Статьи журнала "Здравый смысл"
Номера:  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  

Номер 53

IN MEMORIAM

  • Памяти великого человека. 8 ноября 2009 года на девяносто четвертом году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался выдающийся ученый и общественный деятель России, лауреат Нобелевской премии, академик Виталий Лазаревич Гинзбург. Страна потеряла человека, чей вклад в науку, безопасность страны и ее достоинство был поистине велик и уникален. Он был чуток к логике развития естествознания, к стратегиям научного поиска, к демаркации науки и лженауки. Он был научным материалистом, атеистом и светским гуманистом. В условиях клерикального «крена» в современной России одним из первых свой голос в защиту свободы совести поднял Виталий Лазаревич. Это стало серьезным и отрезвляющим фактом нашей общественной жизни. Виталий Лазаревич был почетным членом Российского гуманистического общества, инициатором создания и членом попечительского совета Фонда «Центр исследований свободомыслия и гуманизма “Человечность”», он подписал всемирно известный документ «Манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму».

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

  • Фундаментальная наука и будущее России. Открытое письмо эмигрировавших из России учёных Президенту и Председателю Правительства РФ. «Мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки в стране. Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются. Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран. Громадной проблемой для России был и остаётся массовый отток учёных за рубеж»…
  • Академик, вице-президент РГО Гарри Абелев. Акт важный, но остро недостаточный. «Чрезвычайно важной причиной вырождения отечественной науки и оттока отечественных учёных из неё является чиновничий подход к распределению и контролю средств. Речь здесь даже не о чрезмерной коррупции… Главное – в полном непонимании сути научного исследования…»
  • Дмитрий Баюк. Самоэвакуция российской науки... «Во-первых, ‘массовый отток учёных за рубеж’ – это не проблема, а следствие большого количества разнообразных проблем. Во-вторых, трудно себе представить более действенный путь к спасению российской науки, нежели её самоэвакуация, удачная возможность для которой открылась после смерти Брежнева»…

РОССИЙСКАЯ НАУКА

  • Иван Стерлигов. Российские R&D: динамика трёхлетия. «Устойчивый рост финансирования [российской науки] пока не сопровождается увеличением продуктивности, измеренной в количестве патентов и публикаций в научных журналах. Эти показатели остаются неизменными из года в год. Зато устойчиво растут доходы от экспорта технологий и технологических услуг».
  • Юрий Ефремов, Захар Оскотский. Развитие науки – или национальная катастрофа. «От представителей власти и крупного бизнеса мы время от времени слышим ритуальные слова о необходимости развития науки и инноваций, но не предпринимается никаких попыток свернуть с колеи сырьевой экономики. При нашей демографической ситуации эта колея ведёт в пропасть. Мы убеждены в том, что Россия может решить свои внутренние проблемы и защититься от угроз XXI века, только двигаясь по пути научно-технического прогресса».

РЕЛИГИЯ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО

  • Сергей Мозговой. Под видом религиозной культуры внедряют идеологию. (Интервью интернет-изданиям Портал-Credo.ru и Великая эпоха). Глава государства заявил, что в школе будут преподаваться основы «традиционных» религий: православие, иудаизм, ислам и буддизм, а в армии вводится институт «военного духовенства». Многими гражданами это решение оценивается как антиконституционное и направленное на принудительное разделение народов России по религиозному признаку, нарушение базовых прав граждан, свободы совести, принципов светского государства, угрожающее целостности России.

АКТУАЛЬНОСТЬ ГУМАНИЗМА

  • Валерий Кувакин. Время самоопределения: тезисы о гуманизме. «…Вопреки заверениям о нашей уникальной духовности и соборности мы ведём себя как народ не дружный, слабо самоопределяющийся. Это особенно заметно сегодня, когда мы собираемся, как кажется, сохранить из социализма всё худшее и соединить его со всем худшим, что есть у капитализма. На фоне всех этих негативных тенденций гуманизм может быть вариантом противостояния злу, просветом в жизнетворчество».

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

  • Николай Никандров, президент Российской академии образования. В журнал «Здравый смысл». В Российской академии образования разработаны курсы светской этики для школьников с 1 по 11 класс. Все учебные пособия прошли в течение 7–10 лет опытно-экспериментальную проверку в общеобразовательных школах и в настоящее время предлагаются для массовой апробации в школах Российской Федерации.
  • Эраст Козлов. Светская этика в школах Москвы как реальная альтернатива введению курса «основ религиозной культуры». «…Была открыта городская экспериментальная площадка по проблеме ‘Нравственное образование в средней школе’ в которой приняли участие около 50 московских общеобразовательных школ, приступивших с 1 сентября 2004 года к систематическому обучению детей основам светской морали с 1 по 11 классы…»
  • Нравственное образование: говорят директора московских школ. «Программа ‘Нравственное образование в средней школе’ предусматривает комплекс мер, которые обеспечивают защиту прав ребенка на свободное нравственное развитие и обогащение. Во-первых, она знакомит учащихся с общечеловеческими нравственными ценностями, не содержит конфликтного религиозного и националистического материала…» (Ю. Россихин)
  • Вячеслав Мейдер. Гуманитарное образование – основа духовной безопасности. «…Гуманитарно развитый человек способен осознать свою персональную ответственность за всё происходящее в ближайшем окружении и в стране. Анализ крушения империй ясно свидетельствует, что они рухнули, поскольку строились не на гуманитарных основаниях (а если и строились на них, то зачастую при ложном понимании гуманизма)».

ПРАВО И КУЛЬТУРА

  • Марина Кулешова. Европейский ландшафт как культурное наследие. «…Законодательство не может зарегулировать всё разнообразие возникающих в обществе правоотношений, в частности, по поводу использования и развития ландшафта. Законодательство – достаточно грубый инструмент, основанный на технологиях формальной логики. Нередко он используется для разработки ангажированных коммерческими структурами проектов…»

ЭССЕ

  • Борис Родоман. Клерикализация российского экскурсионного туризма. «Плохо, когда светский туризм усилиями его организаторов превращается в узко конфессиональное религиозное паломничество. А именно это и происходит сегодня с внутренним экскурсионным туризмом в России».

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

  • Мария Хасиева. Коста Хетагуров – поэт, просветитель, гуманист. К 150-летию со дня рождения. «Его мировоззрение… – это гуманизм с его идеями человеколюбия, свободы и равенства всех людей. Центральная идея его творчества – идея свободы – понималась им в позитивном смысле. Он отрицал анархистскую и ницшеанскую трактовку свободы как свободу отрицания, имморализма, бунта и разрушения…»

УРОКИ НА ЗАВТРА

  • Юрий Шапиро. Перечитывая Шаламова: эпизоды воспоминаний известного российского хирурга. «Из электронной библиотеки я скачал ‘Левый берег’ Варлама Шаламова. Перечитал. Нахлынули воспоминания более чем полувековой давности: Колыма, огромная больница, оставшаяся в наследство областному здравоохранению от Колымского полка НКВД…»

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

  • Александр Круглов. Этика нормативная и ситуативная. По мысли автора, нормативная этика ориентирована на моральный закон, в то время как ситуативная (гуманистическая) этика – на моральную задачу. Проводится последовательное различение этих двух этических установок. Дается анализ этической философии автора самого термина ‘Situation Ethics’ – Joseph F. Fletcher.

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

  • Валентин Соколов. Мысли о религии и её нашествии. «Атеист я не воинствующий. Огорчен лишь тем, что мало вижу в общественной печати антирелигиозных выступлений. Не каждое издание берётся их публиковать. Почему наука позволяет так беспрепятственно и нагло подталкивать людей к мракобесию?..»
  • Иван Балалаев, заслуженный работник культуры РФ. Духовное не значит религиозное. Меня беспокоит политика РПЦ (МП). На каком основании она присвоила себе право на ‘духовное’ развитие человека, монополизировав при этом само это слово?! По Конституции Россия – это светское государство…»

ОТКЛИКИ

  • Владимир Богоявленский. На злобу дня. «Друзья гуманисты, пробил наш час! Мы должны не полениться сказать ещё и ещё раз своё веское и убедительное слово в защиту светской культуры и гуманизма, склонить чашу весов к здравому смыслу, в котором и просматривается настоящая духовность цивилизованного и гуманного человека…»

РЕЦЕНЗИИ

  • Всеволод Ляшенко. Моё знакомство с творением гуру. Остроумное и ироничное изложение книги популярного ныне в России автора Михаила Веллера «Всеобщая теория всего».

СООБЩЕНИЯ

  • Электрон Добрускин. Когда будет наполнен стакан? О необходимости интеллектуального общения, как способе самоорганизации интеллигенции перед лицом современных проблем, и первом опыте электронного семинара на основе Всемирной Сети Internet. «Интеллектуальное общение становится доступно каждому пользователю Internet, где бы он ни жил…»

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

  • Екатерина Буйко, Анна Иванова. Светское и религиозное – два образа единой культуры. Международная летняя школа в Буффало. С 15 июля по 2 августа 2009 года в Буффало (США) проходила Международная летняя школа, организованная Транснациональным Центром исследований (Center For Inquiry – Transnational, Амхёрст, США) совместно с Университетом штата Нью-Йорк (СУНИ, США). В работе школы смогла принять участие группа студентов философского факультета.

НАШИ ДЕЛА

  • Fund for the Future: To Be Continued. 19 сентября 2009 г. научно-просветительская организация Центр исследований свободомыслия и гуманизма «Человечность» и Российское гуманистическое общество торжественно открыли Дом гуманизма, научного просвещения и свободы совести в Коломенском районе Московской области.