Опасные новации

На состоявшемся 27.01.11 очередном заседании СПб отделения РГО была рассмотрена тема последних новаций государства в направлении реформирования системы школьного образования. Поскольку для большинства участников эта тема была знакома недостаточно, для введения в курс дела было решено просмотреть видеозапись посвященного данной проблеме ток-шоу «Россия — страна неучей?»* на 5 канале ТВ из цикла «Открытая студия». В дебатах участвовали авторитетные и компетентные лица: редактор интернет-портала М.Ю. Богданов, депутат Гос думы А.В. Беляков и социолог А.Г. Голов.

Открывая теледискуссию, ведущая Н. Стрижак сказала:

«Тема, которую мы хотим обсудить, такова, что когда я сама об этом услышала, то решила, что меня разыгрывают. Она настолько невероятна, вопиюще дерзка и обескураживает... Речь о том, что сегодня на высоком уровне, в первую очередь в Министерстве образования обсуждается вопрос, что вообще-то образование в школе должно быть платным и нечего сетовать на статью Конституции...»

Из дальнейшего выяснилось, что согласно новому федеральному закону 83 государственные школы страны должны быть разделены по принципу финансирования на три категории: казенные, бюджетные и автономные. Казенные, какими являются сейчас все школы, живут только на спускаемые им вышестоящими органами сметы и не имеют никакой свободы финансового маневра. В отличие от них бюджетные и автономные школы, какими постепенно должны стать все школы, эту свободу получат - частично или полностью. Казалось бы, это неплохо, так как позволяет школе вести хозяйственную деятельность и использовать заработанные средства на свое благо. Но оппоненты, к числу которых принадлежали все участники телепередачи, высказывали глубокое опасение, что реализация закона превратит бесплатное ныне образование в платное и очень пагубно скажется на его качестве.

Вот некоторые цитаты из сказанного в передаче:

Голов: «Мы бьемся за то, чтобы был утвержден госстандарт на среднее образование, где должно быть зафиксировано, что есть базовый набор дисциплин, который дается всем, а дальше ученик может выбрать некий дополнительный набор, и гарантируется, что в объеме 5 часов в день он получает бесплатное образование».

Беляков: «Конституция гарантирует только факт получения всеобщего образования, но нигде не сказано о его стандарте... В Европе даже 90% высшего образования бесплатно... У нас будет две России: одна — для богатых, другая — для остальных, которые будут ходить в обычную школу. Богатых — 2%, чуть выше черты бедности — 20%, на уровне выживания — 75%. Последним, с точки зрения правительства, образование не нужно совсем».

Богданов: «По словам министра образования Фурсенко, к 2015 году 50-60% школ должны стать самоокупаемыми... Просказьзывала информация, что плата за обучение составит около 500 р. в месяц за предмет, 1000 — за иностранный язык, всего 5 — 6 тыс.»

Таким образом, перспектива перехода к платному образованию оказалась тесно связанной с новым государственным стандартом образования, т.е. с документом, строго определяющим, какой объем знаний должен получать ученик за счет государства. Такой документ существует с 2004 г.**, но в рамках реформы поставлена задача его обновить. Роль основного разработчика нового стандарта взял на себя гендиректор издательства «Просвещение» А. Кондаков. Участникам нашего заседания были зачитаты фрагменты его интервью***, из которого следует, что для российских старшеклассников предлагается резко сократить число изучаемых дисциплин - с 21 до 10. При этом обязательных для всех уроков будет только четыре: ОБЖ, физкультура, новый предмет «Россия в мире» и нечто под названием «индивидуальный проект», а из остальных дисциплин подростки смогут выбрать для обучения только 6. Получается, что им грозит закончить школу, не получив знаний по многим важным дисциплинам, т.е. оказаться недоучками. Такая перспектива вряд ли устраивает добросовестных учеников и их родителей.

На наше заседании пришла член инициативной группы «Питерские родители» Ольга Зеленская. Эта группа уже достаточно долгое время вникает в перипетии образовательной реформы и противостоит тому в ней, что с ее точки зрения противоречит Конституции и здравому смыслу. Выступление Ольги убедило присутствующих, что питерские светские гуманисты не могут остаться равнодушными к тому, что ожидает российскую школу в случае реализации нового закона и нового стандарта образования. К счастью, закон 83 хотя и принят, но его реализация отложена, а стандарт еще обсуждается, т.е. еще есть возможность общественного воздействия на этот процесс.

В результате прошедшего обсуждения на заседании было решено поддержать группу «Питерские родители» в ее стремлении добиться разумного и демократичного решения проблемы школьной реформы, в частности, путем письменного обращения к высшим руководителям страны, и опубликовать текст этого обращения на нашем сайте, что мы и делаем.

«Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
Председателю Правительства РФ Путину В.В.

Сейчас завершается обсуждение образовательного стандарта полного среднего образования, который представители Министерства образования и науки называют «наиболее инновационным». Значимость этого документа обусловлена, помимо всего прочего, и тем, что, согласно федеральному закону 83 о реорганизации бюджетной сферы, стандарт является тем государственным заказом, в пределах которого государство будет оплачивать работу образовательных учреждений. То есть, содержание стандартов напрямую затрагивает интересы всех российских семей. К сожалению, обсуждение этого документа было организовано так, что до самого последнего времени большинство россиян даже не подозревали о его существовании. По сути, открытая дискуссия только началась, и есть множество вопросов, на которые разработчики проекта и представители Министерства так и не дали ответа.

1. В проекте содержатся требования к структуре образовательной программы, согласно которым ее обязательная часть, включающая курс «Россия в мире», физкультуру, ОБЖ и «индивидуальный проект», должна составлять 40 процентов, а часть, формируемая участниками образовательного процесса (т.е. общеобразовательные предметы, которые выбирает ученик для изучения на профильном, базовом или общеобразовательном уровне) - 60 процентов. Чем вызвана необходимость столь серьезного крена в сторону физкультуры и ОБЖ?

2. По словам разработчика проекта, генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, курс «Россия в мире» является преимущественно историческим. Есть ли смысл делать этот курс обязательным для тех учеников, которые выбирают для изучения такие предметы, как история и обществоведение?

3. В проекте содержатся требования к т.н. «предметным компетенциям» выпускников. Однако, по мнению ряда специалистов, многие из этих компетенций сегодня не удается сформировать не то что у школьников, но даже у выпускников профильных вузов. В этой связи хотелось бы разобраться, кто и когда проверял, возможно ли сформировать у школьников те или иные умения за два-три урока в неделю? Есть ли у авторов стандарта конкретные рекомендации для учителей, как это можно сделать? Готовы ли они обнародовать эти рекомендации?

4. Каким образом предполагается проверять сформированность у школьника тех или иных предметных компетенций, если ни контрольные работы, ни ЕГЭ не позволяют это сделать?

5. Каким образом будет проверяться сформированность личных компетенций? По утверждению Александра Кондакова, замерять уровень гражданственности предполагается на выборах – по количеству молодых людей, впервые пришедших голосовать. Но такие замеры «в целом» ничего не расскажут ни о конкретных людях, ни о работе тех или иных школ.

6. На сегодняшний день в России есть немало гимназий и лицеев, дающих своим ученикам расширенное образование. Как их деятельность впишется в новый стандарт? Что делать способным школьникам, которые хотят учиться, расширять свой кругозор и углубленно осваивать те или иные предметы? Записываться на платные факультативы? Не получится ли так, что новый стандарт приведет именно к тому, чего опасались многие россияне, когда шло обсуждение закона о реформе бюджетной сферы – того, что хорошее среднее образование станет исключительно платным?

7. Как видят авторы стандарта воспитательную работу школ во второй половине дня? Согласованы ли механизмы финансирования этой работы?

8. В проекте прописана необходимость создания условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями. Существует ли на сегодняшний день разработанные положения о порядке инклюзивного обучения и оплате труда ассистентов?

Мы бы хотели, чтобы внятные ответы на эти вопросы прозвучали до регистрации нового стандарта. Просим Вас принять меры для того, чтобы его обсуждение было продлено.

Инициативная группа «Питерские родители»
__________________________________________________

* http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/504888/

** Согласно этому документу «Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура» ( http://s_5_sosh.p_kol.edu54.ru/p80aa1.html ).

*** http://roditeli-rossii.ru/news/125-2010-12-30-18-01-23

наверх