Православие в России: как это начиналось

ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ. КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР — КРЕСТИТЕЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ

Аркадий Цоглин (журналист, г. Саратов)

Известный писатель Борис Акунин в 2014 г. выпустил книгу «Часть Европы. История государства Российского. От истоков до монгольского нашествия», ставшей первым томом его интересного и богато снабженного фактами повествования о российском государстве (второй том об ордынском периоде вышел в свет в том же 2014 г.). В первом томе книги содержится рассказ о крещении Киевской Руси в 988 году князем Владимиром, которого РПЦ причислила за это к лику святых. Сведения о присоединении жителей Русской земли к православному (византийскому) христианству давно стали достоянием гласности. Но некоторые подробности этой истории, о которых напоминает нам Борис Акунин, впечатляют и сегодня. Это обстоятельство и побудило меня поделиться своими представлениями о Князе Владимире. Кроме того, процесс клерикализации России, который начался фактически со времени распада СССР, не останавливается, заставляя вспоминать о том, как это все начиналось около 1000 лет тому назад.

Великий киевский князь Владимир был способным полководцем и совершил со своей дружиной немало походов с целью расширения своих владений и захвата добычи. Он победил новгородцев и другие славянские племена, обложив их данью. В борьбе за власть убил нескольких родичей, включая родного брата, чью жену сделал своей женой. В целом, имел более пяти жён и немало наложниц, что считалось тогда нормой для феодальных властителей. Причем жена Рогнеда досталась ему после того, как он казнил её отца и братьев. Не случайно, летописи называли его «второй Соломон в женолюбии».

В молодости Владимир был убежденным и активным поборником древней языческой веры. Он установил новые каменные изображения Перуну и другим древнеславянским богам, богато украшал их. Летописец сообщает, что во славу Перуна князь Владимир принес человеческие жертвы – казнил юного варяга и его отца, которые были христианами. Это были первые христианские мученики на Руси. Впоследствии церковь увековечила их память под именем святых Феодора и Иоанна. Однажды Владимир решил взять себе в жёны греческую принцессу Анну и запросил согласие константинопольского базилевса (царя) Василия, её брата. Но тот отказал, ссылаясь на то, что языческий правитель не может жениться на знатной христианке. Тогда с досады Владимир с дружиной напал на греческий город Корсунь (Херсонес, близ нынешнего Севастополя) в Крыму и разграбил его. Перед этим русское войско отрезало жителей Корсуня от источников питьевой воды, и потом город был взят измором. Базилевс испугался такого поворота событий и согласился отдать принцессу князю с условием, что он станет христианином. Кроме того, греческий правитель искал военного союза с сильным киевским князем, поскольку его власть была под угрозой после бунта полководца Фоки. И Владимир, обдумав ситуацию, согласился. Летопись сообщает, что князь направил в Константинополь послов, чтобы посмотреть на православные храмы и оценить порядок богослужения. Они увидели пышные храмы и священников в богатых убранствах, и это оказалось решающим обстоятельством в пользу принятия православной веры. Но, по мнению иностранных хронистов, Владимиру был очень нужен политический союз с влиятельным Византийским царством. А тогда этому способствовали общая религия и брачные узы.

В результате Владимир со своими воинами сменил веру и крестился в Корсуне, а затем получил гречанку в жёны. Летопись сообщает легенду о том, что Владимир в этот момент временно ослеп; он прозрел только после торжественного крещения. Таким образом, город Корсунь Крымский стал сакральным местом для русских людей. Там приняли православную веру князь-завоеватель и его люди. А вскоре Владимир заставил и всех жителей Киева стать христианами. Их силой загнали в воды Днепра, и греческие священники совершили обряд массового крещения. Изваяния языческих богов, почитаемых в народе и поставленных ранее самим Владимиром, по воле князя торжественно утопили в реке. Принятие православной христианской веры помогло Владимиру Святому заключить союз с Византией, бывшей тогда крупной державой. Это усилило международные связи киевского князя.

Население Киевского княжества долго сопротивлялось новой религии, тайно соблюдая обряды старины (почитание мертвых предков, колядование, гадания, угождение лешим, домовым и водяным духам, масленица и др.). Некоторые языческие обряды сохранились до нашего времени, несмотря на церковные запреты. Византийский патриарх прислал на Русь многих священников-греков, которые вели богослужения по византийским обрядам в храмах, построенных киевским князем, конечно, на греческом языке. Они стали советниками благоверного князя. В частности, посоветовали ему восстановить в Киеве смертную казнь за тяжкие уголовные преступления (прежде за них взимался только штраф – вира).

А сам Владимир, православный равноапостольный князь, через несколько лет затеял борьбу против своих сыновей. Старшие сыновья Святополк и Ярослав, удельные князья, добивались независимости от великого князя – своего отца. Владимир собрался идти в военный поход на сына Ярослава, занимавшего новгородский княжеский стол, чтобы проучить его за неповиновение. Но в разгар подготовки похода Владимир внезапно заболел и умер. Это случилось в 1015 году. Приближенные бояре боялись, что власть в Киеве захватит Святополк, и поэтому тайно похоронили покойного князя в храме Богородицы.

Владимир Святой был типичным феодалом своего времени – жестоким, самоуправным, решительным. Его церковный проект представлял собой политическую интригу с целью усиления личной власти. Но христианская церковь на Руси превратилась со временем в сильный государственный институт со своими финансовыми и властными интересами, каким она остается и поныне.

наверх


Летние распродажи ярких моделей 2018 demar официальный сайт низкие цены в Украине.