Светская этика станет "спасательным кругом" для школьников

http://www.rian.ru/edu_analysis/20091022/190142467.html

С апреля 2010 года в 18 регионах РФ начнется эксперимент по изучению в школах духовно-нравственных дисциплин. Ученики 4 классов и их родители смогут выбрать одну из них: основы культуры какой-либо из четырех традиционных религий России, основы мировых религиозных культур либо основы светской этики. О значении и содержании курса светской этики в интервью РИА Новости рассказал заведующий лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Эраст Козлов.

- Эраст Павлович, ваша лаборатория еще в середине 90-х годов подготовила курс светской этики и разработала специально для него учебники с 1 по 11 классы. Каковы их особенности и результаты использования в школах?

- Вот уже шесть лет наш курс проходит апробацию в 200 школах по всей России. Учителя очень довольны результатами. Жалоб не было ни от родителей, ни от учеников, ни от преподавателей, ни от рецензентов.
Курс создан с расчетом на постепенное возрастное усложнение материала. В начальной школе ребенку предлагается ситуация в картинках: птенчик выпал из гнезда, какие действия будут правильными? - отнести его домой, поиграть с ним или положить обратно в гнездо? Дети должны выбрать «правильную» картинку. В старшей школе мы уже не просто говорим о том, что какие-то действия хорошие, а какие-то нет, этика изучается как форма общественного сознания, которую выработало общество.

- А что такое светская этика? И какие вы предлагаете приемы ее преподавания в школе?

- Синонимы понятия светская этика – нравственность, мораль, понимаемые как система норм и правил, выработанных обществом и им охраняемых. Детей следует учить этим правилам. Главное из них – не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. В наших учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Конечно, учитель обсуждает с учениками как сам постулат, так и приведенный в связи с ним литературный пример. Или, допустим, такой урок: детям объясняется, что доносить на кого-то – плохо; приводятся синонимы к слову доносчик в русском языке, характеризующие это понятие как негативное: стукач, ябедник и так далее. А через какое-то время темой урока становится ситуация: мальчик узнает, что его друг стал употреблять наркотики. Как быть? Сказать об этом его родителям или нет? Ребята обсуждают проблему с учителем и находят выход.

- Согласно проекту Министерства образования и науки, все шесть модулей будут преподаваться параллельно в течение двух четвертей: последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса. Насколько оправдано, на ваш взгляд, время для введения нового курса?

- Думаю, идея с введением нового курса в этот период не совсем резонна. Здесь много неувязок. Дети как раз переходят из младшей школы в среднюю, это для них определенно стресс, а новый предмет лишь усугубит сложности. Стоит учитывать и то, что в последнюю четверть года дети, как правило, расслаблены и не настроены на учебу. Впереди долгожданный летний отдых, а тут какой-то новый предмет, требующий повышенного внимания, и говорят там о вещах, которые ранее ни на каком другом уроке специально не обсуждались.

- Можно ли будет использовать Ваши учебники в рамках такого «усеченного» курса?

- Не только можно, но и нужно. Залог достижения максимального желаемого результата состоит в поступательности. Спрессованный всего в две четверти, материал предмета ляжет нелегким грузом на плечи учителя: ему придется изложить и объяснить детям почти весь материал, начиная с азов. Насколько поверхностным будет такое обучение? Наши учебники помогут в такой ситуации сохранить логику и не упустить ничего важного. Имеющийся комплект прошел убедительную апробацию в школах, и если к нам поступит заказ на подготовку учебника по параметрам Минобрнауки, мы готовы заняться его разработкой.

- Как Вы полагаете, многие ли родители и их дети выберут курс светской этики из шести предложенных им дисциплин?

- Мне кажется, только в единичных школах смогут быть реализованы все шесть модулей. Светская этика станет своеобразным спасательным кругом для родителей, которые не захотят, чтобы их ребенок изучал какую-то из предлагаемых школой религий в отсутствии той, к какой тяготеет эта семья. Кроме того, курс светской этики станет единственным выходом и для школ, которые не в состоянии обеспечить требуемое преподавание остальных модулей. В Ставрополье, как стало известно из поступившей в одну из школ телеграммы из краевого центра, в рамках эксперимента предполагается реализовывать всего 4 модуля: основы православной, исламской и буддийской культур и основы светской этики. Кстати, курс светской этики должен изучаться не альтернативно, а обязательно. В соответствии с российским законодательством дети должны изучать в школе именно светскую этику: государство у нас отделено от церкви. За границей этику уже давно включили в обязательную программу, как математику или физику. К примеру, в Японии она преподается с 1886 года.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

наверх