Послание Президента МГЭС
N 29, 2003 г.

"International Humanist News", August 2003, №5

Пятьдесят лет назад за плечами отцов-основателей Международного гуманистического и этического союза (МГЭС) было два века почти непрерывного прогресса секуляризации западного общества. И грядущий мир они видели таким, в котором религия окончательно утратит власть над умами и сердцами людей; это должен был быть мир, управляемый исключительно гуманистическими ценностями разума и сострадания. И как бы они были потрясены ныне, наблюдая возрождение не только религиозной веры, но и религии как политической силы. Едва ли не повсеместно светские и гуманистические ценности в упадке. В Соединенных Штатах, России, Индии и исламском мире союз власти и религии вновь торжествует и расточает жизни миллионов. Перед лицом растущего ожесточения людей, возбуждаемого религиозной нетерпимостью, трудно не впасть в отчаянье. Но мы удержимся от этого, ибо в этом союзе, в конце концов, нет ничего нового.

Еще два тысячелетия назад римский философ Сенека, оценивая религии в целом, сказал: «обыватель всегда считает их истинными, философ – ложными, а магистраты [читай, политики – Р.Б.] – полезными». Со времен утраченного золотого века не было еще эпохи, когда бы короли, тираны, диктаторы и даже законно избранные политические лидеры не пытались заручиться поддержкой духовенства. Но вопреки очевидной взаимоподдержке власти и религии человечество совершило гигантский прогресс за последние 2000 лет – прогресс, явно необратимый. Видимо, мы вступили в такой период, когда часы истории повернули вспять. Иран с его народом, который мы привыкли считать слишком мудрым, искушенным и современно мыслящим для того, чтобы можно было его одурачить, скатился в кошмар средневековья. В Америке под президентством Джорджа Буша младшего христианство превратилось в послушный инструмент самой регрессивной социальной политики. И это – трагедия не только Соединенных Штатов, но и множества экономически отсталых стран. Падение коммунизма возродило надежды миллионов угнетенных граждан бывшего Советского Союза на лучшую жизнь – надежды, во многом обманутые явлением повального бандитизма и возрастающим влиянием Русской православной церкви. В большей части исламского мира «добрый старый Ислам» отступил перед мрачным явлением ислама властвующего и воинствующего. Ежедневно поступают сообщения о повешениях и побивании камнями жертв шариата, и даже на Западе его противники испытывают страх за свои жизни. А в Индии мы наблюдаем, как индуистские фундаменталисты завоевывают популярность на раздувании межклановой розни, в результате которой гибнут тысячи мусульман – розни, которой попустительствуют, а то и прямо содействуют официальные власти.

Так почему же в наше время небывалого научного, технического и материального прогресса религия все еще сохраняет такую власть над людьми? Конечно, ответов на этот вопрос может быть много, но два напрашиваются. Первый – тот, что люди верят в то, во что им хочется верить. Куда легче верить, чем размышлять, и многие отчаянно надеются на существование чего-то за пределами земной жизни, на будущее воздаяние за все земные страдания. То же, во что они верят конкретно, естественно, определяется в большей мере тем, во что верят их предки и сограждане, чем трезвым взвешиванием сравнительных достоинств разных религий. Второй ответ – тот, что как духовенство, так и политики кровно заинтересованы в укреплении власти и влияния религий на умы. Но не будем отчаиваться. Как бы пронзительно ни звучали религиозные и ура-патриотические лозунги, часы истории вновь пойдут в верном направлении, ибо в конце концов эти идеи бесплодны. Раньше или позже идеи гуманизма, человеческого достоинства и самостоятельности, равенства полов, свободы мысли и критического исследования - т.е. идеи Просвещения – будут услышаны людьми.

В 2000-м году Генеральная ассамблея МГЭС пришла к заключению, что разделение церкви и государства есть важнейшее требование гуманизма, и что борьба за их разделение должна определять нашу стратегию. Мы проводили митинги, конференции и семинары по этому вопросу во Франции, Индии, Словакии, США, Канаде, Нигерии и Норвегии. Мы неуклонно боролись против ссылок на веру и Бога в государственных конституциях, а недавно присоединились к кампании за устранение упоминания Бога из Европейской конституции. Мы также включились в кампанию «Смена престола» (See Change), направленную на лишение Папского престола его привилегированной позиции в ООН. МГЭС будет и впредь поддерживать своих коллективных членов в борьбе с внедрением церкви в публичную политику и за права неверующих, и мы будем также сотрудничать с государственными и негосударственными организациями во всех международных начинаниях, направленных против всякой религиозно окрашенной консервативной политики.

Я оптимист. В среде политических и даже религиозных деятелей растет осознание того, что если нам вообще суждено вырваться из омута насилия, характеризовавшего большую часть человеческой истории, то наш единственно верный путь – секуляризм, светское мировоззрение. Возможно, рационализм и гуманизм никогда не вытеснят в полной мере религиозную веру; все решит человеческая природа. Но мы должны строить такое общество, которое не будет предпочитать ни одну религию, где каждый сможет иметь свою собственную точку зрения, отправлять ему тот или иной культ или не отправлять никакой, общество, которое не даст никому права навязывать свою веру другим. Мы должны созидать мир, в котором каждый народ установит равные условия жизнедеятельности для всех как верующих, так и неверующих. Я призываю тех, кто верит в разум и человечность, присоединиться к нам в этом деле.

Рой Браун

наверх