Г.Г. Шевелев. Чем занимаются светские гуманисты.
(радио "Петербург" 25.11.99)

У микрофона председатель СПб отделения РГО Г.Г. Шевелев, 25.11.1999

Чем занимаются светские гуманисты

Выступая у этого микрофона 19 ноября, Борис Николаевич Никольский начал с воспоминания о своей статье под заголовком «Капитуляция разума». Случилось так, что я в нынешнем году тоже опубликовал очерк на антимистическую тему и, не зная о статье Бориса Николаевича, назвал его очень похоже – «Сумерки разума». Думаю, что это сходство неслучайное, ибо, видя, какой масштаб приобретает распространение в современной России суеверий, построенной на них лженауки и религиозного слеповерия, любой здравомыслящий человек невольно задается в первую очередь вопросом: «Что же происходит с нашим разумом?», после которого следует второй: «Можно ли как-то противостоять сползанию мировоззрения среднего россиянина назад в Средневековье?»

К счастью, в России нашлись люди, которые ответили на второй вопрос утвердительно и проявили решимость действовать. Они объявились первоначально на философском факультете Московского государственного университета, и возглавил их профессор Валерий Кувакин. На идею объединиться и оформиться организационно их навел пример соратников по убеждениям – современных зарубежных гуманистов. К сожалению, о деятельности последних у нас знают мало. Наблюдая, с какой активностью внедряются в нашу общественную жизнь учения и представители разных «импортных» религиозных сект, люди невольно думают, что активно действующих антимистически и атеистически мыслящих людей на Западе просто нет. Но это не так. Объединения так называемых светских гуманистов издавна существуют и действуют по всему миру, в том числе в странах, которые у нас принято называть отсталыми. Они объединены в Международный гуманистический и этический союз, созданный в 1953 году. Свои идеи и принципы гуманисты изложили в распространяемом сейчас по всему миру Гуманистическом манифесте.

Что же такое гуманизм вообще и светский в частности? Истоки гуманизма восходят к глубокой древности. Наиболее яркие его проявления имели место в эпохи итальянского Возрождения и французского Просвещения. Гуманисты всегда ставили во главу угла Человека и считают, что он может и должен сам определять смысл и образ своей жизни, а не уповать на потусторонние силы и плоды мифотворчества. Человек, а не вымышленный Бог превыше всего! Отсюда видно, что гуманизм по своей идеологии противостоит религии. Но, стремясь завуалировать объективную бесчеловечность религии, философы от теологии, опираясь на суждение, что Бог, мол, тоже человеколюбив, выдвинули понятие религиозного гуманизма. И вот, чтобы не путать его с настоящим гуманизмом, введен в обращение термин секулярного, т.е. нерелигиозного, светского гуманизма (от латинского слова saecularis – светский).

В России общественное объединение под флагом светского гуманизма возникло сравнительно недавно, в 1996 году. Оно называется Российским гуманистическим обществом. В нем состоят такие известные россияне, как академики Российской Академии наук Сергей Капица и Виталий Гинзбург, депутат Государственной Думы Элла Памфилова и другие весьма уважаемые люди. С марта 1999 года региональное отделение РГО образовано и в нашем городе. Общество издает свой журнал «Здравый смысл», на который можно подписаться на почте. Лестную оценку этому журналу дал наш знаменитый земляк, писатель Даниил Александрович Гранин, написавший в письме редактору:

«Получил журнал. Неожиданно чтение оказалось интересным и настолько, что прочел весь номер. При нынешней изжоге от печати это для меня удивительно. Попробую подписаться».

В Уставе РГО говорится, что в число его целей входят оппонирование и критика различных форм фанатизма, мистицизма, традиционных и нетрадиционных форм религиозного мировоззрения, суеверий и других ненаучных и антинаучных идей и практик, а также организация научного изучения и независимой экспертизы заявлений о таинственных, мистических, паранормальных явлениях для выяснения их реальной достоверности.

За годы советской власти мы привыкли к тому, что подобные задачи ставило перед собой само государство, где безраздельно господствовала одна партия, которая свела атеистическое мировоззрение до уровня жесткого, воинствующего, репрессивного безбожия. Но вот пришли другие времена, и теперь мы живем в стране, где конституционно провозглашены и фактически существуют свобода слова и печати, совести и вероисповеданий, плюрализм мнений. Теперь нельзя просто запретить деятельность людей с другими взглядами, если это не предусмотрено законом. С оппонентами в области мировоззрения можно состязаться только риторически, путем словесного разъяснения своей позиции и дискуссии. Этой точки зрения придерживаемся и мы, российские и петербургские светские гуманисты.

Одна из наших главных задач – обеспечение научного просвещения населения в условиях, когда мистика расцвела пышным цветом на почве, удобренной недостаточной образованностью и плохим знанием законов природы, открытых трудами многих поколений подлинных ученых-естествоиспытателей. Сложность состоит в том, что на протяжении последних лет у нас в Петербурге (как и во всей России) слово подлинных ученых практически перестало быть слышно. В основном возможностями средств массовой информации пользуются благодаря имеющимся у них финансовым средствам лжеученые, церковники и просто всякого рода шарлатаны, благодаря которым происходит то, что выступавший здесь до меня Петр Александрович Тревогин с присущей его языку образностью назвал интеллектуальным геноцидом россиян. Стремясь прорвать эту блокаду разума, мы и обратились к петербургскому радио с предложением учредить постоянно действующий цикл антимистических, научно-популярных передач, который благодаря хозяину этой студии Александру Борисовичу Федорову недавно начался и успешно продолжается. Мы надеемся, что такие передачи будут звучать и дальше до тех пор, пока в них будет необходимость, т.е. пока в средствах массовой информации (в том числе, к сожалению, и на петербургском радио) будет звучать и печататься информация мистического и псевдонаучного характера. Мы приглашаем к участию в этом цикле ученых, писателей, общественных деятелей, педагогов, медиков, философов, всех, кто разделяет нашу озабоченность наступлением иррационального на умы людей.

Хочу повторить, что хотя мы являемся противниками оболванивания слушателей и читателей с помощью мистической информации, мы отнюдь не ратуем за ее запрет. Во-первых, потому, что ее публикация не запрещена, а, значит, разрешена законом. Во-вторых, мы понимаем, в каком трудном материальном положении в наше время оказались средства массовой информации, лишенные государственной финансовой подпитки и вынужденные по этой причине поддерживать свое существование за счет рекламы и продажи эфирного времени и газетных площадей всем, кто готов за них платить. Но лично мне трудно поверить, что руководители этих СМИ, например, тот же Олег Сергеевич Кузин из уважаемых мной «Санкт-Петербургских ведомостей» или Владислав Андреевич Старков из не менее уважаемых «Аргументов и фактов», люди высокообразованные и разумные, сами свято верят в публикуемую в их изданиях с их благословения псевдонаучную галиматью. Конечно, не верят. Но публикуют, чтобы добыть средства на прокорм своих коллективов и продолжение издания своих газет, где есть и немало другой, действительно полезной и необходимой людям информации. Вот только не мешало бы им в этом публично, на страницах своих же газет, признаться и отмежеваться таким образом от тех, кому они вынуждены «продаваться». Недавно, 17-го ноября, я обратился с таким предложением к Олегу Сергеевичу Кузину, добавив, что следовало бы писать в газете после публикаций мистического и лженаучного характера, что редакция не обязательно разделяет точку зрения авторов, а еще лучше – публиковать комментарии настоящих ученых. Ответа я пока не получил, но продолжаю на него надеяться.

В одной из предыдущих передач нашего антимистического цикла Михаил Михайлович Богословский отвечал на вопрос «Почему люди верят в Бога?» Этот вопрос можно поставить и шире: «Почему люди вообще подвержены мистическим верованиям?» Размышления над этим вопросом приводят к выводу, что это является результатом борьбы в каждом человеке эмоций и разума. Эта борьба идет в людях постоянно и притом с переменным успехом. Вот и мистика расцветает на почве такой присущей практически всем людям эмоции, которую можно назвать искушением сверхъестественным, соблазном потустороннего. Нередко ей сопутствует чувство попранной справедливости, желание обрести защиту, и, не находя этого в реальности, человек думает: «Эх, появилась бы сейчас какая-нибудь таинственная сила и навела порядок». Разумный человек тут же одернет себя и скажет: «Увы, чудес не бывает. Надо наводить порядок своими руками». А другой, не найдя в себе силы преодолеть соблазн веры в таинственное, направляет стопы к гадалке, экстрасенсу, целительнице, астрологу или священнику.

Недавно я прочел об этом в книге известного современного американского светского гуманиста Пола Куртца, которая в русском переводе так и называется «Искушение потусторонним». Размышляя о том, способна ли наука если не устранить, то хотя бы вытеснить на периферию мистические верования, этот мудрый мыслитель с грустью признает, что гарантии такого исхода нет. Не в том ли причина, спрашивает автор, что трансцендентное искушение скрывается в самой природе человека, которого по этой причине, может быть, следовало бы назвать не Homo sapience, а Homo religious. Даже некоторые ученые, которые сами заняты поиском новых знаний и объективной истины и верны научной рациональности, могут исповедовать религию и принимать без доказательств, на веру то, что приходит им на ум в моменты искушения потусторонним. Что же говорить о прочем люде, далеком от передовых научных рубежей?

Но Пол Куртц опровергает тезис о природной религиозности любого человека тем, что, существуй она, среди людей не было бы ни скептиков, ни атеистов. А их в мире очень много. Не стану повторять цифры, которые уже приводил Михаил Михайлович Богословский. Сошлюсь лишь на голландского профессора, сопрезидента Международного гуманистического и этического союза Роба Тилмана, который сообщает, что в Нидерландах атеисты и скептики составляют добрую половину населения.

Первенство в приверженности безбожию еще недавно принадлежало советскому народу, так как атеизм насильственно насаждался находившимися у власти коммунистами. Но атеистическая убежденность самих коммунистов оказалась не органичной, а показной. Об этом свидетельствует хотя бы то, что бывший генсек КПСС Горбачев еще в 1990 году лично широко распахнул дверь в нашу страну перед так называемой Церковью Объединения корейского проповедника и миллиардера Муна, а нынешний глава КПРФ Зюганов, как поведало нам недавно телевидение, сам похаживает в церковь. Но в России и сейчас осталось немало нерелигиозных людей, хотя их голос практически не слышен из-за неразумной политики государства и многих, но, к счастью, не всех СМИ. Преодолеть воздвигнутый информационный барьер – в этом видят свою благородную задачу светские гуманисты России и, в том числе, Петербурга.

Ведущий передач - радиожурналист А.Б. Федоров.

наверх