За достойное место в культуре
N 38, 2006 г.

В октябре 2005 г. в США состоялся XI Мировой научный конгресс «К новому просвещению»*. В фокусе обсуждений оказались не столько новейшие достижения мировой науки, сколько вопросы ее значимости для рядового члена общества, для образования, для средств массовой информации и современной культуры в целом. Такой поворот угла зрения обусловлен тенденциями вытеснения науки с общественной арены, прежде всего – из средств массовой информации и общественного сознания. Пользуясь благами науки, особенно в области медицины, обеспечения высокого качества повседневной жизни, связи, коммуникаций и др., люди все реже и реже задумываются о том, что все это становится возможным благодаря высоким технологиям, совершаемой учеными перманентной научной революции и научному образованию. Более того, у науки есть конкуренты, которые не просто соревнуются с нею за место на рынке идей, в культуре и в умах людей, но которые в большей или меньшей степени враждебны науке, свободному исследованию, рациональному отношению к жизни.

Обеспокоенность международного научного сообщества заставляет его мобилизоваться, активно обсуждать вопросы достойного выживания науки, искать новые эффективные ответы на вызовы времени. Конгресс вылился в манифестацию решимости ученых защищать, пропагандировать, популяризировать науку и ее ценности, защищать ее от необоснованных нападок со стороны нигилистов, фундаменталистов, догматиков, иррационалистов, шарлатанов, невежд и лжеученых.

Консервативные и традиционалистские аналитики предрекают закат идей Просвещения и объявляют «поминки» по нему. Но они, как и другие оппоненты этого великого научного и образовательного проекта, не желают видеть его способности к модернизации, обусловленной тем, что его основу составляют научное исследование и разум, которые обладают способностью к самокоррекции и критичности. Вот почему ученые обсуждали не абстрактные идеалы разума и просвещения, а внутренние ресурсы современной науки и образования, позволяющие им занять престижное место в мировой цивилизации.

В свете замысла конгресса и всего хода его работы можно выделить наиболее перспективные предложения, касающиеся модернизации науки и образования:

• освоение наукой современных инфомедийных ресурсов** для обеспечения себе достойного присутствия в планетарном информационном, рыночном и культурном пространстве;

• придание науке привлекательного и узнаваемого имиджа*** – динамичного, яркого, оптимистичного, гуманного, демократического, увлекательного, жизненно необходимого человеку и человечеству; наука должна стать подлинным брендом****;

• признание необходимости овладения наукой как социальным институтом и исследовательским сообществом современными технологиями рекламы и механизмами продвижения продуктов науки и образовательных услуг в сферы потребления, а также получения и использования информации о спросе на науку и образование, о масштабах и возможностях реализации научных идей, разработок и образовательных технологий и услуг; наука и образование должны в итоге взять на себя задачу формирования и поддержки социальных потребностей в своих продуктах;

• установление прочных и продуктивных связей науки и образования со средствами массовой информации, прежде всего за счет создания в научных и образовательных учреждениях адекватных пресс-служб, укрепления статуса и влияния научной журналистики и просвещения журналистского сообщества в целом;

• создание общественных центров по защите науки, ее пропаганде, популяризации научных достижений и ценностей, по демонстрации перспектив и значения науки и образования для улучшения условий человеческого существования; в задачу этих центров должно входить не только научное просвещение, но и создание этических комитетов и комиссий по независимой экспертизе общественно значимых фальсификаций научных исследований, случаев шарлатанства и заявлений о паранормальных или сенсационных феноменах, поддающихся независимому научному расследованию;

• поддержка проектов популяризации науки и образования в формах издания научно-популярных книг, журналов, производства аудио- и видеопродукции, телепрограмм, организации выставок, фестивалей и других общественных мероприятий.

________________________________________________________________

* Статья приведена в сокращении.

** Средства массовой информации.

*** Здесь – лицо, образ.

**** Торговая марка.

наверх