Кто же нуждается в религии? | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
Вера требуется для наставления грубых народов,
Религия необходима только для тех, На вопрос о том, кто же нуждается в религии, очень точно и образно высказался сам Иисус Христос: «…не здоровые имеют нужду во враче, но больные, …Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф. 9:12, 13). Исполняя свое предназначение, Иисус приближал к себе грешников, желая пробудить в них раскаяние и жажду новой жизни. Нередко Его доброта и доверие совершали подлинные чудеса. Каковы основные причины, побуждающие людей приобщаться к религии?
1. Семейные традиции и религиозное мировоззренческое воспитание с детства. А каковы основные причины расставания с религией?
1. Повышение образовательного и культурного уровня. С обобщениями автора, представленными выше, согласуется мнение двух известных ученых о том, кому нужна религия и кто верит в Бога. Профессор психологии Ольстерского университета Ричард Линн в результате проведенных научных исследований установил, что количество верующих в Бога среди профессоров и научных работников и вообще среди интеллектуальной элиты значительно меньше, чем среди обычного населения. По словам Линна, существует прямая зависимость между уровнем интеллекта и отсутствием религиозных верований, а средний уровень интеллекта жителей отдельно взятой страны позволяет предсказать количество проживающих в ней атеистов. Результаты исследований, проведенных в 90-х годах XX века, показали, что лишь 7% членов американской Национальной академии наук оказались верующими. Среди их коллег в академии наук Великобритании таковых оказалось всего лишь 3,3%, в то время как, согласно общенациональному опросу, верующими себя считают 68,5% населения страны. Опросы, проведенные компанией Gallop, показали, что и в других слоях общества прослеживается подобная тенденция: люди с более развитым интеллектом склоняются к атеизму. В пользу теории Линна говорит тот факт, что большинство учеников начальной школы верят в существование Бога, однако после вступления в подростковый возраст, у многих из их появляются сомнения и они становятся агностиками. В первую очередь это связано с тем, что в процессе обучения дети повышают уровень своих знаний и развивают свои интеллектуальные способности. Кроме этого в большинстве Западных стран на протяжении всего XX века наблюдалось уменьшение количества верующих по мере того, как население становилось все более образованным. Причина данного феномена довольно проста: людям с более высоким уровнем интеллекта присуща более развития способность к критическому осмыслению устоявшихся представлений и полученных знаний, особенно базирующихся на верованиях и чувствах. А что по этому вопросу думает известный российский физик-ядерщик, академик РАН Эдуард Кругляков? Он совершенно определенно заявил в интервью корреспонденту, что верующие в Бога, какого бы то ни было, – это слабые люди. Далее он сказал: «Нельзя делать предмет "Основы православной культуры" обязательным предметом, он должен быть факультативным! Тогда это в принципе устроит всех атеистов. Людей с естественно-научным образованием не нужно пытаться убеждать в том, что Бог есть. Они придерживаются обратной точки зрения – это, безусловно, результат изучения науки. Существующие в мире законы не требуют присутствия Господа Бога. Все и так без Него может быть познано. Вы поймите: Бог был придуман людьми. Поэтому доказывать существование Бога должны верующие, а не атеисты, которым Бог не нужен. Я считаю необходимым вступать в спор в единственном случае, когда светское государство превращается в теократическое. Против этого нужно возражать. И повторюсь: детей нельзя в обязательном порядке обучать православию, исламу или чему-то там еще. Это недопустимо!
Мы считаем, что историю религий изучать можно и нужно, потому как это часть
общемировой культуры. Для того, чтобы понимать античное, средневековое искусство
– да все мировое искусство, нужно знать историю религий. В мире создано огромное
количество произведений искусства, связанных с религией, по религиозным мотивам.
Это нужно изучать любому культурному человеку. А в обязательном порядке изучать
религии, как у нас пытались ввести в светских школах «Основы православной
культуры» – это и само по себе недопустимо. Атеисты очень хорошо относятся к заповедям – и христианским, и коммунистическим. Это все – мудрость, накопленная человечеством за все время его существования. Это и мораль. И считать, что мораль человечества создана только религией не совсем правильно. Моего естественнонаучного образования достаточно для того, чтобы соблюдать нормы морали, и для этого Бог мне не требуется. Я придерживаюсь всех заповедей православной, да и любой другой религии. Правила поведения человека – вот, что главное. Знать, что нормально, а что нет. Убивать и воровать – ненормально, это все понимают. Зачем для этого верить в Бога-то?
Вы (корреспондент – примеч. автора) говорите будто британские ученые доказали
недавно, что вера заложена в наше рациональное мышление на уровне интуиции.
Фактически это означает, что они ничего не доказали. Очень сомнительно, что в
вопросах веры что-либо можно доказать.
Что же касается пожертвований, то на религию я заведомо жертвовать ничего
никогда не буду. Чтобы потом они принадлежали православной церкви? И были ее
агитпунктами? Есть другие вещи, которые стоят пожертвований. Ведь я занимаюсь
наукой, у меня еще масса общественных обязанностей, так что у меня предостаточно
возможностей жертвовать на то, где деньги не разворуют, и будет сделано нечто
полезное. Ну, скажем, непримиримая борьба с церковниками (не с обычными верующими) развернулась по проблеме теории эволюции. Вот как об этом сказал недавно лауреат Нобелевской премии Д. Уотсон: «Безусловно, люди могут свободно исповедовать то, что им хочется. Но только до тех пор, пока их убеждения не приносят вреда обществу. К примеру, современная медицина сейчас невозможна без учета теории эволюции. Поэтому мы не можем позволить людям, желающим запретить изучение и применение этой теории, одержать верх. Иначе нам всем придется вернуться на несколько веков назад». Если вернуться к делам, касающимся России, то нам трудно согласиться с тем, что в светском государстве, в армии, к примеру, появлялись священники, сначала «тихой сапой», а теперь и совершенно открыто. Это же противоречит Конституции! Везде, где государство насаждает подобную практику, это незаконно. Оно не имеет право этого делать, потому что существует Конституция, по которой Россия – светское государство. Ну, а если преступники просят об этом, тут трудно возражать. Это их последняя воля.
Сильным же людям вера не нужна. Лично мне вера не только не нужна, но и чужда...
Какое утешение даст мне религия? Никакого!» А.Г. Сушанский
|
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||