О религии и церкви в шведском обществе
N 54, 2010 г.

Первый раз по семейным обстоятельствам я оказался в Швеции в 2001 г., а с 2004 по 2008 г. жил там. В своей статье я буду опираться как на свои личные впечатления, так и на относящиеся к теме публикации.

Швеция не является страной, о которой в России много знают и говорят. Тем не менее, её образ в глазах россиян определенно положителен. Бытует мнение, и оно недалеко от истины, что в Швеции весьма гармонично соединены принципы либеральной демократии и социального государства или, другими словами, шведы смогли в своей общественно-политической системе соединить лучшие черты капитализма и социализма. По качеству жизни, рассчитываемому по многим критериям (доход на душу населения, качество образования и медицинского обслуживания, эффективность борьбы с преступностью и коррупцией, экологическая ситуация, уровень социальной защищённости людей и т.д.) Швеция традиционно занимает первое или одно из первых мест в мире. Поэтому имеет смысл присмотреться к шведскому опыту.

Я буду говорить только об одной грани шведского опыта: о том, как религия и церковь встроена в политическую и общественную систему Швеции, и, в частности, о том, как преподают религиоведение в шведских школах и гимназиях.

Христианство пришло в Швецию сравнительно поздно1. Считается, что первую христианскую общину в Швеции основал немецкий миссионер, «апостол севера» Ансгар (или Ансгарий) в 830 г. Но христианизация шла очень медленно, и викинги в период своих знаменитых походов, которые продолжались ещё и в начале XI века, не были христианами. Первым христианским королём Швеции был Олаф Шётконунг (980?-1021,1022?). Его дочь Ингегерда была выдана замуж за на тот момент новгородского князя Ярослава (Мудрого) и родила ему семерых сыновей и трёх дочерей.

Реформация пришлась на правление знаменитого шведского короля Густава Васы (1496–1560), которого шведы чтят как освободителя от датского господства. Поначалу он отрицательно относился к новому учению и в 1523 г. даже издал указ, запрещавший изучать произведения Мартина Лютера под угрозой смертной казни. Довольно быстро его позиция изменилась, и уже в 1527 г. на Вестеросском риксдаге сам Густав Васа был провозглашён главой шведской церкви, а имущество монастырей было конфисковано. Король до сих пор является формальным главой шведской церкви. Он единственный человек в Швеции, на которого не распространяется право на свободу выбора вероисповедания: он обязан быть лютеранином2.

Шведская реформация характерна тем, что никакого жёсткого противостояния ей со стороны католиков не было. Лютеранство стало государственной религией, и иных направлений христианства вплоть до XIX века в Швеции не было. Характерно само официальное название: «Шведская церковь», в котором нет указаний на форму христианства, а есть указание на глубочайшую связь в Швеции церкви и государства. Все граждане Швеции автоматически считались принадлежащими к Шведской церкви. Отделение Шведской церкви от государства, и это может показаться невероятным, произошло только в 2000 г. До 1992 г. регистрацией актов гражданского состояния, то есть рождений, браков, смертей и т.д. занималась исключительно Шведская церковь. Право юридически регистрировать брак у неё сохранилось до сих пор, но, разумеется, у граждан есть выбор, и они могут регистрировать брак в муниципалитете. Все члены церкви автоматически платят церковный налог (примерно 1% от дохода; его собирает государственная налоговая служба). До сих пор церковь ведает кладбищами и получает средства на их поддержание от государства. Рождество и Пасха являются нерабочими днями.

Крещение не являлось обязательным условием принадлежности к Шведской церкви: достаточно одному из родителей быть членом церкви и ребёнок автоматически считался принадлежащим к ней. Чтобы выйти из церкви, необходимо было писать заявление. И, понятное дело, это мало кто делал раньше, и мало кто делает сейчас. Поэтому неудивительна та цифра членов Шведской церкви, которую можно найти на её официальном сайте – 72,9% населения3. При этом по одному из американских исследований4 Швеция входит в первую десятку самых атеистических стран мира: атеистов здесь от 45 до 85% населения. И я подозреваю, что многие сознательные атеисты вполне могут считать себя членами церкви, принимая участие в церковных выборах и не испытывая при этом никакого дискомфорта. В церкви довольно редко можно услышать о Боге, рае и аде, о воскресении Христа и т.д., но гораздо чаще - о толерантности, равноправии, помощи бедным, инвалидам и т.д. В соседней со Швецией Дании лютеранский пастор Торкильд Гросбёлль5 открыто заявил, что не верит в Бога и был взят под защиту своими прихожанами6. Сайт Шведской церкви также сообщает, что на сегодняшний день в ней проходят обряд крещения 59% всех родившихся, 34% всех пятнадцатилетних подростков проходит обряд конфирмации, венчаются 44% всех заключающих брак, происходит 83% всех похорон. Там же написано, что еженедельно Шведскую церковь посещают 2% населения. Чтобы сегодня быть членом Шведской церкви, необходимо креститься, но если человек уже крещён в какой-то другой христианской церкви, то достаточно беседы с пастором.

С середины XIX века в Швеции начали появляться разнообразные течения, которые организационно оформлялись в отдельные, существующие и поныне, так называемые «свободные церкви». Но они, как правило, с государственной Шведской церковью окончательно не порывают.

Как и Швеция в целом, Шведская церковь имеет давние демократические традиции. Уже в XVI веке пасторы и миряне получили возможность выбирать епископов, которых утверждал король7. Пастор в протестантских церквях тем более выбирается общиной. С 1862 г. после парламентской реформы в Швеции начали созываться Генеральные ассамблеи8. Но Генеральная ассамблея имела право только утверждать церковные правила и законы, а принимал их риксдаг. На данный момент высшим церковным органом является Генеральная ассамблея, состоящая из 251 депутата (как священников, так и мирян), который избирается раз в четыре года9. Голосование проходит по партийным спискам. Проходного барьера нет. Все парламентские партии традиционно имеют партийные списки на церковных выборах и свои фракции на Генеральной ассамблее. Епископы с мирянами избираются на общих основаниях. Голосуя за список, избиратель отмечает в списке предпочтительного кандидата. То есть окончательное расположение кандидатов в списке и, соответственно, возможность получения ими депутатского мандата, определяют не партийные бюрократы, как в России, а сами избиратели. На последних церковных выборах 2009 года10 было 14 партийных списков и победу одержали, как всегда, социал-демократы – 28,32%, 71 депутат. Второе место у умеренной коалиционной партии, находящейся сейчас у власти – 16,18%. Удивительно мало депутатских мандатов у христианских демократов – 6,99%. Шведские коммунисты, «Левые в Шведской церкви» набрали 1,25% и получили 3 депутатских мандата. Хоть формально они независимы от Левой партии (бывшей коммунистической), но, как сказано на их сайте, «многие наши активисты являются членами Левой партии». В голосовании приняло участие 671.712 из 5.658.143 имеющих право голоса, что составляет 11,9%.

Одновременно с выборами в Генеральную Ассамблею (Kyrkomotet) проходят выборы в Совет епархий (Stift), и церковных уполномоченных приходов (Forsamling). Тоже по партийным спискам. Разумеется, все 14 партий и партийных списков в каждом приходе не представлены, но выбирать есть из кого. Епископы выбираются на альтернативной основе (когда в этом возникнет необходимость) коллегией выборщиков (несколько сотен человек), куда включаются члены Совета епархии, пасторы епархии и определённым образом отобранные миряне.

Церковь Швеции имеет большие заслуги в антивоенном и миротворческом движении. В начале XX века большую известность и влияние приобрёл шведский архиепископ, основатель экуменического движения Натан Сёдерблюм (1866-1931). В ноябре 1914 г. по его инициативе было составлено обращение «За мир и христианское единство», которое было отправлено правительствам воюющих стран. Благодаря его усилиям в 1925 г. в Стокгольме была проведена Всеобщая христианская конференция, на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. На конференции обсуждалось единое экуменическое учение и проблема достижения всеобщего мира. В 1930 г. Натану Сёдерблюму была присвоена Нобелевская премия мира. В Нобелевской лекции он сформулировал три задачи, которые, по его мнению, должна решить церковь во имя мира: довести до сознания христиан, что религия требует как от людей, так и от государств придерживаться норм, закона и справедливости; проповедовать важность «сверхнациональной юридической системы» как средства решения споров между народами; превратить вооружённые силы в защитников мира11.

В руководстве старейшей в мире миротворческой организации «Шведский союз за мир и арбитраж», основанной ещё в 1883 г. 80 депутатами шведского парламента, большую роль играли клирики Шведской церкви. В 30-40-х гг. её председателем был пастор Пер Гиберг. Антифашистская деятельность этой организации была замечена в Германии, и по представлению немецкого посла министр иностранных дел Швеции весной 1941 г. обращался к Гибергу с рекомендацией прекратить эту деятельность12.

Еще в 1958 г., когда законы, касающиеся церкви, принимал риксдаг, был принят закон, разрешающий рукоположение женщин. Впервые такие рукоположения были совершены в 1960 г. Сегодня больше трети шведских пасторов – женщины. В 2008 г. – 1915 из 4386.

В 2007 г. Шведская церковь начала благословлять однополые союзы, не называя их браком. Обряд благословления таких пар отличался от обряда венчания13. Хотя в Библии такого рода отношения считаются грехом, объяснялось это так, что благословляется не грех, а клятва этих людей во взаимной верности и преданности, которые являются христианскими добродетелями. Ещё в 2004 г. много шума наделала история пастора-пятидесятника Оке Грина14. Он с Библией в руках клеймил гомосексуализм, называл его раковой опухолью общества и был приговорён судом Кальмара к месячному тюремному заключению по закону о разжигании ненависти. Правда, Верховный суд Швеции оправдал его.

В 2009 г. в Швеции был принят гендерно нейтральный закон о браке, где пол вступающих в брак не обозначается. Шведская церковь, имеющая право государственной регистрации брака, была поставлена перед дилеммой: либо выполнять государственный закон, либо отказаться от права регистрировать брак. 1 ноября 2009 г. Генеральной ассамблеей Шведской церкви было принято решение выполнять государственный закон. И не только регистрировать, но и венчать однополые пары. Обряд венчания для однополых пар немного изменён: например вместо слов «муж и жена» пастор произносит «супруги»15. Пастор, если это противоречит его убеждениям, может отказать однополой паре в венчании и тогда они должны искать другого пастора. Но в каждом приходе такой пастор обязан быть.

8 ноября 2009 г. в сан епископа Стокгольма была возведена открытая лесбиянка, 55-летняя Ева Бруне. Она живёт в союзе с другой женщиной-священником. Вместе они воспитывают трёхлетнего ребёнка.

Шведская церковь проводит большую социальную работу среди бездомных и беженцев, имеет миссии в некоторых странах Африки, участвует в экологических акциях, предлагает психологическую помощь по телефону и т.д. Её ни в коей мере нельзя назвать собранием ретроградов и противников прогресса. Она – плоть от плоти вполне демократически и либерально настроенного шведского общества, причём далеко не худшей его части. Просматривая журналы шведских гуманистов, я не нашёл статей с критикой деятельности Шведской церкви. Гуманисты критикуют скорее религиозное мировоззрение в целом, чем деятельность церкви.

В 1958 г. шведским риксдагом был принят закон об отделении школы от церкви. Большинство школ сегодня государственные, и в них проводится последовательная нерелигиозная политика. В средней школе имеется курс «Ориентация в обществе», который включает себя такие предметы, как история, религия (именно так называется), обществоведение и география. Все эти предметы преподаёт один учитель, и он имеет некоторую свободу располагать эти предметы блоками в течение нескольких лет по своему усмотрению. Цель изучения любого предмета указана в специальном документе, который выпускает Образовательная служба. Про религиоведение сказано следующее: «Религиоведение содействует развитию способностей понимать и размышлять о самом себе, своей жизни и своём окружении, и развивает готовность действовать ответственно. Цель религиоведения – способствовать открытой дискуссии о вопросах веры и мировоззрения, а также возбудить интерес и любопытство к религии. Предмет содействует пониманию традиций и культур и, тем самым, даёт основание отвергать чувство враждебности к чужому и развивать у учеников чувство толерантности…».

Я смотрел учебник «Религия» для старших классов школы16. Хорошая печать, много цветных иллюстраций – это понятное дело. Протестантизму, католичеству, православию, исламу, буддизму и индуизму там уделяется примерно одинаковое внимание. Все описывается нейтрально и очень кратко – возникновение, основные положения, обряды и т.д. В конце каждой главы – интервью с ребёнком: я – буддист (католик и т.д.) и что это для меня значит. Как я понимаю – это для воспитания толерантности. Отдельная глава посвящена гуманизму. Приведены портреты гуманистов эпохи Возрождения. Согласно авторам учебника, главная идея гуманизма состоит в том, что «все люди имеют одинаковую ценность: мужчины, женщины, дети, взрослые, чёрные, белые, бедные, богатые, больные, здоровые». Далее сказано, что идеи гуманизма выражены в американской Декларации независимости, Всеобщей декларации прав человека ООН и особенно в её первой статье «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Добавлю, что в той школе, с положением дел в которой я познакомился лично, учитель не прошёл с детьми и половины тем. И, по всей видимости, так обстоит дело в большинстве школ. Среди выпускных экзаменов в конце 9 класса есть три обязательных: математика, шведский и английский языки. Остальные – по выбору. Но если гимназия, куда хочет идти выпускник имеет гуманитарный уклон, то он, разумеется, должен иметь оценку по дисциплине «Религия».

Кроме государственных школ в Швеции имеются и негосударственные, так называемые свободные школы. В подавляющем большинстве они бесплатны для учеников так же, как и государственные. Многие из них – это религиозные школы и частично финансируются религиозными общинами. Некоторые из них имеют давнюю историю и связаны с Свободными церквями, обычно не входящими в Шведскую церковь. В последние годы в массовом порядке начали возникать мусульманские школы. Формально все эти школы должны выполнять шведские законы об образовании, выполнять учебный план, утверждённый Государственной образовательной службой (skolverket). Но в реальности возникает множество проблем, когда, например, религиозно настроенные учителя не хотят рассказывать ученикам о теории эволюции. Общественность последние десять лет бьёт тревогу. Вскрываются различные нелицеприятные факты, газеты печатают статьи с призывами закрыть все религиозные школы.

В любой гимназии также есть предмет «религия». Все обязаны прослушать и сдать курс уровня А. Более высокие уровни ученики изучают или по выбору, или они обязательны в соответствии с профилем гимназии. В нескольких известных шведских университетах, в том числе в старейшем, Уппсальском, имеются теологические факультеты. Когда-то на них готовили пасторов шведской церкви. Согласно закону от 1974 г. образование должно иметь нерелигиозный характер. На данный момент названия «теологический факультет» – дань традиции, и это фактически факультеты религиоведения. Пасторы же учатся в нескольких высших теологических школах.

Таковы мои впечатления и соображения относительно религии и церкви в Швеции. В следующей статье я дам обзор положения и роли гуманизма в этой стране.

1 Глава об истории христианства в Швеции и истории Шведской церкви имеется в монографии: Чернышёва О.В., Комаров Ю.Д. Церковь в скандинавских странах, М., Наука, 1988.

2 Согласно закону о престолонаследии 1810 года, действующему и поныне и имеющему конституционный статус.

3 http://www.svenskakyrkan.se/default.aspx?di=258156&ptid=

4 http://www.vz.ru/news/2006/9/20/49612.html

5 http://en.wikipedia.org/wiki/Thorkild_Grosb%C3%B8ll

6 http://www.religare.ru/print5158.htm

7 В XX веке, до отделения Шведской церкви от государства, епископов утверждал риксдаг.

8 Чаще шведское слово «Kyrkomotet» переводят привычным «собор», но я ориентируюсь на вариант, принятый на русской службе Шведского радио. См. http://www.sr.se/cgi-bin/International/

9 О современном состоянии Шведской церкви см. статью: Чернышёва О. В. Новая роль церкви в мультикультурной Швеции. // Новая и новейшая история, 2007, № 5.

10 http://kyrkoval.svenskakyrkan.se/valresultatslutgiltigt2009/Resultat/Kyrkomote.aspx

11 Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.

12 Чернышёва О. В. Церковь и демократия. Опыт Швеции. М., "Наука", 1994. Глава 8 этой книги выложена здесь http://www.krotov.info/libr_min/24_ch/er/nysheva.htm

13 Согласно Аугсбургскому исповеданию, признаваемому лютеранами, венчание, в отличие от крещения и причастия, не является таинством.

14 http://sv.wikipedia.org/wiki/%C3%85ke_Green Уточню, что пятидесятники не являются членами Шведской церкви.

15 http://www.svenskakyrkan.se/default.aspx?id=310306

16 Berlin Ingrid, Ring Borge. Religion. Amnesboken. Liber AB, Stockholm. 2003.

Ярослав Головин

наверх