Кто же нуждается в религии?

Вера требуется для наставления грубых народов,
которые должны быть управляемы,
а доказательства – для созерцающих истину,
которые умеют управлять собой и другими.
Джордано Бруно,
итальянский поэт, философ и ученый

Религия необходима только для тех,
кто не способен испытывать чувства гуманности.
Опыт и наблюдения наглядно показывают,
то она бесполезна в отношениях честных людей.
Жюльен де Ламетри,
французский врач и философ

На вопрос о том, кто же нуждается в религии, очень точно и образно высказался сам Иисус Христос: «…не здоровые имеют нужду во враче, но больные, …Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф. 9:12, 13). Исполняя свое предназначение, Иисус приближал к себе грешников, желая пробудить в них раскаяние и жажду новой жизни. Нередко Его доброта и доверие совершали подлинные чудеса.

Каковы основные причины, побуждающие людей приобщаться к религии?

1. Семейные традиции и религиозное мировоззренческое воспитание с детства.
2. Потому что это модно или так поступают окружающие и кумиры.
3. Осознание своих грехов и стремление их искупить.
4. Низкий образовательный и культурный уровень.
5. Стремление получить дополнительную энергию или энергетическую защиту от сильного источника психической энергии (например, религиозное влияние). Этот побудительный мотив, вероятно, был определяющим у ряда профессиональных спортсменов, затрачивающих огромную психическую и физическую энергию, у людей, ощущающих недостаток собственной энергии, а также у некоторых бизнесменов и государственных деятелей.
6. Стремление к душевному успокоению.
7. Стремление к исцелению, когда не помогала современная медицина. Иногда вера в чудо (вероятно, в сочетании с какими-то иными факторами) действительно исцеляла. Однако известны и другие примеры, когда религиозные люди, годами молитвами просившие исцеления, но ничего не менявшие в повседневных привычках, начинали исцеляться лишь после того, как начинали активно заниматься собой, используя рекомендуемые методы естественно оздоровления и обязательно улучшая свои человеческие качества, особенно мышление и отношение к людям.
8. Не получение ожидаемой медицинской и социальной помощи от государственных органов.
9. Какие-либо экстремальные жизненные ситуации.
10. Неразрешенные проблемы в личной жизни.
11. Поиск защиты от жизненных проблем или уход от проблем современного мира.
12. Духовная неудовлетворенность, духовные искания и легкая восприимчивость к промыванию мозгов.
13. Вера в Бога и стремление к общению с ним через религию.
14. Приятные (благостные) ощущения от пребывания в религиозном сооружении и от общения с единоверцами.

А каковы основные причины расставания с религией?

1. Повышение образовательного и культурного уровня.
2. Повышение достатка и семейного благополучия.
3. Улучшение качества медицинского обслуживания и социальной защиты населения.
4. Увеличение возможностей для всестороннего развития личности и культурного отдыха.
5. Какие-либо жизненные ситуации, побудившие пересмотреть прежнее мировоззрение.
6. Разочарование в религии и деятельности ее служителей.
7. Результат глубоких размышлений и анализа многих фактов (на основании изучения литературы и собственных наблюдений). Именно по этой причине отлучился от православной религии великий писатель и мыслитель Л.Н. Толстой.

С обобщениями автора, представленными выше, согласуется мнение двух известных ученых о том, кому нужна религия и кто верит в Бога.

Профессор психологии Ольстерского университета Ричард Линн в результате проведенных научных исследований установил, что количество верующих в Бога среди профессоров и научных работников и вообще среди интеллектуальной элиты значительно меньше, чем среди обычного населения. По словам Линна, существует прямая зависимость между уровнем интеллекта и отсутствием религиозных верований, а средний уровень интеллекта жителей отдельно взятой страны позволяет предсказать количество проживающих в ней атеистов.

Результаты исследований, проведенных в 90-х годах XX века, показали, что лишь 7% членов американской Национальной академии наук оказались верующими. Среди их коллег в академии наук Великобритании таковых оказалось всего лишь 3,3%, в то время как, согласно общенациональному опросу, верующими себя считают 68,5% населения страны. Опросы, проведенные компанией Gallop, показали, что и в других слоях общества прослеживается подобная тенденция: люди с более развитым интеллектом склоняются к атеизму.

В пользу теории Линна говорит тот факт, что большинство учеников начальной школы верят в существование Бога, однако после вступления в подростковый возраст, у многих из их появляются сомнения и они становятся агностиками. В первую очередь это связано с тем, что в процессе обучения дети повышают уровень своих знаний и развивают свои интеллектуальные способности. Кроме этого в большинстве Западных стран на протяжении всего XX века наблюдалось уменьшение количества верующих по мере того, как население становилось все более образованным.

Причина данного феномена довольно проста: людям с более высоким уровнем интеллекта присуща более развития способность к критическому осмыслению устоявшихся представлений и полученных знаний, особенно базирующихся на верованиях и чувствах.

А что по этому вопросу думает известный российский физик-ядерщик, академик РАН Эдуард Кругляков? Он совершенно определенно заявил в интервью корреспонденту, что верующие в Бога, какого бы то ни было, – это слабые люди.

Далее он сказал: «Нельзя делать предмет "Основы православной культуры" обязательным предметом, он должен быть факультативным! Тогда это в принципе устроит всех атеистов. Людей с естественно-научным образованием не нужно пытаться убеждать в том, что Бог есть. Они придерживаются обратной точки зрения – это, безусловно, результат изучения науки. Существующие в мире законы не требуют присутствия Господа Бога. Все и так без Него может быть познано.

Вы поймите: Бог был придуман людьми. Поэтому доказывать существование Бога должны верующие, а не атеисты, которым Бог не нужен. Я считаю необходимым вступать в спор в единственном случае, когда светское государство превращается в теократическое. Против этого нужно возражать. И повторюсь: детей нельзя в обязательном порядке обучать православию, исламу или чему-то там еще. Это недопустимо!

Мы считаем, что историю религий изучать можно и нужно, потому как это часть общемировой культуры. Для того, чтобы понимать античное, средневековое искусство – да все мировое искусство, нужно знать историю религий. В мире создано огромное количество произведений искусства, связанных с религией, по религиозным мотивам. Это нужно изучать любому культурному человеку. А в обязательном порядке изучать религии, как у нас пытались ввести в светских школах «Основы православной культуры» – это и само по себе недопустимо.
Нельзя забывать одно важное обстоятельство: у нас многоконфессиональное государство и, насаждая «Основы…», оно ущемляет чувства неправославных верующих россиян. Уже по этой причине необходимо, чтобы этот курс был факультативным. Пожалуйста, изучайте по желанию.

Атеисты очень хорошо относятся к заповедям – и христианским, и коммунистическим. Это все – мудрость, накопленная человечеством за все время его существования.

Это и мораль. И считать, что мораль человечества создана только религией не совсем правильно. Моего естественнонаучного образования достаточно для того, чтобы соблюдать нормы морали, и для этого Бог мне не требуется. Я придерживаюсь всех заповедей православной, да и любой другой религии. Правила поведения человека – вот, что главное. Знать, что нормально, а что нет. Убивать и воровать – ненормально, это все понимают. Зачем для этого верить в Бога-то?

Вы (корреспондент – примеч. автора) говорите будто британские ученые доказали недавно, что вера заложена в наше рациональное мышление на уровне интуиции. Фактически это означает, что они ничего не доказали. Очень сомнительно, что в вопросах веры что-либо можно доказать.
Есть люди слабые – вот им вера и нужна. Им нужно утешение: ради Бога, пусть он их утешает. А есть люди, которые в этом не нуждаются.
Я работаю в Институте ядерной физики в Новосибирске: здесь среди научных сотрудников я не знаю никого, кто бы посещал церковь. В физических институтах вы не найдете верующих. Может быть, скажем, в бухгалтерии и есть кто-то из верующих. Но не среди научных сотрудников.

Что же касается пожертвований, то на религию я заведомо жертвовать ничего никогда не буду. Чтобы потом они принадлежали православной церкви? И были ее агитпунктами? Есть другие вещи, которые стоят пожертвований. Ведь я занимаюсь наукой, у меня еще масса общественных обязанностей, так что у меня предостаточно возможностей жертвовать на то, где деньги не разворуют, и будет сделано нечто полезное.
Атеисты вообще занимаются делами, а не уповают на Бога. Из нас иногда пытаются делать пугало, представлять этакими громилами – безбожниками. Бред это все. Мы не взрываем храмы, терпимо относимся к верующим. Правда, существуют вещи, с которыми мы не можем согласиться.

Ну, скажем, непримиримая борьба с церковниками (не с обычными верующими) развернулась по проблеме теории эволюции. Вот как об этом сказал недавно лауреат Нобелевской премии Д. Уотсон: «Безусловно, люди могут свободно исповедовать то, что им хочется. Но только до тех пор, пока их убеждения не приносят вреда обществу. К примеру, современная медицина сейчас невозможна без учета теории эволюции. Поэтому мы не можем позволить людям, желающим запретить изучение и применение этой теории, одержать верх. Иначе нам всем придется вернуться на несколько веков назад».

Если вернуться к делам, касающимся России, то нам трудно согласиться с тем, что в светском государстве, в армии, к примеру, появлялись священники, сначала «тихой сапой», а теперь и совершенно открыто. Это же противоречит Конституции! Везде, где государство насаждает подобную практику, это незаконно. Оно не имеет право этого делать, потому что существует Конституция, по которой Россия – светское государство.

Ну, а если преступники просят об этом, тут трудно возражать. Это их последняя воля.

Сильным же людям вера не нужна. Лично мне вера не только не нужна, но и чужда... Какое утешение даст мне религия? Никакого!»
Результаты исследований и мнения других известных ученых, касающиеся данной темы, приводятся в главе «Влияние религий на социальную сферу и экономику государств».

А.Г. Сушанский


 

наверх