Просьба не обижаться и не упрекать

Время от времени в моей почте появляются письма, авторы которых упрекают нас, членов РГО, в недостаточном гуманизме. Вот и в письме, пришедшем недавно, есть такие слова: «Не ожидал от вас такой реакции по проблеме, которая должна волновать всех россиян, тем более тех, кто проповедует гуманизм...»

Бывало, на отсутствие поддержки со стороны РГО сетовали люди, претендовавшие на роль новаторов в науке, например, в ядерной физике или в биологии. Нормой в таких ситуациях является обращение таких лиц к ученым — специалистам в соответствующих отраслях науки либо напрямую, либо через средства научной информации — реферируемые научные журналы1. Но тут у потенциальных новаторов есть шанс получить отрицательный отзыв, а этого так не хочется. И возникает спасительная мысль — обратиться к гуманистам. Уж они-то, человечные, должны посочувствовать и похвалить. Мысль хоть и соблазнительная, но неправильная, ибо РГО — не научная, тем более, не специализированная в какой-либо узкой области науки организация.

Могут возразить: а как же вы публикуете статьи, направленные против лженауки, откуда вы знаете, что это не настоящая наука, а подделка под нее? Ответ таков: мы консультируемся в таких случаях у самых высококвалифицированных ученых и опираемся на их авторитетное мнение. Характерный пример — статья "Физики" из шейпинг-центра" 2.

А вот другой пример. Переход России к капитализму, свершившийся 20 лет назад благодаря отмене запрета на частную собственность, до сих пор не находит в стране повсеместной поддержки, ему есть как организованная оппозиция, так и немало индивидуальных противников. И кое-кто из последних, изложив свое недовольство в письменном виде, ищет, где бы его опубликовать.

Например, один из них возмущен тем, что «олигархи» захватили в стране и эксплуатируют в личных интересах не только недра земли, но и ее поверхность, и требует раздать по 10-15 соток этой поверхности всем семьям (из числа коренных жителей) в вечную бесплатную собственность. Другой опасается, что проходящая сейчас реформа школы приведет фактически к введению платного образования и, как следствие, к «самовоспроизведению правящей элиты» и закреплению власти богатых (как более образованных) над бедными. В этих и подобных случаях проявляется недовольство авторов существующим сейчас в России общественным строем, признаками нарастающего классового расслоения и социального неравенства и грусть по советскому социализму, когда равенства и справедливости было якобы больше. Что ж, люди безусловно имеют право, а может быть, и основания на такие чувства и заявления. Но вот вопрос: правильно ли выражать классовое недовольство в изданиях РГО на том основании, что гуманисты по определению должны любить всех людей, а значит, поддерживать любые их обращения, предложения и начинания?

Действительно, слово «гуманность», происходящее от латинского слова humanus (человечный), трактуется как человечность, человеколюбие и предполагает необходимость проявления сочувствия к людям, оказания им помощи.

Но, если следовать теоретикам современного гуманизма в РГО3, гуманность и гуманизм - отнюдь не одно и то же: полноценным гуманистом (а не просто гуманным человеком) имеет право называться только тот, кто, будучи гуманным от природы и по воспитанию, еще и изучил хотя бы основы теории современного гуманизма и следует им в своей жизни.

В число принципиальных положений этой теории входит утверждение, что гуманизм — это не идеология, а мировоззрение. Идеологии могут быть у политических объединении (партий) или клерикалов, борющихся за власть или близость к ней, а РГО — просветительская организация, к государственной или духовной (государственно-духовной) власти не стремящаяся. Члены партий могут быть гуманистами и членами РГО без ущерба для их идеологий, но не имеют права пропагандировать свои идеологии от имени РГО, а РГО (в целом, а не отдельный его член), будучи носителем общечеловеческого мировоззрения, не может и не должно отдавать предпочтение одним партиям в ущерб другим. Отсюда следует, что в изданиях гуманистов политические темы хотя и не возбраняются, но должны освещаться нейтрально, с позиции непредубежденного наблюдателя и аналитика. Это позволяет РГО не настраивать против себя ни одну часть общества, а вести со всеми спокойный диалог в поиске объективной истины и на благо всего народа.

Могут возразить, что в Уставе РГО4 написано, что наша общественная организация «содействует распространению и защите ценностей гуманизма», включая «равноправие и социальную справедливость». Отсюда можно сделать вывод, что РГО в порядке защиты этих социальных ценностей должно больше сочувствовать «угнетенным» слоям общества, чем «угнетателям» (к которым иные горячие головы склонны причислять всех, кому везет в бизнесе), и принять сторону тех политических сил, которые позиционируют себя как защитников угнетаемых. Формально так и получается. Но там же, в Уставе, написано, что РГО берется защищать равноправие и справедливость не вообще, а «для достижения своих уставных целей», т.е. для «содействия развитию гуманизма». А что такое современный гуманизм в понимании его теоретиков, уже показано выше. Сможет ли РГО содействовать развитию гуманизма, если в своих изданиях станет сочувствовать тем, кто склонен нагнетать межпартийные противоречия? Видимо, нет. Для таких авторов существуют другие трибуны. Так что противоречия с Уставом РГО в нашей позиции, полагаем мы, нет.

Я написал эту заметку для того, чтобы объяснить нашим читателям и потенциальным авторам, почему редакция сайта «Светский гуманист» СПб отделения РГО порой воздерживается (случается, не без личного гуманного сочувствия автору) от публикации некоторых предлагаемых ей материалов. Да не будут они в обиде на нас за это. Если материал качественный, то для него всегда найдется место в тех СМИ или других сайтах Интернета, которым он больше подходит по теме.

Геннадий Шевелев
____________________________________________

PS. Чтобы застраховаться от возможных ошибок, я направил текст данной статьи ряду коллег по РГО с просьбой высказать свое мнение. Вот что мне ответили.

В.А. Кувакин
Думаю, что такая заметка необходима, т.к. российская ментальность все еще блуждает в потемках эгоизма, халявности, беспомощности, максимализма, примитивизма и агрессивности.
Максимум, к которому может стремиться РГО, – это быть моральной силой, имеющей широкую общественную поддержку и высокий научный авторитет. Отсюда следует, что в изданиях гуманистов политические темы хотя и не возбраняются, но должны освещаться с научной точки зрения и в свете общих моральных, политических и социальных ценностей, с позиции серьезного и ответственного наблюдателя и аналитика. Это позволяет РГО поддерживать диалог со всеми, кто ищет понимания и объективную истину, кто хочет подняться над своей индивидуальной, клановой или партийной точкой зрения до уровня общечеловеческого блага и согласия.
Понятие «справедливости» всегда имеет конкретный и исторический характер, и его содержание может существенно меняться от человека к человеку. Для одного справедливость – это отнять и поделить, для другого – всеобщая уравниловка, для третьего – заслуги по труду и его результатам, для четвертого – это равные социальные возможности и т.д. Вместе с тем, РГО не призвано давать людям рецепты личного или общественного счастья. Жизнь слишком сложный, многообразный и противоречивый процесс. В нем справедливость соседствует с соперничеством, личный интерес – с общественным, свободное волеизъявление – с насильственным подавлением разрушительных инстинктов человека и т.д. РГО постоянно подчеркивает, что было бы легкомыслием обходиться в жизни рецептами или лозунгами. Возлагая надежды на личную инициативу и разум человека, РГО предлагает людям общую информацию о методах личностного научного, морального и гражданского роста, чтобы человек сам – свободно и на свою ответственность – вырабатывал свое отношение к жизни и к своим поступкам. По существу РГО призывает людей быть мудрее, грамотнее, самостоятельнее, шире смотреть на жизнь. Но, к сожалению, в глазах большинства россиян это звучит как туманная абстракция. Нам все еще нужды простые, быстрые и «окончательные» решения (причем решение должен принимать «дядя», а не я сам).

Б.Я. Пукшанский
Вопрос о публикации на нашем сайте зависит от того, насколько авторы присылаемых материалов разделяют принципы и ценности современного гуманизма, которым следует РГО. Они неоднократно излагались в изданиях РГО и на сайте5.
Это, прежде всего, приверженность научному мировоззрению, рационализму. Этим гуманизм отличается от религиозных, мистических, теологических взглядов. Разум и научные знания наилучшим образом способствуют правильному пониманию людьми моральных и социальных ценностей. Гуманисты с тревогой констатируют, что усиливаются нападки представителей несветских мировоззрений на разум и науку, и уверены, что именно на путях рационального понимания можно сделать вклад в развитие человеческого знания и благополучия. Аргументированная критика пара- и псевдонауки является одной из задач представителей гуманистического миропонимания. Следует уважать право граждан на создание добровольных объединений при условии их мирного ненасильственного характера. Мы должны поддерживать свободный обмен идеями, уважать разные мнения и иметь право на инакомыслие.
Современный гуманизм по направлению своей деятельности есть концепция просветительская. Это не политическая программа или идеология, что, конечно, не исключает участие отдельных сторонников гуманистических взглядов в реальной политической или общественной жизни, одобрение или неодобрение ими тех или иных политических или общественных организаций и их отдельных представителей с гуманистических позиций.

М.Б. Конашев
Помещайте Ваш текст, и поправки не нужны. Вы изложили свою позицию и имеете на нее право, а те, кто посылают Вам статьи, имеют право с ней не соглашаться. Этим вопрос исчерпан. Ссылки на Устав РГО и на то, что гуманизм - это не идеология, не убедительны. Мало ли что кто-то себе в Устав запишет — это не аргумент. О людях и их объединениях судят не только и не столько по словам, сколько по делам. К тому же гуманизм - еще какая идеология, иначе бы на него и внимания никто не обращал. Попытка же быть "над схваткой" выигрышна только в близкосрочной и среднесрочной перспективе. Потому что верно высказывание: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Из этого вовсе не следует умозаключение, что гуманисты вообще и РГО в частности должны обязательно поддерживать какую-то политическаую партию или политическое общественное движение. Помимо прочего, не редкость ситуация, когда приходишь в магазин, товаров вроде много, а купить нечего: нет того, что нужно для жизни.

С.С. Перуанский
Это даже не статья, а пояснительная записка редактора сайта. Написана нормально. На месте редактора я бы без всякого внутреннего сожаления помещал все, что мне хочется поместить, по принципу «хозяин - барин».
_______________________________________________________

1 Евгений Эйдельман. Где граница между исследователями и "переворотчиками"? http://humanism.su/ru/magazine.phtml?issue=2002.23-01

2 http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000051

3 См., например, Валерий Кувакин. Хочу возразить оппонентам http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000896

4 Устав РГО http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000062

5 См., например, Гуманистический манифест-2000 http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000002, В.Л. Гинзбург, В.А. Кувакин. Международное Гуманистическое Движение и Гуманистический Манифест 2000 http://humanism.su/ru/articles.phtml, Принципы гуманизма и свободомыслия http://humanism.su/ru/magazine.phtml?issue=1999.10-01

наверх