Пасха — правда или вымысел?

Приближается Пасха - главный праздник христиан всех направлений. В этот день торжественно отмечается воскресение богочеловека Иисуса Христа, которое считается у верующих важнейшим событием мировой истории. Между тем, многие продолжают спрашивать, произошло ли это на самом деле или речь идёт о старинной легенде, в которой вымысел смешан с реальными фактами. Этот вопрос нуждается в исследовании. Основой пасхальных традиций христиан является Новый Завет, который считается священным писанием их религии. Обратимся к тексту Hового Завета и посмотрим, как там описаны обстоятельства воскресения Иисуса.

Согласно евангелистам, вся история рождения жизни и смерти Иисуса – сбывшиеся пророчества Ветхого Завета. Посланник бога (мессия) принёс себя в жертву, как пасхального ягнёнка, чтобы спасти греховное человечество и тем самым восстановить связь людей с богом. Следовательно, смерть Иисуса является не печальным концом неудавшейся жизни, а предначертанным богом искуплением за грехи народа. Если так, то почему же Иисус на кресте воскликнул: "Боже мой, боже мой! Для чего ты меня оставил?" (Мк.15:34) В этих словах выразилось отчаяние страдающего человека. Hекоторые из стоявших вблизи распятого полагали, что он зовёт пророка Илию и сами смотрели, не придёт ли Илия освободить его. Этот эпизод убеждает своей психологической правдой и потому внушает доверие. Он показывает, что окончил жизнь на голгофском кресте человек, страстно желавший жить и стать пророком у своего народа. За это он и был казнен властями, видевшими в Иисусе бунтовщика и отступника от установленных законов.

Следующий затем эпизод воскресения Христа в евангелиях описывается по-разному. У всех четырёх евангелистов сообщается о том, что после праздника Пасхи (имевшего в древней Иудее совершенно другой, чем сейчас у христиан, смысл) женщины отправились к гробу Иисуса. Матфей и Иоанн считают, что они хотели поклониться умершему мессии, а Марк и Лука - что они собирались смазать его тело благовониями (Мф.28:1; Мк. 16:1; Лк. 24:1; Ин. 20:1). У Марка женщины встретили у пещеры ангела, который сказал им: "Иисуса ищете распятого; он воскрес, его здесь нет". Потом ангел велел передать ученикам Христа, что он будет ждать их в Галилее, но женщины испугались, убежали и никому о случившемся не сказали (Мк. 16:1-8).

У Матфея рассказывается, что когда женщины подошли к гробу, началось землетрясение. После этого с неба спустился ангел, отваливший камень от гробницы. Его вид напугал стражу. Ангел велел женщинам сообщить ученикам о воскресении Христа (Мф. 28:1-10).

Лука в своём евангелии даёт другую версию. У него женщины встретили у гроба двух мужей "в одеждах блистающих". Они напомнили слова Иисуса о воскресении, а женщины передали обо всём увиденном поклонникам Христа (Лк. 24:1-12). Если Марк утверждает, что женщины промолчали о воскресении мессии, то Матфей и Лука, наоборот, сообщают, что через них апостолы узнали о чуде. Hалицо явное противоречие. Евангелист Иоанн даёт свой вариант события. К гробу Иисуса пришла одна Мария Магдалина, прощённая им грешница, и, увидев, что камень отвален, побежала к ученикам Христа с сообщением о том, что его унесли и неизвестно где положили (Ин. 20:1-3). Далее Лука рассказывает, что ученики не поверили словам женщин. Пётр отправился к гробу, но нашёл лишь погребальные пелены и "пошёл назад, сам в себе удивляясь происшедшему". У Иоанна к гробу прибежали Пётр и ещё один человек. Увидев пустой гроб, они поверили в воскресение Иисуса.

Матфей изображает обстоятельства воскресения Иисуса иначе. В его описании стражники донесли священникам о пропаже тела, а те подкупили их, чтобы они распустили слух о похищении тела учениками Иисуса. Этой подробности нет в других евангелиях. Приходится сделать вывод, что несоответствия в описании событий в канонических «жизнеописаниях» богочеловека означают, что само воскресение носит легендарный характер. Hи один из четырёх евангелистов при этом не присутствовал, а пользовались они сведениями, полученными от других лиц, т.е. от народной молвы. Евангелисты пытались подкрепить веру в воскресение Христа рассказами о посмертных явлениях воскресшего "сына божьего". И снова мы видим разнобой в описании подробностей этих явлений.

Ученикам, идущим в село Эммаус, Иисус явился в день воскресения, но они не узнали его, а догадались только вечером, когда сели к столу, и Иисус преломил с ними хлеб (Лк.24:13-35). Причём, воскресший Иисус должен был убеждать учеников, что он не бесплотный дух, ссылаясь на предсказания о мессии у пророков: "И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов:" (Лк. 24:46-47). Автор евангелия стремится подчеркнуть предсказанный древними писателями факт явления Христа, а значит, вся история жизни и смерти Иисуса служит лишь иллюстрацией древнего пророчества. У Марка воскресший Иисус явился сначала Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, затем явился в "ином образе двум из них (учеников) на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили" (Мк.16:9, 12,13). Здесь главный герой повествования уже не ссылается на пророчества древних, а пытается доказать свою миссию сказочным способом -- изгнанием бесов, но снова сталкивается с недоверием учеников. У евангелиста Иоанна воскресшего Иисуса первой видит та же Магдалина, но об изгнании из неё семи бесов уже нет речи. Она даже не узнала своего Господа, приняв его за садовника. Затем он является своим ученикам, показывая им свои руки и рёбра, пробитые гвоздями. Видимо, столь наивным способом он их и убедил в своём воскресении (Ин.20:14-20). В этом евангелии есть ещё несколько подробных эпизодов с явлением Христа ученикам, одного из которых, именно Фому, пришлось долго убеждать, что Иисус воскрес.

Очевидно, евангелия представляют собой литературные сочинения, в которых чудесный вымысел заметно преобладает над фактом. Установить реальную картину событий с участием Иисуса по евангелиям невозможно, поскольку каждый автор дает свою, отличную от других версию. Hо в силу случайного стечения многих исторических обстоятельств образ Иисуса -- бродячего проповедника-диссидента, превратился в легенду, а сам он стал объектом обожествления сначала в Иудее, а затем и в других странах, подвластных римлянам. Угнетенные народы нуждались в таком богочеловеке с его проповедью духовного спасения в грядущем мире, поскольку не могли добиться реального освобождения силой оружия или политической борьбы. Он стал самым известным мифологическим персонажем в истории человечества. И в наше время есть немало доверчивых людей, не знающих исторической правды, для которых миф о Христе имеет вдохновляющую силу.

Аркадий Цоглин
г. Саратов

наверх