Памяти М.М. Чулаки
N 25, 2002 г.

Трагическая весть поразила наши сердца в минувшем августе:

"20 августа, в поселке Металлострой под Петербургом водитель, находившийся за рулем "Тойоты", сбил переходившего дорогу известного писателя и публициста Михаила Чулаки. Пострадавший был госпитализирован в тяжелом состоянии с ушибом головного мозга и от полученных ран скончался в больнице".

Нелепая случайность безвременно унесла из жизни нашего дорогого товарища, замечательного писателя, мудрого и доброго человека, демократа, материалиста и антиклерикала по убеждениям. Ему шел 62 год, и уже свыше четверти века его имя хорошо известно читателям. Многие страницы его богатого творческого наследия посвящены мировоззренческим и гуманистическим темам и проблемам. Он - автор многих романов и повестей о современности. Заслуженный интерес вызвало одно из недавних его сочинений - роман "Большой футбол Господень", редкое, если не единственное в наше смутное время духовного конформизма, антиклерикальное художественное произведение.

Он был порой парадоксальным в суждениях, но всегда принципиальным. Защищая права человека не только на словах, но и на деле (в должности уполномоченного по правам), он смело говорил правду любому, невзирая на лица. При этом почти вся его деятельность протекала на "общественных началах".

Один из нас, прочтя весной 1998 г. в петербургской газете антиклерикальную статью писателя "Плоды новейшего просвещения", пришел к нему со своей статьей-вопросом "Куда податься бедному безбожнику?" И Михаил Михайлович не только содействовал своим авторитетом опубликованию в той же газете этого «неудобного» для многих нынешних СМИ материала, но и указал автору путь в Российское гуманистическое общество. Было это так (цитата из очерка «Сумерки разума», опубликованного в журнале «Здравый смысл» в 1999 г.):

«- Религиям сейчас привержено, - поведал писатель, - большинство землян и, к сожалению, россиян тоже. На религию нынче мода, а всякая мода развивается, как известно, по синусоиде, и мы находимся на ее восходящей ветви. Столь широкий размах веры в Бога – следствие того, что человечество в своем большинстве глупо и преступно. Разве умные люди стали бы уничтожать друг друга в войнах и губить природу? И при существующем на нашей планете ужасном положении я был бы, как это ни парадоксально, даже огорчен, узнав, что большинство жителей Земли – атеисты, и, следовательно, это дело их рук. По причине относительной малочисленности нас и не слышно сейчас в России. Кроме того, атеисты потрясены и подавлены. Для издания атеистической литературы нужны деньги, которых нет. Сам я, когда выпадает где-нибудь выступить, в том числе и по радио, не стесняюсь выказывать свое негативное отношение

к религии. Вижу, что Вы настроены довольно решительно. В таком случае попробуйте обратиться в Москву, где уже сделаны шаги, о которых Вы говорите. Там даже приступили к изданию нового журнала. Если Вы хотя бы подпишитесь на него, как это сделал я, то и этим поможете атеистическому движению. Успеха Вам!»

Будучи сам убежденным материалистом, гуманистом и атеистом, просто глубоко здравомыслящим человеком, М. Чулаки тесно сотрудничал с РГО и его СПб отделением, возникшим в 1999 г., публиковался в журнале РГО "Здравый смысл" и на интернетовском сайте отделения. А в июне текущего года группа питерских ученых, воспользовавшись его любезностью, провела в его рабочем кабинете на Невском собрание по учреждению в составе СПб отделения РГО Совета по борьбе с лженаукой и мракобесием, который под руководством акад. РАН Е.Б. Александрова резко активизировал просветительскую работу отделения. Нет сомнения, что наша дружба и сотрудничество с дорогим Михаилом Михайловичем продолжались бы еще долго, если бы не жестокая смерть.

На церемонии прощания от РГО выступил П.А. Тревогин, единственный, кто отметил, что М.М. был убежденным атеистом. Другие эту тему либо обходили, либо даже пытались утверждать, что раз он верил в добро, значит верил и в бога. Видимо, говорившие так плохо знакомы с его творчеством. Сейчас в магазинах продается его последняя прижизненная книга - сборник избранной публицистики "Пожелания 3000 году". Кроме одноименной статьи, завершающей сборник, в книгу вошло еще более 70 публицистических произведений, включая атеистические "Бог есть? Бога нет!", "Академик Павлов - атеист", "Паралич мировоззрения" и др. (Интересно, что первая из них сопровождается сноской издательства, что оно "не разделяет точку зрения автора, изложенную в данной статье". Звучит как рекомендация читателю эту статью пропустить, не читать. Вот как нынче в России издают атеистов, если издают вообще).

Вырванный физически из наших рядов, Михаил Михайлович остается среди нас своими делами и мыслями, своим творчеством, памятью о себе… «Успеха Вам!» – эти его слова служат своеобразным наказом нам оставаться верными идеям и делу светского гуманизма в России.

Светлая память редкому человеку, редкому таланту доброты, порядочности, бескорыстия и гуманизма!

Товарищи и единомышленники

наверх