Н.С. Гордиенко. Мистика календарных дат.
(радио "Петербург" 15.01.00)

У микрофона философ и религиовед Н.С. Гордиенко, 15.01.2000

Мистика календарных дат

Мои коллеги, ранее выступавшие в этой программе, уже обратили внимание радиослушателей на едва ли не всеобщее увлечение наших сограждан различными формами мистики. Я хочу остановиться на отдельных симптомах так называемой магии чисел, особенно на мистическом восприятии некоторых календарных дат.

Действительно, некоторые числа натурального ряда мистифицируются суеверными людьми как магически положительные: 3 – «Бог троицу любит», 7 – «семь пядей во лбу», 12 – число апостолов у Христа и месяцев в году и т.д. Другие наоборот, вызывают мистический ужас: 13 – «чёртова дюжина», 666 – «число зверя» и т.д. Довольно часто мистифицируется людьми и число 1000. Оно связывается с верой в конец света и грядущее тысячелетнее царствование то ли дьявола, то ли Бога. Каждое тысячелетие вызывало у какой-то части людей, мягко говоря, тихую панику, оказывавшуюся всякий раз неоправданной. Тем не менее это не снимало страха перед «роковым» числом 1000.

Сейчас завершается второе тысячелетие новой эры и приближается начало третьего. Суеверные люди пребывают в тревоге (не наступит ли «конец света»?), а любознательные проявляют вполне обоснованный интерес к тому, с какого момента был начат отсчет этих тысячелетий и почему завершение второго из них преподносится в качестве глобального юбилея.

Одни говорят, что в исполнилось 2000 лет Иисусу Христу, другие -, что завершилось второе тысячелетие существования христианства – крупнейшей из мировых религий. Таким образом, и те, и другие связывают истекающее тысячелетие с именем христианского бога. Действительно ли обоснована ли такая связь?

О земной жизни Христа мы знаем из Евангелий – четырех книг, открывающих Новый завет, христианскую часть Библии. Но в них нет никаких сведений о дне, месяце и даже годе рождения Иисуса. Не случайно, что первые два века христиане вообще никак не отмечали день рождения Христа, а армянская церковь не отмечает и поныне, празднуя только день его крещения.

Когда христианство было объявлено государственной религией Римской империи и стало подавлять другие религии, было обращено внимание на то, что, в отличие от Христа, боги других религий имеют дату рождения, и почти у всех это 25 декабря. Почему же именно этот день? А дело в том, что 25 декабря – день необычный. Все народы с языческих времен так или иначе поклонялись Солнцу. Их тревожил тот факт, что с приближением зимы оно всё раньше уходило за горизонт. Они боялись, что оно может однажды не вернуться, а ведь с ним связана вся жизнь на Земле. Поэтому Солнцу молились, просили его не уходить насовсем. И оно, как казалось солнцепоклонникам, внимало этим молитвам и после нескольких дней зимнего «солнцестояния», начинало с 25 декабря «возвращаться». Это был как бы день повторного рождения Бога-Солнца. Он-то и был объявлен датой рождения богов Митры, Юпитера и др. Эту же дату определили в качестве дня рождения своего бога и христиане в надежде, что о других богах люди скоро забудут, а Рождество Христово обретет фиксированную дату. Так и случилось. Отсюда видно, что 25 декабря – не реальная, а условная, символическая дата рождения Иисуса Христа, о чем знают далеко не все рядовые его приверженцы.

Но это только день и месяц. А как же быть с годом появления на свет младенца Иисуса? Этот год не называли аж до VI в. н.э. И только в 525 г. один монах, скиф по происхождению, сотрудник папы римского Дионисий Малый произвел сложные и, как ему казалось, точные расчеты, благодаря которым установил, что Иисус родился в 754 г. от основания Рима. Эту дату и объявили первым годом христианской эры, христианского летоисчисления, хотя, строго говоря, если Иисус родился 25 декабря 754 г., то первым годом новой эры следовало назвать следующий, 755-й, год и от него вести новое летоисчисление. Но что получилось, то и получилось.

Однако вскоре выяснилось, что Дионисий допустил крупный просчёт. В Евангелиях сказано, что Иисус родился в год, когда в Иудее царствовал Ирод Великий – настоящий ирод, беспощадно уничтоживший даже собственных детей и родственников. Этот царь прослышал, что волхвы говорят о рождении царя небесного, подумал, что речь идет о самозванном претенденте на его престол, и решил убить младенца. Но это ему не удалось, и он приказал уничтожить всех мальчиков до двухлетнего возраста, надеясь на то, что в их число попадет и Иисус. Но ангел предупредил об этом Иосифа и Марию, и они бежали в Египет, где и проживали до самой смерти Ирода, о которой были тоже уведомлены ангелом.

Так сказано в Евангелиях. Но Ирод – не мифическая, а реальная историческая личность. О нем всё известно, в том числе и дата смерти: 750-й год от основания Рима. Значит, не мог он четыре года спустя преследовать новорожденного Иисуса. И церкви пришлось признать, что Христос родился либо в 750-м, либо в 748-м году, т.е. за 4-6 лет до официально утвержденной ею даты Рождества Христова. Отсюда следует, что отмечать 2000-летие Иисуса Христа надо было в 1994-1996 гг. Выходит, эту юбилейную для себя дату христиане просто прозевали.

Если так, то, может быть, сейчас исполнилось 2000 лет христианству? А что такое христианство? Это, как известно, учение Иисуса Христа как Богочеловека, которое распространял сначала он сам, а после его смерти – его ученики-апостолы и их преемники. Но из тех же Евангелий следует, что пропагандировать свое учение Иисус начал лишь на 31-м году жизни, а до этого не был никому известен. Значит, самый ранний срок начала христианства – это приблизительно 25-27 гг. н. э., и второе тысячелетие христианства завершится где-то в 2025-2027 гг. А до этого времени еще надо дожить.

Так откуда же взялось отношение к 2000-му году как юбилейному? Повинны в этом католики. Это у них сначала каждый 100-й год христианской эры объявлялся «святым» годом, позже – каждый 50-й и наконец - каждый 25-й. Поэтому предыдущий «святой» год они отпраздновали в 1975 г., сопроводив его широкой рекламной кампанией, интенсификацией паломничества и прочими доходными мероприятиями. Нынешний, 2000-й, год – тоже, естественно, «святой», и католики, начав праздновать его с конца декабря 1999 г., собираются завершить его в начале января 2001 г. Вот это обстоятельство и явилось поводом для празднования всеми христианами, включая православных, в 2000 г. то ли 2000-летия Иисуса Христа, то ли 2000-летия христианства, хотя ни к той, ни к другой дате католический «святой» год никакого отношения в общем-то не имеет.

Таким образом, о наступившем 2000 г. можно говорить не как о юбилейном, а всего лишь как о завершающем годе второго тысячелетия по христианскому летоисчислению. И только по христианскому, ибо сейчас в мире действуют и другие летоисчисления. Например, мусульмане живут сегодня в 1420-м году по «лунному» календарю и в 1398-м – по «солнечному» (они ведут летоисчисление от момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину). А у иудеев сейчас уже 5760-й г. от «сотворения мира».

Следует сказать еще об одном недоразумении. Основная часть христиан отмечает Рождество 25 декабря по григорианскому календарю, принятому взамен юлианского в Европе еще в XVI в., а в России – более 80 лет назад. Однако в нашей стране верующие упорно продолжают праздновать Рождество по юлианскому календарю, отставшему от григорианского на 13 дней, а именно - 7 января. Принято говорить, что католики и протестанты придерживаются нового стиля, а православные – старого. На самом же деле из существующих на сегодняшний день 15 независимых друг от друга (автокефальных) православных церквей давно устаревшим юлианским календарем пользуются лишь четыре: иерусалимская, русская, грузинская и сербская. При этом даже в самой русской православной церкви не все приходы сохраняют верность старому стилю. Так, все зарубежные приходы, а их более 120, перешли на новый стиль. А в эстонской православной церкви, которая еще недавно была частью русской, приходы с чисто эстонской паствой руководствуются новым стилем, с чисто русской – старым, а смешанные – и тем, и другим, отмечая все православные праздники дважды.

Итак, в настоящем, 2000-м, году не исполняются ни юбилей Христа, ни юбилей его учения, что бы ни утверждали разные средства массовой информации – как церковные, так и светские. Это всего лишь завершающий год второго тысячелетия новой эры. А следующее тысячелетие наступит 1 января следующего, 2001-го, года.

Ведущий передач - радиожурналист А.Б. Федоров.

наверх