Научат Родину любить

Фельетоны из http://trv-science.ru/70N.pdf

Воспитать патриота

Что такое государство? Государство – это его граждане. Недра страны могут ломиться от нефти и газа, реки вскипать от обилия рыбы, а в лесах на каждом шагу встречаться звери, покрытые исключительно ценным мехом, – но если граждане не дотягивают до самых высоких стандартов, то будущее такой страны печально.

Естественно, в таких неприятных обстоятельствах у государства возникает вопрос, как воспитывать граждан, которые были бы достойны своей страны. В декабре 2010 г. члены государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» выступили с предложением, которое поможет кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Основной посыл единороссов: хороший гражданин, – это в первую очередь патриот и только потом инженер, физик или слесарь. И по причине чрезвычайной важности патриотизма нельзя допускать, чтобы он развивался абы как – его ростки нужно целенаправленно сажать и аккуратно взращивать, начиная с подросткового возраста.

Генеральная идея государственно-патриотического клуба такова: в современных школах дети получают слишком много знаний, большая часть которых, на самом-то деле, не нужна. Особенно много лишних предметов в старших классах.Трудно не согласиться с «Единой России» в том, что вся эта химия с физикой и биологией пригодится в лучшем случае 10% выпускников, половина из которых к тому же уедет на ПМЖ за границу. Литература, если подумать, тоже преподается в избыточном объеме: обсасывание приключений Онегина или Анны Карениной вряд ли поможет юным гражданам по-настоящему полюбить свою Родину. В конце концов с ними можно ознакомиться и в кратком изложении.

Другое дело – физкультура. По статистике, сейчас чуть ли не 80% школьников страдает теми или иными хроническими заболеваниями. Задохлики не красят нацию, и, кроме того, представьте, что на Родину нападет враг – какой отпор они смогут ему дать? Настоящий патриот должен быть здоровым. Не менее важным предметом для воспитания достойных граждан является ОБЖ – сейчас на изучение техники разжигания костров и обращения с компасом отводится непозволительно мало времени.

Наконец, венцом предложенной единороссами программы станет предмет под названием «Россия в мире», который представляет собой слияние истории, обществознания, географии и культурологии. На углубленное изучение этих трех дисциплин члены государственно-патриотического клуба партии предлагают отвести примерно половину всего времени, которое ребенок проводит в школе. В итоге в головах будущих патриотов должна сформироваться «современная мифология». Для того, чтобы освободить драгоценные часы, представители «Единой России» предлагают объединить физику, химию и биологию в один предмет – «естествознание».

Не будем давать оценки новой идее единороссов и разбираться в деталях их радикального предложения. Лучше попытаемся дать активистам нижнего крыла партии власти несколько советов, которые помогут довести их мысль до логического завершения. Воспитание патриотизма – задача чрезвычайной важности, и поэтому начинать заниматься ею надо не со школьной скамьи, а с самого раннего детства.

Игрушки и мебель в детском саду, покрашенные в цвета флага, помогут сформировать уважительное отношение к одному из важнейших символов государства. Гимн в свою очередь послужит отличной побудкой после тихого часа. Идем дальше: помимо объединения естественнонаучных дисциплин в один предмет, стоит пересмотреть и те сведения, которые на этих уроках рассказывают детям. Для того, чтобы сформировать уважительное отношение к российской науке, следует делать акцент на достижениях русских ученых, а работы западных исследователей можно упоминать без указания имен. Иностранные языки тоже можно выкинуть из школьной программы – в отличие от патриотизма, их можно освоить и потом. То же самое относится к философии: соображения западных философов вряд ли понадобятся российским патриотам, а идеи русских мыслителей можно включить в курс «Россия в мире». Ну и, наконец, в школе, а может быть, и в институте стоит ввести специальные курсы по изучению былин и сказок.

В общем можно придумать множество вариантов, как сделать идею единороссов еще более инновационной. И не только можно, но и нужно – потому что иного способа воспитать патриотизм в России, кажется, нет. Особенно после появления таких идей.

Ирина Якутенко

_______________________________________________________

Патриотизм и образование

Не зря наш великий поэт сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». То есть ты можешь не быть поэтом, ученым, музыкантом, военным, рабочим, но гражданином, а следовательно, патриотом быть обязан. Хотя бы и без соответствующей оплаты. И уж тем более ты можешь быть плохим поэтом, ученым, музыкантом, военным, рабочим – главное, чтобы ты был хорошим патриотом. Потому что гражданственность и патриотизм – это краеугольный камень существования государства, а профессиональные навыки – лишь дополнения к этому камню. Некоторые недалекие люди, правда, полагают, что, скажем, медик должен быть в первую голову квалифицированным медиком, а что до его патриотических убеждений – так это его личное дело. Потому как, мол, когда человеку нужна медицинская помощь, то ему до фонаря, что там думает доктор о партии и правительстве, главное – чтобы вылечил. Никак нельзя признать такие вульгарные рассуждения отвечающими насущным государственным целям и задачам. Подумайте сами. Плохой врач, может, и отрежет что-нибудь не то или даже до смерти залечит, но никогда не сделает это по злому умыслу, если он достойный гражданин и патриот. Зато хороший врач, государственно-патриотической закалки лишенный, – это, знаете ли, тот еще субчик. Такой и взятки брать может, и из государственного лечебного учреждения уйти, чтобы деньги зашибать, и вовсе в погоне за длинным долларом слинять куда-нибудь в Штаты или Израиль. Не говоря уже о том, чтобы замыслить вредительские действия в отношении руководителей партии и правительства, – все мы помним соответствующие примеры из не столь уж давней истории. И если безграмотного патриота, который любимого руководителя до смерти залечил, сразу привлечь к ответственности можно, поскольку его дурь и непрофессионализм сразу будут очевидны, то квалифицированному спецу скрыть свой злой умысел не так уж и сложно. Такой змей долго безнаказанно злодействовать может! В общем, если вдуматься, то корень всех наших бед именно в недостатке гражданственности и патриотизма в гражданах: от этого взяточничество, пьянство, межнациональные конфликты, отъезды за границу, критика и ворчание и прочее.

Так что никакого сомнения нет, что во главу угла нашего образования должно быть поставлено воспитание гражданственности, т.е., говоря иными словами, патриотическая закалка. А остальное уже по необходимости приложится – или не приложится. Мысли эти настолько ясны и очевидны, что я удивлялся, почему они не звучат во всю силу в руководящих сферах. И вот свершилось: в декабре состоялось заседание государственно-патриотического клуба «Единой России», на котором обсуждался проект нового государственного стандарта для обучения старшеклассников. Его представлял руководитель рабочей группы, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

Было сказано, что в старших классах будут три обязательных предмета – физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (читай: начальная военная подготовка) и новый предмет – «Россия в мире». Последний представляет собой синтез истории, обществознания, культорологии и географии, направленный на правильное позиционирование в голове подрастающего гражданина России ее места в мире и места ее супостатов. Таким образом, ядро школьного образования в старших классах будет направлено на воспитание физически крепкого патриота, готового как служить Родине в рядах Вооруженных Сил, так и давать отпор идеологическим провокациям.

Остальные же предметы разделят на несколько предметных областей. Дабы высвободить место для патриотического воспитания, снизят число предметов, которые изучает старшеклассник, с 18–21 до, максимум, 10, причем помимо трех обязательных можно будет изучать не более двух предметных областей. Скажем, хочешь изучать физику и математику – нечего задурять себе голову историей и иностранным.

Правильное решение! Четко сказал об этом господин Кондаков: «Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не выучил, математику можно выучить. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь». А если потом ракета на старте взорвется, поскольку кто-то что-то не так на иностранном прочитал и физике не доучился, – так ведь это не по злому умыслу!

Иван Экономов

наверх