками".
"Некоторые попы не только безобразничают, но и временами на минуточку сходят с ума. Олег, вы должны гордиться тем, что вас поставили рядом с Львом Толстым. Надеюсь, вы переживете и анафему, и физически переживете тех, кто вас этой анафеме предал".
"Олег, спасибо, что есть такие люди, как вы. Мы с вами! Надеюсь, мы все вместе победим и очистим Россию".
____________________________________________________________

* Текст сокращен.

** Депутат Госдумы от партии «Единая Россия», первый вице-спикер ГД.

наверх