Эволюционная теория и научное образование в России

1. Современная эволюционная теория как достижение науки XIX-XXI вв

Современная эволюционная теория (СЭТ) является преемницей и развитием теории биологической эволюции Ч. Дарвина. Уже теория Дарвина, представляя собой принципиально новый тип научной теории, стала одним из величайших переворотов в науке, научной картине мира и мировоззрении сначала относительно небольшого круга образованных людей, а затем все большего числа «простых граждан» по всему миру. Как биология и наука в целом, так и культура, само существование и развитие человечества теперь невозможны без СЭТ. В результате сначала биологической, а затем сменившей ее социальной эволюции человек оказался на таком этапе, когда, согласно Дж. Хаксли, его собственная эволюция и эволюция всей биосферы напрямую зависят от него самого и, в первую очередь, от того, насколько он овладеет ее управлением. Управление эволюцией предполагает достаточное для этого знание ее законов и механизмов. В настоящее время вопрос уже не в том, учиться или не учиться управлять эволюцией, принимать или не принимать СЭТ, а в том, сумеет или нет человек развить СЭТ и базирующиеся на ней биосферные, социально-культурные и иные практики адекватно стоящей перед ним задаче создания технологии овладения эволюционным процессом. В первом случае, по Ф.Г. Добржанскому, при должной осторожности и мудрости его ждет выживание и прогресс, благосостояние и счастье. Во втором – в лучшем случае стагнация и регресс, в худшем – незавидная участь десятков и сотен тысяч уже вымерших до него биологических видов.

Понимание важности СЭТ, а также «соблазн» эволюционного объяснения, применения СЭТ и эволюционного подхода ко все новым и новым областям действительности привели к ее невиданной экспансии за пределы биологии, в другие научные, культурные и даже идеолого-политические области. При этом в силу конкретных исторических причин и уровня развития самой СЭТ эта экспансия подчас приводила к не совсем благовидным результатам, например, к таким, как социал-дарвинизм и евгеника. В то же время в основном в разных науках, от лингвистики до политэкономии, социологии и политологии, эволюционный подход дал замечательные достижения и в случае адекватной интерпретации и адекватного применения доказал свою эффективность. Несмотря на неизбежные отклонения и вульгарные трактовки, не менее, если даже не более положительным, в конечном итоге, оказалось воздействие СЭТ на сознание масс. СЭТ совершила эволюционный переворот в миропонимании сначала тысяч, а затем и миллионов людей, став одной из опор материализма и гуманизма в XIX – XX вв. и оставаясь ею по сей день.

Вот почему СЭТ также актуальна сегодня, как вчера, и будет еще более актуальна завтра. Во-первых, без нее немыслима не только вся биология, но и, в широком смысле, вся наука, так как везде, во всех отраслях и подотраслях современной науки существуют или нарождаются свои частные эволюционные теории. Во-вторых, без СЭТ немыслима и невозможна человеческая практика, поскольку в конечном итоге деятельность современного человека, пусть пока все еще опосредовано, косвенно, но уже является созиданием, сотворением своей собственной эволюции и эволюции всей биосферы, всей доступной ему части Вселенной. В-третьих, без нее невозможно современное научное мировоззрение, образование и воспитание современного человека, способного управлять своей собственной эволюцией и эволюцией той части мира, которая оказалась включенной в сферу его деятельности и за которую он давно уже несет ответственность.

2. Мифы о СЭТ

На пути выполнения СЭТ своей образовательной и мировоззренческой роли возникло несколько препятствий, некоторые из которых особенно велики в России. Прежде всего это мифы о СЭТ. Их три: несоветский, советский, постсоветский.

Несоветский, западный (потому что наибольшее распространение получил на Западе, прежде всего, в США) или сциентистский миф заключается в представлении, что СЭТ может быть применима там, где она, на самом деле, не применима. Например, для объяснения социальной этики человека через механизм биологического естественного отбора. Защита возможности такого подхода ссылкой на то, что возражение против него есть идеологический предрассудок и предвзятость, само есть идеологическая уловка. Биологическая и социальная эволюция человека не одно и то же. Потому механизмы (а, следовательно, и законы) биологической эволюции не работают на более высоком уровне - социальной эволюции. Ведь никто из физиков не пытается объяснить закономерностями движения элементарных частиц ньютоновские законы движения планет, и наоборот. Как никому из серьезных политологов не придет в голову пытаться объяснить причины возникновения международных конфликтов борьбой за существование между человеческими расами, как это пытались сделать социал-дарвинисты конца XIX в.

Советский, точнее, сталинистский миф, созданный сталинскими идеологами вкупе с лысенковцами, состоял в попытке представить СЭТ в качестве буржуазной реакционной теории. На борьбу с этим мифом, как и с «лысенкоизмом» в целом, отечественные биологи потратили немало героических усилий, благодаря которым СЭТ была реабилитирована и возвращена в школьные и вузовские программы, а также под псевдонимом "дарвинизм в XX веке" - в научно-популярную литературу.

По злой иронии истории постсоветский миф выглядит зеркальным отражением сталинистского, утверждая, что СЭТ есть реакционное псевдонаучное учение, культивировавшееся... марксизмом. Постсовесткие мифотворцы своим требованием свободы конкурентной борьбы в сфере учений, преподаваемых в средней и высшей школе, воспроизводят одно из вульгарно трактуемых ими положений самой СЭТ. Им невдомек, что абсолютно свободная конкурентная борьба в природе есть такой же миф, как и абсолютно свободная конкурентная борьба в экономике. Как в экономике нет «чистого» рынка свободных товаропроизводителей, а в природе нет «чистых» конкурентных условий борьбы за выживание, так и в культуре, а уж тем более в науке, нет и никогда не было абсолютно свободной конкуренции гипотез и теорий. Само поступательное развитие науки создает новые правила «демократии в науке», когда всякая новая выдвигаемая ученым гипотеза или теория должна отвечать определенным требованиям, критериям и нормам, уже принятым научным сообществом, а не толпой экзальтированных дилетантов и тех деятелей от науки и журналистики, для которых единственный критерий демократичности - возможность писать все, что угодно.

3. СЭТ как принцип научного мировоззрения и научной деятельности

Из вышеизложенного вытекают с очевидностью как те возможности, которые появляются в случае признания СЭТ неотьемлемой частью науки и эффективным инструментом научного поиска, образовательной и воспитательной политики, так и те задачи, которые нужно решить, чтобы эти возможности стали реальностью и способствовали стратегии развития России как страны, достоинство, привлекательность и могущество которой базируется на благосостоянии, свободе и всестороннем развитии способностей каждого гражданина. Именно поэтому СЭТ должна быть одной из краеугольных основ научного образования в средней и высшей школе России. Именно поэтому СЭТ должна снова стать одним из главных элементов научного мировоззрения миллионов российских граждан, всего населения страны. Наконец, именно поэтому ее развитие есть и навсегда останется приоритетной задачей (и соответствующей институцией) развития российской науки и необходимых для этого кадров, научных и образовательных программ, изданий и учреждений.

4. СЭТ, экология и биосфера

Важным достижением теории Дарвина был принцип селекционизма, то есть признание естественного отбора в качестве главной движущей силы эволюционных процессов и создание теоретического базиса для исследования и объяснения развития экологических систем разного уровня, включая всю биосферу. Теория Дарвина имела экологический характер, а развитие современной экологии основано на достижениях эволюционной биологии (эволюционная генетика и др.). Поэтому отказ от СЭТ является фактически отказом от самой возможности решения экологических проблем и создания приемлемой для человека среды обитания.

5. СЭТ и биологическое благосостояние человека

Под влиянием СЭТ еще в XX в. сформировались две новые концепции в экономике и политике, которые условно можно определить как «зеленый бизнес» и «зеленая политика». В их основе лежит идея устойчивого развития, которое подразумевает обеспечение здоровья (в широком смысле) человека как индивида и как вида, в том числе решение демографических проблем, и здоровья окружающей человека среды, создание гармоничной экосферы.

6. Особенность критики СЭТ в России

Современная критика СЭТ в России, прежде всего, отличается тем, что воспроизводит по существу, а часто и по форме, почти буквально, либо идеи прошлого, XIX, и часто даже XVIII в., либо тех физиков, математиков и философов, которые не решились бы высказывать аналогичные «свежие» подходы в своей собственной профессиональной сфере, не рискуя потерять безвозвратно свою научную репутацию.

7. СЭТ и будущее России

Без должного и свободного развития современной науки, неотъемлемой частью которой является СЭТ, России не только не вернет себе статус великой державы, но и ни на йоту не продвинется по пути действительного возрождения страны. Таковы реалии эволюции того мира, в котором существует Россия и который возник как естественный продукт гибели СССР. В этом глобализующемся мире необходимым и обязательным условием успеха в жесткой конкурентной борьбе, как и во взаимовыгодном сотрудничестве, является всестороннее развитие науки и человека. Вот почему Россия сможет достичь выдающихся успехов в экономике, культуре и политике, добиться действительной свободы и процветания только при условии сохранения и развития образования, основанного на достижениях науки, в том числе СЭТ, а не на пути фактической клерикализации страны.

Боркин Л.Я., к.б.н., ЗИН РАН,
Конашев М.Б., к.б.н., СПбФ ИИЕТ РАН

наверх